Этим проектом якутское кино совершило квантовый скачок вперед! — зритель

Отзыв неизвестного автора на фильм Эр-Санаа Ох-Хотор Никандра Федорова «Абааһы»
На экраны вышел Абааhы режиссера Ох-Хотора. Могу со 100% уверенностью утверждать, что якутское кино совершило квантовый скачок вперед!
Не буду писать про сюжет: это классическое роуд-муви, где перемещение геров символизирует духовное становление героя. Отец, боящийся за жизнь сына, стремится уберечь его от предназначения, тем самым сбивая с истинного пути. Это типичный конфликт между родительской заботой и необходимостью отпустить ребенка навстречу его судьбе (привет, Гомер!).
Нельзя не заметить влияние братьев Стругацких на концепцию фильма — тот же мотив преследования людей с особыми способностями, что и в «Обитаемом острове», та же дилемма между личной безопасностью и высшим предназначением. Режиссер мастерски создает атмосферу мира, где вера в духовное и сакральное подавляется тоталитарной машиной.
Особое внимание стоит уделить визуальной символике фильма. Отметка в виде молнии на голове Хорсуна — очевидная отсылка к «Гарри Поттеру», маркирующая мальчика как «Избранного». Однако если во вселенной Роулинг это символ избранности через травму, то у будущего шамана это скорее символ внутренней силы, спящей до поры до времени.
Деревня, из которой вынуждены уйти главные герои, предстает аллегорией платоновской пещеры, а их уход — аллюзией на кантовское понимание просвещения как выхода из состояния несовершеннолетия, обретения собственного разума и воли.
Фильм можно прочитать как развернутую метафору тоталитарного общества, где система выявляет и уничтожает инакомыслящих. «Охота на шаманов» очевидно перекликается с историческими периодами репрессий против носителей национальных культур. Оталан-Хаан, которого мастерски играет Гаврил Менкяров, воплощает безликую машину подавления, искореняющую духовность и свободу мысли (браво, Артист).
В более широком контексте «Абааhы» читается как манифест. Ох-Хотор говорит о тотальном противостоянии, которое уничтожает не только жизни, но и культурные коды, делающие нас людьми. Охота на шаманов и кузнецов — это прежде всего уничтожение памяти, связи с предками и традициями.
Абаасы — это многослойное произведение, одновременно и архаичное, и современное. Эр Санаа Ох-Хотор создал фильм-притчу, который говорит об универсальных ценностях через призму якутской культуры. Картина заставляет задуматься о таких вечных вопросах, как свобода воли, цена выбора, ответственность перед будущим.
При всей фантастичности сюжета, фильм глубоко реалистичен в изображении человеческих отношений и конфликтов. Фильм предлагает не только зрелищное путешествие по постапокалиптическому миру, но и серьезное размышление о том, что значит оставаться человеком в бесчеловечных условиях.
Читайте так же Единственное оправдание режиссера фильма «Абааһы»
+7 (999) 174-67-82
