Никандр Саввинов — якутский Урусевский. О первом кинооператоре Якутии

новое слово о первом профессиональном кинооператоре Якутии .
В рамках недели, посвященной Всемирному Дню аудивизуального наследия, в кинозале «Республика» Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И.С. Жараева организовал кинолекторий памяти первого профессионального кинооператора Якутии Никандра Егоровича Саввинова. Автором лектория выступила Альбина Данилова — известный в нашей республике и за ее пределами кинокритик и ведущий эксперт НЦАНН РС(Я) им. И.С. Жараева.
Никандр Саввинов оставил потомкам целый пласт минувшей эпохи, запечатленный на кинопленке и бумажных носителях, энергия и магия которых открывает нам глубину и многогранность личности первого кинооператора, как универсального журналиста, талантливого продюсера-организатора, писателя, художника экрана, творца и мыслителя.

Альбина Данилова: Только благодаря коллегам из Национального аудивизуального центра мог состояться этот кинолекторий, ведь имя Никандра Саввинова я открыла для себя в 2015-м году, когда влилась в коллектив (тогда еще) Госкинохранилища РС(Я). Все эти годы я пристально всматривалась в истинный портрет кинодокументалиста – летописца советской эпохи, смывая при этом глянец с его образа, стереотипы восприятия и позиционирования этой личности. Коллеги-архивисты постоянно подпитывали этот процесс новыми находками и сведениями о Никандре Саввинове.
После окончания ВГИКА и Высших режиссерских курсов Госкино СССР, Никандр Егорович работал собкором Восточно-Сибирской студии кинохроник по Якутии с 1962 по 1985 год. За это время он отснял 20 документальных фильмов и более 500 хроникальных сюжетов для журналов «Восточная Сибирь» и «Новости дня». Кроме того, являлся автором многочисленных репортажей, статей и очерков для республиканских газет и журналов. Таким образом, Никандр Саввинов стал одним из важных соучастников создания яркого портрета советской Якутии конца 20- века – развивающейся, строящей и созидающей!

Лекция «Всадник промчавшийся» — это своего рода киноведческий экскурс в творческую лабораторию первого профессионального кинооператора. Тема целенаправленно сужена и акцентирована на истоках развития игрового кино в Якутии. Речь шла о необычайном буме якутской графики 60-70 х годов – предтече кинобума нулевых и триумфа якутского кино в мировом масштабе уже в наши дни. Пророчество Никандра Саввинова о большом будущем кино Якутии сбылось.
Могу привести здесь его наказ, не раз высказанный с трибуны съездов кинематографистов Якутии в далеких 70х: «Во-первых, творцы должны начать снимать игровое кино. Во-вторых, якутская молодежь должна овладеть основными кинематографическими профессиями. Только тогда нашу Якутию увидят во всей красе, в полной мере с большого экрана. Вместо нас придут новые специалисты — талантливее, умнее и опытнее нас. Хочу им сказать свой наказ: тема нашей родной республики до сих пор в художественном кино не показана, не раскрыта. Если спросят у меня, почему сам этого не делаю, то отвечу так: Моя задача и цель — развивать документальное жанр… В плане будущего расцвета якутского игрового кино мы – только начало…Придут новые поколения кинематографистов, с них и спрос».

Именно эти строки взволновали меня, как автора лектория, и побудили провести эту мысль в беседе красной нитью. Никандр Саввинов был избранником свыше, облеченным в миссию – заложить в сознание народа саха реальность мечты – иметь собственный кинематограф.
Никандру Саввинову посчастливилось своевременно родиться, жить и творить в 60-х — в «прекрасную эпоху» оттепельного кино, мощно повлиявшего на его творческий почерк, его порывы и дерзания. Он ведь плодотворно работал в тесной связке с известными режиссерами Восточно-Сибирской студии кинохроники Леонидом Суриным и Валерием Хоменко – выпускниками ВГИКа, учениками прославленного кинооператора — документалиста Романа Кармена – фронтовика, снимавшего взятие Берлина и Нюрнбергский процесс. Профессионализм молодых москвичей в сочетании с вольным духом ранней оттепели никак не мог не повлиять на молодого кинооператора из Якутии.

Никандр Саввинов в 1962-м году одним из первых по региональной разнарядке удостоился получения персональной кинокамеры «Конвас-Автомат» под номером 623. Это профессиональный ручной киносъёмочный аппарат с зеркальным обтюратором, рассчитанный на использование 35-мм пленки. Камера отличалась полностью автоматизированной системой работы, что было революционным для своего времени. И это была основная камера для съёмки советских документальных и даже художественных кинокартин 1970-1980-х годов. Операторы и режиссеры сравнивали Конвас-автомат с другим популярным изделием, обозначаемым аббревиатурой из тех же букв «А» и «К» – с автоматом Калашникова. На целых 30 лет эта кинокамера стала главным оружием отечественных кинодокументалистов и кинооператоров оттепельного кино до начала 90-х.

На легендарную мобильную камеру «Конвас-автомат» снимались фильмы Михаила Калатозова («Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба»), Андрея Тарковского («Андрей Рублев», «Иваново детство»). Григория Чухрая («Баллада о солдате»), Григория Козинцева («Гамлет»), Марлена Хуциева («Застава Ильича») и целая россыпь нетленных шедевров от «Июльского дождя» до «Бриллиантовой руки».

Даже первые кадры Земли из космоса люди получили именно благодаря ей. И именно «Конвасом» кинооператор Сергей Урусевский снял самые выразительныне эпизоды фильма «Летят журавли». Помните, классический из них — проводы на фронт, когда камера вместе с героиней, чтобы попрощаться со своим любимым, «пробивается» сквозь толпу. Это было в 1957 году, спустя три года после первого выпуска Конвасов Московским заводом КИНАП. Во времена оттепели 80% советского отечественного кино было снято с применением легкой портативной, ручной «летающей» камеры «Конвас-автомат». Московская Олимпиада 1980 года почти целиком снималась универсальными «Конвасами».
И, если в отчественном кино Урусевский первым «раскусил» все новаторские достоинства и возможности, как сейчас говорят, креативной камеры, смело экспериментировал и использовал это чудо прогресса во благо триумфа советского кино, то в Якутии первым сделал это Никандр Саввинов. Поэтому в ретроспективу его операторских работ во время лектория мы включили наглядные тому доказательства — фрагменты из фильмов «Соната» (о строителях Вилюйской ГЭС и алмазодобытчиках) 1965 г., « Мастерская художника Валериана Васильева», 1972 г., «Какое на дворе тысячелетье?» (о переселении чурапчинцев в годы войны») 1991 г.

В подборе этих кинодокументов из фонда мне помогали наши архивисты Марфа Эверстова, Галина Чомчоева, Вера Никифорова, фильмопроверщица Алена Марсанова. А в подготовке и проведении кинолектория участвовал практически весь коллектив Центра. А по-другому и не бывает, да и не неосуществимо.
Много ли знаем о том, что осталось за кадром кинохроники Никандра Саввинова? Что скрыто от глаз зрителя в его рукописях и воспоминаниях его коллег, друзей, соратников? Какие потрясающе яркие строки посвятил Никандр Саввинов своему лучшему другу — кинокамере « Конвас-автомат» , с которой он был неразлучен до конца своей жизни? О чем мечтал талантливый поэт кинохроники, сравнивая быстротечность времени и бытия со взмахом ресниц? Никандр часто рефреном в своих выступлениях и статьях повторял, как мантру, одну и ту же мысль: «Мы ходим по земле, которая во многом является кинематографической целиной. Но у нее большое будущее!».
И подобно всаднику Никандр Саввинов промчался по этой целине гордо и победоносно. Не забывайте о том, что он был первым, п е р в ы м! А о первых нужно помнить всегда!

По отзывам слушателей эта лекция помогла им ближе познакомиться с незаурядной личностью и прикоснуться к легенде.

Светлана Никандрова Громова, дочь Никандра Егоровича: «Такое впервые…, чтобы слушать с комом в горле. Мы столько нового узнали о самом родном человеке».

Виссарион Томский, почетный кинематографист России, сподвижник и пропагандист архивного дела, основатель Госкинохранилища РС(Я): Наследие Никандра Саввинова – это целый кладезь для научных исследований практически во всех областях — кинематографии, изобразительного искусства, театра, оперы и балета, топонимики, промышленности и сельского хозяйства, образования и воспитания детей. Кладезь — безграничный и бездонный, для полного усвоения которого нужны люди, способные посвятить ему годы.

Для слушателей лектория была организована и иммерсивная выставка: это фотографии, письма, сценарии, статьи и очерки, эссэ и рассказы Никандра Саввинова, опубликованные ранее в 60-80 годах, а так же ждущие своего читателя и в наши дни. Уникальные экспонаты были собраны и сохранены, благодаря кропотливому труду и неустанности хранительницы некогда существовавшего Музея кино, ведущего методиста НЦАНН РС(Я) Марины Софроновны Винокуровой. И, конечно же, благодаря его дочери Светлане Никандровне Громовой, передавшей богатейший архив отца в фонд Национального аудиовизуального центра в сентябре 2009 года.
Из авторской коллекции рукописей огромный интерес вызывают: рукописные материалы, посвященные топонимике — местным географическим названиям, историческим преданиям и рассказам якутов, сборник фотоматериалов и текстов по книге «Якутия – киносьемочная площадка», цикл рассказов и сборников «Ытыс отон», «О5олорум кэпсэннэрэ», «Смешные истории», «Разговор с самим с собой» , письма и напутствия творческой молодежи Якутии. «Слова, как мысли ворошу, как будто я ищу алмазы» — так озаглавил Никандр Саввинов одну из своих рукописей…
+7 (999) 174-67-82


