Ученые обсудили вопросы сохранения и развития родных языков

Вопросы формирования этнокультурной среды для сохранения родных языков обсудили ученые и специалисты

Центром родных языков Академии наук РС(Я) проведена Стратегическая сессия по этнокультурной среде с участием делегации Республики Башкортостан

Стратегическая сессия «Создание этнокультурной среды в учреждениях образования» в рамках Декады родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия) состоялась 18 февраля 2025 года в актовом зале Дома правительства №2. Модератором выступила Феодосия Васильевна Габышева, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук РС(Я), доктор педагогических наук, профессор, академик.

Мероприятие посетили более 100 человек, педагоги дошкольного образования, учителя родного языка и литературы, методисты, научные сотрудники, руководители образовательных организаций, представители культурно-досуговых учреждений, креативной индустрии и общественных организаций, а также 13 делегатов Республики Башкортостан, изучающие опыт Республики Саха (Якутия). В дистанционном формате в режиме онлайн подключились около 100 участников из разных уголков республики и регионов России, в том числе г. Москвы, Республики Калмыкия, Хакасии, Тывы, Алтая и Бурятии.

Стратегическая сессия стала продуктивной площадкой для представления ведущих практик по созданию этнокультурной, в том числе языковой, среды в дошкольных и общеобразовательных организациях, по следующим тематическим направлениям:

1. Этнокультурная среда в образовательных организациях с обучением на языке саха: содержание, методы и технологии.

2. Этнокультурная среда в образовательных организациях с изучением языков коренных малочисленных народов Севера: состояние и потенциал.

3. Этнокультурная среда в образовательных организациях Республики Башкортостан: практика и перспективы.

4. Ресурсы креативной индустрии и дополнительного образования в создании этнокультурной среды.

Тематика работы охватила научные и юридические аспекты создания этнокультурной среды, формирование этнокультурного сознания у детей, практические опыты создания этнокультурной среды на языке саха и языках коренных малочисленных народов Севера, деятельность ассоциаций учителей родного языка, возможности использования медиапроектов библиотек Якутска, реализации программы «Эркээйи эргиирэ» и детского телеканала «Тооку» НВК «Саха».

Нужно отметить, что инициатива Центра родных языков Академии наук Якутии, по сути, становится методологическим новшеством, выстраивая полновесную идеологию сохранения этнокультурного «дома бытия» — родных языков народов России. Язык нуждается в среде, он становится в ней инструментом завоевания полноты человеческой жизни, со всеми ее красками и радостями. В «безвоздушном пространстве», в отсутствии питающей язык среды, просто обучение языку, рано или поздно приведет к его деградации. Поэтому нужна комплиментарная среда использования и употребления языка и, самое главное, обретения в ней полноты человеческого бытия. Задача сложная, но жизненно необходимая для национальных культур России. Если мы сумеем создать этнокультурную среду в образовательных институтах общества, то создадим модель ее универсального присутствия далее в семье, профессиональной деятельности и всех других социальных институтах, которую вступившая во взрослую жизнь молодежь сможет туда нести. Ребята станут носителями и пропагандистами идеи создания этнокультурной среды бытия, а это станет залогом сохранения культурного многообразия нашего государства — его главного богатства.

Предлагаем заинтересованным специалистам видеоотрывки из проведенного мероприятия и стенограмму в описании к видео. Уверены, они окажутся весьма полезными для всех интересующихся насущными вопросами сохранения языка и ее среды, так как напрямую транслируют опыт реальных предложений по формированию этнокультурной среды общения в детских садах, школах и других учреждениях образования.

Приятного просмотра!

На стратегической сессии в числе спикеров из научного сообщества выступили Семенова С.С., ведущий научный сотрудник Центра изучения родных языков Академии наук РС(Я), к.пед.н., Кривошапкин М.В., специалист отдела учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов Якутского филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации.

Практический опыт по теме мероприятия представили Захарова С.М., заведующая детским садом №51 «Кэскил» им. Е.Г. Корниловой и председатель Ассоциации руководителей якутских детских садов г. Якутска, Папашева А.-М.Р., заместитель директора по воспитательной работе СОШ №39 им. Н.И. Шарина, Авелова Н.П., руководитель Национального частного детского сада «Осикат» с обучением эвенскому языку (г. Якутск), Руфова М.Н., директор Экспериментальной школы-интерната «Арктика» (г. Нерюнгри), Шумилова В.В., председатель Ассоциации преподавателей родного языка, литературы и культуры КМНСС и ДВ в Республике Саха (Якутия), Решетникова Н.П., директор Централизованной библиотечной системы г. Якутска, Никитина М.М., методист Детского центра «Түөлбэ» им. З.А. Тихоновой  (Намский улус) и Васильева А.Г., редактор телеканала «Тооку» НВК «Саха».

Для приглашенных руководителей в сфере образования в составе делегатов Республики Башкортостан был предоставлен отдельный блок, на котором они с большим удовольствием презентовали опыт создания в многопрофильных детских садах и школах полилингвального обучения и этнокультурной среды, основанной на изучении родного языка. Так, Ишемгулов М.Н., начальник Управления национального образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан отметил тесное сотрудничество Якутией и рассказал об осообенностях организации полилингвального образования в Республике Башкортостан,  Ишбаева Г.А., старший воспитатель Полилингвального детского сада № 202 г.Уфа уточнила некоторые аспекты этнокультурного воспитания в детских садах городского округа город Уфа, Аминев Н.Р., директор Республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии №2 «СМАРТ»», к.истор.н. представил модель поликультурного образования и Салихов И.Р., директор Башкирской Республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова рассказал подробности из опыта работы школы.

Башкирские коллеги стали свидетелями того, что на мероприятии прозвучала живая речь из уст маленьких воспитанников детского сада с изучением эвенского языка в г. Якутске, а также выступлений спикеров на языке саха и исполнения гимна на 5 языках коренных малочисленных народов Севера.

В качестве ведущих экспертов в процессе стратегирования выступили Ситникова Н.В., директор Якутского филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации, Егоров М.Н., доцент кафедры культурологии Института языка и культуры народов СВФУ им. М.К. Аммосова, к.пед.н.; Пудов А.Г., ведущий научный сотрудник отдела эницклопедистики Академии наук РС(Я), к.филос.н.; Данилов И.А., младший научный сотрудник отдела социолингвистических исследований ИГИиПМНС СО РАН.

Эксперты в общих чертах обобщили приоритеты, предложили перспективные стратегии создания этнокультурной среды в образовательных организациях, в том числе и в философском аспекте, отметили наиболее популярные активные формы витализации родных языков с применением IT-технологий и современные способы подачи этнокультурных материалов в социальных сетях, мультипликации и т.д. Каждый из них высказал свое видение и внес свои инициативные предложения для дальнейшей разработки Плана мероприятий по формированию языковой и этнокультурной среды в дошкольных и общеобразовательных учреждениях республики на 2025 и 2026 годы. 

Среди участников на дистанте с приветствием и предложениями выступил Панькин А.Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова. Он высоко оценил сотрудничество с Республикой Саха (Якутия) и Республикой Башкортостан, предложил Габышевой Ф.В. и далее взаимодействовать в рамках подготовки мероприятий по этнопедагогике, посвященных 100-летию Г.Н. Волкова и К.С. Чиряева. 

Напомним, что проведение мероприятия содействует реализации Концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры в РС(Я), созданию этнокультурной среды в детских садах и школах, расширению среды применения родных языков коренных народов республики во исполнение Плана мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы РС(Я) А.С. Николаева Государственному Собранию Ил (Тумэн) РС(Я) от 19 декабря 2024 года, утвержденного Указом Главы РС(Я) от 1 февраля 2025 года №552.

Предложения по разработке Плана мероприятий по формированию языковой и этнокультурной среды в дошкольных и общеобразовательных учреждениях республики на 2025 и 2026 годы принимаются до конца марта т.г. по электронной почте Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук РС(Я) cirya_anrsya@mail.ru (с темой «Стратегическая сессия»).

Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:

https://t.me/AkademyRepSakha

https://vk.com/public217206078

https://rutube.ru/channel/24490370

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх