Владимир Индигирский: Вся творческая жизнь Вари Аманатовой посвящена якутской песне
Похоже, представлять большому числу любителей этно-фолк певицу Театра эстрады Якутии- Варю АМАНАТОВУ, как новое, значит — отстать от времени. У этой артистки за плечами солидный послужной список: она является первой певицей награжденной музыкальной премией «Этигэн Хомус» в номинации «Лучшая певица года» в 1999 году, Лауреатом престижного международного конкурса эстрадного искусства «Белый месяц» (Улан-Удэ, Республика Бурятия), Всемирного конкурса этнической музыки в Америке (Сиэтл) «Во имя спасения мира», Всероссийского конкурса «Бриллианты России», «Золотой голос» (Москва), «Малахитовая шкатулка» (Санкт-Петербург), «Дыхание Земли» (Улан-Удэ)… Все до сих пор помнят её сольный концерт «Сүрэҕим кистэлин арыйан» (19.05. 2001) с участием монгольской певицы НАРАН.
Певица представляла Россию и Якутию на многих престижных фестивалях и форумах во Франции, Бельгии, Германии, Польше, Испании, Италии, Америке, Китае, Монголии, Японии, Голландии, Швеции, Дании, Финляндии Китае и т.д.
Наша артистка является почетным гражданином Баягантайского, Батагайского, Мюрюнского наслегов и Усть-Алданского улуса. Варвара Аманатова — автор и директор республиканского конкурса эстрадной песни и музыкального детского лагеря «Ай-Ыллаа», автор телепередачи «Эстрада быыһын сэгэтэн», член жюри межрегиональных вокальных конкурсов «С песней по Азии» (Бурятия), «От Ыры» (Хакасия), «Карнавал искусств» (Сочи) и т. д. Кстати, мне повезло с ней гастролировать по Вилюйского и Намскому улусам и обнаружить народную любовь к певице.
Также хочу напомнить всем читателям, что героиня материала является победительницей радиовикторины популярной передачи «Музыкальный салон», где Варя в 1997 году с успехом ответила на 34 вопроса, тем самым обнаружив широкий кругозор в области культуры и искусства.
Уверяю, что читатели материала помнят, как журналисты 90-х годов с восторгом описывали о присущих только ей качеств и магнитизме.
А все началось с того, что совсем молодые якутские двигатели якутского шоу-бизнеса Эдик Гаврильев с Евгением Охлопковым (обладавшими распознавать будущих звезд эстрады) обнаружили никому прежде неизвестную начинающую певицу и познакомили её с тусовкой Якутска. Это встреча радикально изменило Варю — и вчерашняя скромная певица, исполняющая исключительно якутские народные песни, с присущей ей фольклорными мелизмами, сумела преодолеть свои комплексы и через некоторое время превратилась в живую очаровательную звезду якутской эстрады с хитом «Алаас кыыьа». Участие в клипе помогло ей овладеть секретами актерского мастерства и выглядеть достойно в сонгме артистов эстрады. А её врожденная музыкальность и огромное трудолюбие помогли Варе достаточно легко и естественно войти в состав объединения «Сахаконцерт» с неповторимым шармом якутской ментальности.
…Совсем недавно Варя открывала программу золотого концерта радиостанции «Виктория Саха» «Этигэн Хомус — 25″….Уверяю, что имя этой певицы нисколько не потускнела за эти годы, не утратила утонченности и сценического обаяния. За этот период творчества она создала галерею разноплановых и психологически непростых образов для своего жанра. Она и сейчас умеет красиво двигаться, говорить, танцевать, но, если запоет — заслушаешься. Всему чего она сумела добиться в жизни, она обязана только самой себе. И теперь, когда я сижу на её юбилейном концерте, то заметно радуюсь её возросшему профессиональному мастерству, способности к образному перевоплощению на сцене.
Теперь, мы знаем, что Варя с детства предпочла музыку как язык души, она тогда уже поняла, что фольклорное пение понятно всем без перевода.
Варя Аманатова артистка высказанности, завершенности, с волнующей и притягательной загадочностью. В отчётном концерте не было ни малейшей безвкусицы, претенциозности. Временами очень плохо и непрофессионально работал звукорежиссер (как будто, соперничал с Юбиляршей сцены), но опытная певица не проявила на сцене своей злости или слабости (за это ей отдельные аплодисменты).
Все заметили, что певица любит импровизацию и без всякого принуждения подчиняется режиссеру (Амгалена Барашкова), которому она доверяет. В программе певица сочетала артистическую легкость, свободу пения. В пении она грамотно аккумулировала слово и музыку, отчего каждая песенная фраза была наполнена эмоциональным содержанием. Сегодня немного найдутся у нас артисты, которые могли бы соперничать с Аманатовой в передаче неповторимой красоты народных мелодий. И на этот раз, все перечисленные мною качества проступили в исполненных номерах в большой концертной программе, где был задействован ансамбль якутских народных инструментов «Нам кылыьах».
С первого номера юбиляршу поддержал её коллега, засл. арт. Якутии СААРЫН с тойуком «Орто Дойду оноьуута», прозвучавшего осмысленно и вдохновенно.
Трудно преодолеть волнение, которое охватывает зрителя, когда он слышит тойуксута с размахом эпического дыхания и наделенного богатой национальной традиционной культурой.
В исполненном аутентичном сюжете юбилейной программы все заметили импровизационный характер певицы, стремящийся к сохранению генетического корня народно-песенных традиций с её современным прочтением песенного фольклора. Зрителей покорило присущее певице артистическое обаяние, энергетическая сила воздействия, проникновенная интонации голоса, создавшую особую звуковую окраску, которой так не хватает в наше время.
Во втором блоке певица сложила собственный стиль и язык художественного общения с аудиторией. Варя умеет подать песню якутских мелодистов. Кстати, о песнях мелодистов известный искусствовед Ю.Шейкин говорил: » Нет такого якута который бы не знал и не пел песни мелодистов. Мелодисты это пожалуй самое активное творческое явление музыкальной культуры Якутии. Мелодическое движение в Якутии имеет очень важное значение для понимания существа этой культуры. Я убежден, что язык якутский надо учить с песен, он тогда приобретает особый запах. И когда я слушаю якутскую мелодию идет особое тепло от этой мелодии…».
Варя является одним из пропагандистов песен якутских мелодистов. Её простота, доходчивость исполнения, неповторимый по красоте, покоряющий голос с присущей ей тембром, творит из любой якутской авторской песни рельефную драматическую картину, раскрывающую перед слушателями широкую панораму переживаний.
На концерте, наиболее выпукло прозвучала песня Игоря Тараховского «Моя мать», адресно направленная в сидящей в зале матери. Исполненный номер глубинно воздействовал на всех. Искренность и глубина чувств певицы, эмоциональная яркость и раздолье голоса, обращенные к Матери — вот те качества непреходящей ценности, которые не нуждаются ни в каких поправках на время.
Особо проникся зал к певице, когда на вечере, из зоны специальной военной операции, поздравил любящий муж Андрей, с теплотой и искренностью признавшийся в любви к своей супруге, матери его детей.
Поздравление мужа
В ответ взволнованная певица подарила мужу и всем зрителям песню Г. Шахурдиной «Эн эрэ» в сопровождении гитариста Дьарааhын.
Также проникновенно были исполнены песни: «Дьоллоох дьиэ кэргэн», «Муру, Муру барахсан», «Дьурускэн ситим», Но, особенно тепло была принята песня Г. Шахурдиной «Дьуегэлэрим» (Подруженьки), где певица вспомнила подруг детства, а на экране промелькали золотые годы детства в ансамбле «Кэнчээри».
В третьем блоке, после песен: «Олонхо Дойдута», «Оренбургский платок», «Соьуччу таптал» зрители были ощеломлены видеопоздравлениями знаменитых певцов из Бурятии (Зоригто Тагачиев), Монголии (Наран и Сарантуя), Польши (Тарлан), которые с любовью и уважением признались в преклонении перед творчеством юбилярши и поздравили с Днём рождения.
Но, нашим зрителям понравилось поздравление певца Константина СТЕПАНОВА, где он после исполненного своего соло песней «Киьиэхэ тереебут дойдута» исполнил с юбиляршей «Куерэгэйдиин керсуьуу» Валерия Ноева.
В завершении третьего блока программы Героиню вечера поздравил БАЙБАЛ, подарившей героине вечера две свои прекрасные песни. Зал ликовал!
Так и хочется сказать всем, учитесь у Аманатовой, как выстраивать свои отношения с коллегами, благодаря которой не устаревает якутская песня. Такие тонкие душой исполнители, как Байбал, Костя Степанов, голоса которых постоянно звучат в эфире радио и телевидения, а творчество навсегда теперь завоевано любовью слушателей — пришли и признались своём уважение к певице — дорогого стоит!
В завершающей части программы певице удалось удачно выступить с инструментальным ансамблем театра » Эстрада 21″ , где прозвучала песня «Дьэнкир таас».
Прежде чем, прозвучит следующая песня -хочется вспомнить слова основоположника якутской эстрады Ю. Платонова: » «Откуда у такого маленького человечка столько силы и энергии, что диву даешься. Естественно, я с огромным удовольствием стал с ней заниматься, и таким образом, Варя Аманатова была зачислена в РТМЦЭИ. Во время занятий я понял, что вокальная школа у Вари была. Она ещё когда училась в школе, то занималась в детском ансамбле «Кэнчээри» Усть-Алданского улуса под руководством Василия Степановича ПАРНИКОВА. Варя очень хорошо исполняла якутские народные песни со всеми этническими особенностями народа Саха. Чтобы не помешать национальному звуковедению, я старался при развитие певческого голоса Варвары придерживаться несколько другого режима, чем при подготовке исполнителей попсовых произведений. У Вари от природы своя манера исполнительского мастерства и это выделялось, когда она взяла песню Григория Дунаева, своего сокурсника «Алаас кыыhа». Григорий написал мелодию этой песни просто, как обычно пишут все подростки того времени и так же сам исполнял. Но Варя услышала в мотиве уникальные обороты, которые можно использовать в пользу национального колорита. Таким образом, обыкновенная попсовая песня в вариации Аманатовой совсем по другому зазвучала и стала известной, популярной в республике песней с новым направлением. В 2009 году Варваре Аманатовой за заслуги в развитие национального певческого искусства было присвоено звание «Заслуженный артист РС(Я)».
Итак, творческая палитра певицы весьма широка. В её исполнении можно услышать произведения классиков, разученных в её золотом детстве, вокальные миниатюры советских композиторов и конечно же, песни якутских мелодистов. Но, огромную радость в её душе доставляют якутские народные песни или песни стилистически близкими к ней, где у певицы возникает особая красота и тембровое богатство её пленительного голоса.
Интересное творчество Вари Аманатовой помогает приблизиться к этой истине. И отчасти ей удалось в своем очень непростом репертуаре объединить разные песни с разным содержанием в одно направление, начатую ею с группы «Иэхэй- чуохай». Кстати, певица со сцены с теплой и благодарностью напомнила всем зрителям имена своих учителей -наставников: ВАСИЛИЯ ПАРНИКОВА, Юрия ПЛАТОНОВА, ВЛАДИМИРА ТАТАРИНОВА, НАТАЛЬЮ ТРАПЕЗНИКОВУ.
На отчетном вечере, юбиляршу поздравили: Министерство культуры и духовного развития Якутии, управление культуры Усть- Алданского улуса, администрация родного театра эстрады.
Дорогие читатели! Сегодня процесс ассимилиции якутской песни настолько переплетено с эстрадной песней, что зачастую трудно определить, что является субстратом, а что суперстратом. В результате объективных внутренних и внешних сил эволюции с 1960-х годов в стране возникло новое качество песни. А именно, переплетение традиционной и «нетрадиционной» песни. Не случайно, исследователь северной народной песни А. Айзенштадт обнаружил ещё тогда, что..: «Процесс этот не всегда дает положительные результаты, ибо ведёт, в общем, к нивелированию многих самобытных признаков фольклора, но, учитывая громадное влияние новой музыкальной информации, он неизбежен». Эта неизбежность коснулось и якутскую народную песню. Выработанные на протяжении веков выразительные средства якутской народной песни, её интонационная и ритмическая структура, строй образного мышления, дух национального мелоса и его живой вокальной интерпретации было прочно сцементировано в различные исторические, жанровые, локальные проявления музыкальной мысли народа. Теперь этот материал аккумулирован в монолитный сплав национального искусства. И чем ярче на традиционном фоне «бросается в глаза» нетрадиционные жанры, тем нагляднее выявляется их роль в становлении новых музыкальных качеств. И в этом смысле слова, время подхватив народную песню — взаимодействовала с разными элементами новой жизни, трансформировав её в новый продукт — в музыкальную эстраду. И сегодня эстрада, открытая всему новому- выражается оригинальностью жанра, новыми новаторскими тенденциями. И теперь пропагандируемый нашей певицей стиль называется этническая фольклорная музыка, ставшая новой инновацией эстрадного песенного искусства. Сегодня, в век цифровых технологий, люди повернулись к своим истокам. И не случайно, на помощь им пришла опять песня, пробуждающая генную память народа. Люди хотят вновь услышать человеческий голос, мелос, напев, почувствовать мир своих предков.
Итак, певица Варя Аманатова продолжает восхищать многочисленных поклонников своим талантом, непредсказуемостью сценического облика, своим очарованием. Сегодня голосом Варвары Аркадьевны со сцены звучит поэтическая и пылкая душа якутского народа, его благородный облик. Радует тот факт, что сегодняшняя молодёжь очень внимательно следит за творчеством певицы. И это дает право артистке занять достойное место в ряду лучших певцов эстрады Якутии.
Хочется пожелать Варе здоровья, семейного благополучия и новых удач в творчестве.
+7 (999) 174-67-82