Индекс настроений дебютантов: исследование молодых режиссеров и их кинематографических амбиций

Результаты исследования о профессиональных мечтах и страхах, а также жанровых предпочтениях начинающих кинематографистов были озвучены в рамках образовательного семинара-интенсива «Искусство питчинга». Их прокомментировали приглашённые эксперты: Дмитрий Давиденко, Сергей Сельянов, Антон Маслов и Александр Котт.
Мероприятие проходит при поддержке Минкультуры России с 16 по 19 июня в кластере «АРТ ПОЛИТЕХ» Московского политехнического университета. Организатор – медиахолдинг «Цифровое Телевидение».
Гостей поприветствовал руководитель Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко: «Победить в конкурсе непросто, помимо достойных конкурентов, это и непростое эмоциональное испытание творцов на прочность. Но вы должны осознавать, что создавать, снимать свое кино, конечно, это большой труд. Но тем и ценен потом успех. Поэтому я желаю всем удачи!».
Также он огласил даты питчинга Минкультуры: 27 июня состоится очная защита дебютных игровых полнометражных картин, а 2 и 4 июля — документального кино. Защита анимационного кино пройдёт заочно.
В первый день семинара-интенсива было представлено отраслевое исследование «Индекс настроений дебютантов», в котором приняли участие более 100 начинающих режиссёров и сценаристов. По сравнению с прошлым годом увеличился средний балл доверия продюсерам: молодые кинематографисты всё больше прислушиваются к мнению антрепренёров. Также выросли ожидаемые бюджеты, на которые рассчитывают режиссёры и сценаристы для создания своей первой работы. Главным страхом начинающих кинематографистов остаётся перерасход финансов и нехватка средств на оплату работы актёров. При этом на нижние строчки опускаются страх отсутствия творческой свободы и страх недостаточности профильного образования — молодые режиссёры обладают уверенностью, что у них получится достойная первая работа, и они меньше опасаются конфликтов на съёмочной площадке.
Лидирующие позиции среди жанров, в которых хотят снимать кино дебютанты, сохраняют драма и комедия. Наибольший рост показывают мелодрама и военное кино, наименьший интерес вызывают биографии. Впервые в опросе прозвучали жанры фэнтези и драмеди. Тема семьи по-прежнему возглавляет топ тем, затрагиваемых в работах дебютантов. Также в рейтинге фильмы об истории, космосе и науке.
69% опрошенных отметили, что у них есть ролевая модель в профессии, 85% отдают предпочтение российским деятелям искусства: Сергею Сельянову, Андрею Тарковскому, Геннадию Тартаковскому, Никите Михалкову.
«Посмотрите на себя: 42% из вас снимут свой второй фильм в ближайшие 10 лет, 18% снимут третий. Каждый десятый почти снимет четвёртый и более. То есть питчинги Минкультуры — это мощнейшая и достойная воронка. Присмотритесь друг к другу, присмотритесь к тем, кто был на питчинге до вас, и будьте спокойны. Вы в профессии останетесь, как минимум половина из вас. Это очень круто», — подвёл итоги исследования, обратившись к аудитории, куратор интенсива, заместитель генерального директора медиахолдинга «Цифровое Телевидение» по направлению «Кино» Иван Кудрявцев.
Эксперты, лидеры киноиндустрии на семинаре дали советы кинематографистам, которые только начинают свой творческий путь.
«Очень трудно тем, кто хочет работать в жанровом кино. Государственная поддержка как бы обеспечивает поклонников авторского кино, тех, кто тянется к широкому зрителю. С другой стороны, логика понятна, — сразу предоставлять огромную государственную поддержку дебютанту неразумно. Такие люди тоже должны пытаться в рамках этих небольших бюджетов доказывать, что они зрителю интересны, что им есть что сказать», — отметил продюсер Сергей Сельянов.
«То, что вы делаете сейчас, вы делаете для того, чтобы через семь лет быть крутыми. Не сейчас, потому что сейчас ваше кино, скорее всего, будет средним, но без него у вас не будет фильма завтра и послезавтра. То, что так много людей снимают второй, третий и последующие фильмы, — это потрясающий показатель. Это говорит о том, что вы уже упёртые приходите и раз за разом проходите вот эту сложную киношную мясорубку — снять и удачный, и неудачный фильм. Необходимо сделать очень-очень много», — заметил Антон Маслов, режиссёр, продюсер, сценарист, автор телеграм-канала «Масло в огонь».
«Обычная мастерская в идеальном случае — это когда пять человек остались в профессии, не разочаровались после первого фильма. Потому что самое важное здесь и должно быть на первом месте — опасение сделать плохое кино», — сказал режиссёр Александр Котт. Он также посоветовал дебютантам к защите обязательно придумать яркую фразу, якорь, который обязательно запомнят эксперты.
«Министерство культуры — это та самая институция, стартовая площадка, куда любой продюсер с опытом или нет, дебютант с кинематографическим образованием или без, может прийти участвовать в конкурсе и претендовать на субсидию. Здесь важно отметить, что не во всех странах есть такая поддержка. И когда общаешься с зарубежными коллегами, они просто удивляются тому, как государство готово осуществлять поддержку в 70% от производственного бюджета, а то и все 100%. И более того, все права остаются у продюсера, у компании», — сказал руководитель Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Давиденко.
Читайте так же 10 комедий для повышения настроения: Улыбка гарантирована
+7 (999) 174-67-82
