В юности Даши серьезно заболел – это была шаманская болезнь…
Творческий инсайт известного скульптора в Якутии (видео)
Скульптор с мировым именем Даши Намдаков на днях посетил нашу Якутию, открыв очередную персональную выставку “Стихия” (см.: https://sakhalife.ru/menya-vylechila-shamanka-ya-i-sam-pryamoj-potomok-velikih-shamanov/). В плотном графике пребывания по линии Национального художественного музея РС (Я), он выкроил ранние утренние часы и посетил Академию наук Якутии, встретившись с ее президентом Леонидом Владимировым. Состоялся интересный разговор, отрывки из которого мы приведем ниже. Несмотря на загруженность массой встреч, воодушевленный идеями от беседы, на эмоциональном подъеме, художник испытал настоящий творческий инсайт, результатом которого стали идеи-образы, раскрывающие культурный код нашей якутской лошадки, возможно когда-нибудь реализуемой у нас в республике. А разговор тогда зашёл о символизме строящегося мостового перехода через великую реку Лена…


Наша справка: Даши Намдаков — Дашима Бальжанович Намдаков, скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер, заслуженный художник РФ, член Союза художников России, Академик Российской Академии Художеств провел на сегодня, если не ошибемся более 30 персональных выставок в России и за рубежом, в том числе в известных музеях и галереях мира. Работы художника хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Российского этнографического музея, Музея современного российского искусства, Тибетского Дома в Нью—Йорке, Музея искусств Гуанчжоу в КНР, а также в множестве частных коллекций 25 стран мира. Одна из скульптур Даши Намдакова выставлена в ГИМе, а знаменитая скульптура «Стихия» находится в личной коллекции Президента России Владимира Путина.
В его работах используются техники художественного литья, ковки и смешивания, используются бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также бивни мамонта, конский волос и дерево. Его стилю посвящено множество работ искусствоведов, но упрощая, их можно свести к этнической культуре бурят с элементами эзотерики шаманских вероучений, традициям Центральной Азии и буддизма*.


“Образы в работах Даши Намдакова обладают таинственной силой воздействия на людей, не знакомых с древними тюрко-монгольскими верованиями, возможно, потому, что корень магических представлений един. Словно нечто, глухо ворочающееся в глубинах нашего подсознания, принимает облик этих существ. Тюрко-монгольская демонология включала самые разнообразные персонажи: одновременно видимые и невидимые, тяжёлые и невесомые, телесные и бестелесные, оборотни могли принимать женский или мужской облик. Хотя не каждый человек обладал способностью их увидеть, реальность их не вызывала сомнение, как и печальные последствия встречи с ними. Полулюди – полуживотные или полурастения, половиннотелые, одноглазые монстры – родственны фантастическим образам Даши. Магические образы художника имперсональны. Среди них особое место принадлежит Чингисхану. Это спокойно сидящая фигура с разведёнными в сторону руками. Его сосредоточение тоже несет магическую природу — под ладонями подразумевается парящий в воздухе «левитирующий» меч. Это персонаж, воплощающий сулдэ (дух/душу) целого народа”***.
Образная тематика, представленная и в якутской выставке отразила образ быка-тотема, встречаемой во многих культурах мира; воины в произведениях Даши Намдакова предстают историческими персонажами или легендами, «имеющими вид старцев, согбенных и уставших, или напротив, величественных и готовых к борьбе. Так, впервые образ Чингисхана, сливающийся в легендах с образом коня Сэтэр, появляется у художника в 2000 году, а в 2003 он уже изображен как буддийское божество.
После нескольких вариантов работ, в 2012 году Даши Намдаков ставит скульптуру из бронзы в Лондоне – на выходе из Гайд-парка. Чингисхан здесь – сильный правитель, с короной, завитыми рогами, со священным монгольским оружием.

https://inosmi.ru/20210228/249228633.html?nw=1614564110000#pv=g%3D249228633%2Fp%3D190992248
Шаманы часто становятся героями его произведений. Художник говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией.
«Маленький Будда» – символ безмятежности и умиротворения, символ чистоты изначального сознания, способного все несовершенства мира превратить в бриллиант, символ дремлющего в человеке потенциала духовного совершенства, является особым выражением смысла и цели учения Будды в художественной форме.
Женщины у нашего художника как правило нежны, хрупки и утонченны. Она для Намдакова синоним фантазии, соединение природного и человеческого начала, стихии и красоты.
В работах Намдакова часто встречается наделение животных человеческими качествами, в том числе изображение богов в образах животных или герои древних мифов и легенд, например, минотавр»****.
Как отмечают специалисты, “с конца ХХ в. и по сей день традиционные ремёсла, а вместе с ними и изобразительное искусство, переживают в Бурятии своеобразный ренессанс, осознанно возвращая в обиход традиционную культурную оптику. Даши Намдаков — ярчайший представитель этого ренессанса. Сохраняя и развивая наработанные традиции, обновляя творческие приёмы и расширяя горизонт культурного взаимодействия, мастера искусства Бурятии принимают активное участие в различных” всероссийских и международных проектах”**. Феномен культурного ренессанса типичен для многих аутентичных этнокультур бывшего СССР, испытавших опыт социокультурной модернизации и сохранивших свое этническое, его культурный код. Подобное мы назвали этномодерном, и это не просто стиль в искусстве, а целая культурная эпоха, проявленная поначалу в профессиональном искусстве, а затем и в хозяйственных практиках национальных регионов России.
«Предки Даши Намдакова — хори-буряты, один из самых многочисленных этносов Сибири, происхождение которых связано с кочевыми племенами баырку и курыкан, известных еще с V–VI вв. н.э. Даши Намдаков родился в 1967 г. в небольшом бурятском селе Укурик, в Забайкалье, у подножий величественных вершин Яблоневого хребта, который является великим водоразделом — на восток от хребта воды текут в Тихий океан, а на запад — в Байкал и далее в Северный Ледовитый океан. Даши Намдаков был шестым ребёнком в семье, где всего было 8 детей. Отец назвал сына Дашиним, в переводе на русский это значит «удачливое солнце». Будучи резчиком по дереву, отец учил своих детей базовым навыкам своего ремесла. Автобиографические воспоминания Даши Намдакова, особенно детских лет, поясняют присутствие в его творчестве запредельного начала как отклика на ниспосланные свыше испытания и их чудесное преодоление»**.
«В подростковом возрасте Даши серьезно заболел – это была так называемая «шаманская болезнь», известная сибирским народам. Вылечить ее можно было лишь в случае, если больной соглашался стать представителем культа и посвятить себя шаманству. Но юный Даши отказался пойти по шаманскому пути, объявив, что хочет заниматься искусством, тем самым, по представлениям этносов, заведомо обрекая себя на болезни. Но, спустя некоторое время, лама озвучил информацию, согласно которой, создаваемые Даши произведения и есть его «шаманская практика»»*****.
«Следствием этого духовного опыта стало желание художника поделиться со всем миром историей своего народа, донести до людей те таинственные образы, которые хранятся в легендах и сказаниях, создавая историческую летопись предков. Труд художника таким образом имеет ярко выраженное воспитательное значение, напоминая современникам о необходимости чтить прошлое и не забывать историю своего народа.
Так или иначе, в творчестве Д. Намдакова просвечивает бурятская идентичность, мягкая и немногословная, философски задумчивая, схваченная в миг самосозерцания во Вселенной, в которой они, человек, — наделённое умом и телом существо и Вселенная, как бы меняются местами и наблюдают друг за другом. Многослойность философской рефлексии, включающей философско-религиозный опыт, в художественном преломлении произведений Д. Намдакова передаёт сложность отношений человека и мира во всём их богатстве и многообразии, оставляя зрителя один на один с загадкой бытия. Неуловимое, загадочное, фантастическое в его искусстве соседствует с добрым юмором и невероятной нездешней красотой.
Часто в стремлении художника прослеживается соединение скульптуры с природным пространством, — безбрежными степными просторами или с необозримой Байкальской водной гладью. С этим мировидением связана давняя мечта Даши Бальжановича построить на берегу Байкала отель в виде гигантской головы мамонта с бивнями, погружёнными в байкальскую воду. При этом высота бивня должна достигать 100 метров, а в голове мамонта разместятся конференц-залы и различные помещения!
Созданное произведение может стать визитной карточкой Бурятии, сродни Эйфелевой башни в Париже или монументу Чингисхана в Монголии.
Талант художника проявился и в архитектуре. Столица Татарстана — Казань имеет «Центр семьи» в виде казана, построенное по его проекту, став символов города на Волге»**.
***
Когда разговор в стенах Академии наук Якутии дошел до символизма строящегося моста через реку Лена, в разговоре ученого и скульптора возникли идейные токи взаимопонимания, которые породили в сознании художника два ярких образа. Первый был навеян буквально той историей, которая случилась в прошлом в Едейском наслеге Намского улуса, где был рожден якутский жеребенок с очень густой и длинной шерстью, почти как у мамонта. В волосяном покрове выросшего очень ласкового жеребца спокойно могло спрятаться до десятка ребятишек! Второй образ Даши Намдакова развернул динамику нашей всепогодной арктической «мамонтовой лошадки»!
Было бы символично когда-нибудь увидеть работы Даши Намдакова на якутской земле, причем не только на выставке в НХМ РС (Я), а построенном мосту — воротах в якутскую Арктику, а когда-нибудь североамериканский континент, или вблизи, например, Всемирного центра мамонта — культурных фронтиров Азии и Арктики, фронт-бренде ‘вещи публичной’ как «Res Publica».
Предлагаем читателям портала окунуться в атмосферу и лабораторию творческого экспромта художника с мировым именем, произошедшим на нашей якутской земле и запечатленной на камеру. Приятного просмотра!
Использованные научные источники со снятым в них ссылочным аппаратом
* Бальжурова, А. Ж. «Странное пространство» в искусстве Даши Намдакова / А. Ж. Бальжурова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 14-1. – С. 154-158.
** Болотов Р.Э. Хранитель бурятской идентичности: феномен Даши Намдакова // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — Т. 7, № 1. — С. 109–120. https://doi. org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-109-120
*** Николаева, Л. Ю. Художественный феномен пластики Даши Намдакова / Л. Ю. Николаева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 4(51). – С. 203-206.
**** Земляная, Т. Н. Особенности пластического языка Даши Намдакова / Т. Н. Земляная // Наука и современность. – 2015. – № 37-1. – С. 64-67.
***** Кубанова Т.А. Истоки и художественные особенности скульптурных произведений Даши Намдакова (2000-е гг.) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 198–201. https://doi.org/10.24158/fik.2022.5.29.
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
https://vk.com/public217206078
https://rutube.ru/channel/24490370
Меня вылечила шаманка: Я и сам прямой потомок великих шаманов
+7 (999) 174-67-82
