Золотая третья студия: Москва 70-х — источник вдохновения и полета
Москва любимая. Как Театральная площадь стала счастливой для якутских театров.
К 120-летию со дня первой театральной постановки на якутском языке.
Прославленный Саха академический театр открыл нынче свой юбилейный, 120-й театральный сезон. К этой дате продолжаем публикацию статей о поколениях профессиональных артистов якутских театров, учившихся в московских театральных учебных заведениях: в ГИТИСе и в театральном училище имени Михаила Щепкина. Автор статьи- Катерина Григорьева- Кэрэмэс Сыдьаай.
ТРЕТЬЯ СТУДИЯ

Их часто называют «благословенной» («бааттаах үһүс студия”) или «золотой» студией. И не зря: именно из их среды вышла плеяда людей, которые были призваны реформировать якутский театр и вывести его на совершенно иной этап, откуда в свою очередь берут начало яркие достижения всей якутской культуры конца ХХ века.. Именно им, третьей якутской студии Щепкинского училища, в год выпуска легендарные артисты самой первой якутской студии 1937 года передали свою реликвию: почетное Красное знамя ГИТИСа

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН 1970 е годы.
После яркой эпохи оттепели 1950-60 гг страна вступает в неоднозначную эпоху, которую потом назовут эпохой «застоя». В то же время это были годы стабильности, относительного благополучия и предсказуемости в хорошем понимании этого слова. Люди были уверены в завтрашнем дне, все работали, образование было всеобщим и бесплатным. 1970-е- это время резкого роста образовательного уровня народа, ярчайших событий, эпоха звезд науки, культуры и искусства. В 1970-е годы Нобелевскими лауреатами стали ученый-физик Петр Капица, экономист Леонид Конторович, писатель Александр Солженицын. В спорте, искусстве, науке было много ярчайших и непревзойденных достижений, признанных на мировом уровне. Писатели Михаил Шолохов, поэт Белла Ахмадулина, актер Владимир Высоцкий, балерина Майя Плисецкая были олицетворением того времени. В 1970-е годы были отсняты несравненные советские кинофильмы, которые и сегодня «делают кассу» многочисленным телеканалам и стрим-платформам. Культура на уровне массовости поддерживалась, многие профессиональные актеры, в том числе и театральные, выросли из самодеятельности в многочисленных Домах культуры.
В 1970-е годы преследовалось инакомыслие, появились политические и общественные диссиденты, некоторые деятели культуры уезжали из страны в политэмиграцию. Эта эпоха дефицита, острой нехватки и еды, и вещей первой необходимости, это годы, которые остались в памяти бесконечными очередями, толкучкой, базарами и «барахолками», время «фарцовщиков».

В 1969 г. в театральное училище имени Щепкина проходит набор в третью по счету якутскую национальную студию. Художественный руководитель курса всё тот же Михаил Николаевич Гладков. В студию поступили 23 человека, среди которых были Андрей и Степанида Борисовы, Ефим Степанов, Анатолий Николаев, Герасим Васильев, Афанасий Федоров и другие яркие деятели якутской культуры. Их, только-только принятых студентов, вчерашних абитуриентов перед отъездом в Москву благословил сам Дмитрий Ходулов. Как писал один из тех счастливчиков, заслуженный артист республики Саха (Якутия) Степан Сивцев-Доллу, бархатный голос великого артиста в фойе старого театра зазвучал под церковными сводами старого театра особенно торжественно и величаво. И тот его почти монументальный облик, красивый образ навсегда остались в сердцах юных людей как предчувствие чего-то великого и большого в судьбе их студии.

В 1970-е темп столичной жизни был динамичным, подвижным, как и во все времена, но всё же это было спокойное и размеренное время. Юные девушки и молодые люди сразу окунулись в интенсивную учебу.

Первое время жили в общежитии в Быково. Дорога оттуда была очень утомительной: 1,5 часа на электричке, потом на метро и оттуда бегом до училища. Вечером таким же путем обратно добирались лишь к поздней ночи. Благо, позже их переселили в общежитие в центре, рядом с училищем.

Параллельно с якутской студией в Щепкинском в это время учились туркменская, казахская и осетинская студия. Позже в Казахстане, во время гастролей наши щепкинцы встречались со своими казахскими однокашниками, многие из которых на родине стали известными артистами. Про туркменских друзей сегодня, к сожалению, очень мало информации.

Интереснейшие лекции проходили в самых знаменитых музеях: Третьяковской галерее, Пушкинском музее. Преподаватель по мировой художественной культуре Маргарита Николаевна даже повезла студентов в город Ленинград для того, чтобы будущие артисты напитались дворцовой и музейной атмосферой колыбели русского классического искусства, побывали в Эрмитаже и в Русском музее. Маргарита Николаевна — красивая элегантная женщина, при виде которой девушки замирали и хотели хоть в чем-то походить на нее. Она очень увлекательно рассказывала о знаменитых художниках и их картинах, страстно любила свой предмет и влюбляла в него своих слушателей.

Москва, конечно же, могла увлечь и завлечь молодых людей и девушек, но на это у студентов актерского совсем не было времени. Занятия начинались в 8 утра и каждый день, кроме воскресенья, заканчивались поздно вечером. Актерское ремесло требовало всецелой отдачи.

Занятия по физкультуре нередко проходили в бассейне, зимой обязательно выходили на лыжню.


В свободное время щепкинцы старались не пропускать спектакли в лучших театрах Москвы, куда их, как студентов театрального, пускали по контрамаркам: в театр имени Маяковского, в театр Сатиры, в Большой. Счастьем было попасть в театр на Таганке, который тогда просто гремел по всей стране. Видели легендарных артистов в работе: Армена Джигарханяна, Александра Лазарева, Светлану Немоляеву, Марию Бабанову и других. И конечно же, ходили часто в Малый театр, были задействованы в массовках разных спектаклей.

А Домне Уйгуровой из 3 студии, ныне заслуженной артистке республики, повезло сыграть роль вьетнамской девушки Занг в спектакле известного режиссера Анджея Вайды «Как брат брату» в знаменитом театре «Современник» с самыми звездными артистами Олегом Табаковым, Константином Райкиным, Валентином Гафтом, Юрием Богатыревым, Екатериной Васильевой, Лилией Толмачевой на одной сцене.

Тот самый спектакль в постановке знаменитого Анджея Вайды в «Современнике». В центре — народная артистка РС (Я) Домна Уйгурова в роли вьетнамской девушки Занг.

Домна с Константином Райкиным
Домна даже ездила с «Современником» на гастроли в Ригу. Спектакль шел два года и играть в таком спектакле с большими артистами и под руководством такого большого мастера как Вайда было счастьем.

Домна Уйгурова позже встретилась со своим мэтром и сфотографировалась на память.
Третья студия делила общежитие вместе со студентами ГИТИСа и соседями по общежитию были ставшие затем известными артистами театра и кино Игорем Костолевским, Александром Фатюшиным, Александром Соловьевым (знаменитый Красавчик из популярного в начале 1980-х фильма «Зеленый фургон»).

Во время их учебы на всю страну прогремела ставшая культовой песня «Якутяночка» и ее исполнительница Маргарита Суворова. Стала известной на эстраде одна из первых ласточек якутской эстрады юная красавица Наталья Трапезникова. Параллельно в это время учились в Москве и дружили с щепкинцами художник Мария Рахлеева, скульптор Василий Бочкарев, архитектор Федор Шишигин, оперная певица Валентина Колодезникова. Во время их учебы в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене золотую медаль первым из народа саха завоевал знаменитый борец Роман Дмитриев. По возвращению чемпиона в Москву первыми его чествовали земляки-якутяне, а парни- щепкинцы буквально носили на руках. Это был легендарный непревзойденный момент!

Счастливые щепкинцы с первым якутским олимпийским чемпионом Романом Дмитриевым
Питались по-разному, как повезет. Заслуженный артист республики Степан Сивцев-Доллу писал в своих воспоминаниях, что все педагоги очень пеклись о своих студентах, их волновало всё: как они питаются, одеты-обуты ли, какое настроение? Преподаватель Розалия Васильевна Колесова, тряся перьями на своей элегантной шляпе, как-то самолично привела студентов в дешевую столовую недалеко от училища. Следуя за взмахом этих перьев, студенты очень волновались и гордились своим педагогом, которая торжественно объявила: «Здесь хлеб дают бесплатно, дети мои, если вам голодно, приходите сюда, возьмите чаю с сахаром и на свое удовольствие ешьте хлеб!». Денег, как водится, ни на что не хватало и многие щепкинцы, особенно семейные, умудрялись работать во время учебы. Так, Андрей Борисов и Анатолий Николаев подметали ближайшие московские дворы, а та же Домна Уйгурова мыла полы в…министерстве культуры СССР и частенько там видела и по утрам здоровалась с легендарным министром Екатериной Фурцевой.
Со стипендии бегали в кафе-столовую «Полевой стан» на Неглинной улице, а пиком удачи было попасть в «Цыпленок табака»- настоящий праздник! 1970-е годы-эпоха совсем особенного стиля, когда с мировых модных подиумов поветрия доходили и до страны Советов: брюки-клеш, обувь на платформе, особенные стрижки, обязательная густая челка и выпрямленные длинные волосы у девушек, удлиненные патлы у парней. Как образ той эпохи остались прекрасные и пленительные фотографии звезды курса Ольги Григорьевой в белой песцовой шапке с воротником (настоящая Снегурочка!), модного парня Анатолия Николаева в длинном светлом плаще, туго подпоясанного в талии, бравых солдат-парней этого курса.

Звезда курса Ольга Григорьева

Доблестные «дембеля»-будущий цвет якутского театрального искусства
Домна Уйгурова вспоминает, что девушки частенько покупали одежду в «Детском мире», сами шили модные наряды в перерыве между занятиями и на каникулах: «Мой журнал мод, модный подиум был тогда на Театральной площади у фонтана перед Большим театром, рядом с училищем, где собирались самые модные и стильные люди того времени. Я частенько сидела на скамейке возле него и наблюдала как одеты молодые модницы. А потом подбирала в магазине тканей материал и шила себе что-то подобное».

Модницы Домна Уйгурова и Софья Баранова
Когда щепкинцы приехали показывать выпускные дипломные спектакли на родину и ездили по улусам, директор Якутского драматического театра Василий Афанасьевич Босиков предложил пускать в день выступления фасонисто одетых молодых людей и девушек по улицам и местным магазинам: лучшей рекламы для привлечения внимания к вечернему спектаклю в клубе нельзя было придумать. Так и просится в воображении картинка: ослепительно молодые Стеша и Андрей Борисовы, Толя и Иза Николаевы, красавицы Ольга Григорьева и Соня Баранова, бравые парни Герасим Васильев и Афоня Федоров, интереснейший Ефим Степанов идут по якутским улицам — беззаботные и счастливые и совсем еще не знают, что станут создателями совершенно новой страницы в истории якутского театра и перед ними падут ниц великие театральные подмостки, о которых они даже не могли мечтать, когда в своем тихом зеленом дворике родной Щепки грызли жесткий гранит актерского мастерства.

Свадьба Андрея и Степаниды Борисовых, свидетели Ефим и Наталья Степановы

Анатолий и Изабелла Николаевы
Театры Москвы и Ленинграда, дворцовая атмосфера музеев, люди, сам воздух того времени-всё питало юных людей, воспитывая в них вкус и взращивая изнутри артистов и творчески мыслящих людей.

Третья студия щепкинцев на Красной площади в 1980-е годы
К окончанию училища когда-то озорные, неуклюжие ребята и стеснительные, робкие девчонки превратились в интересных молодых людей и красивых девушек. Они оперились, в них проклевывалась индивидуальность, их натуры созревали, становились сильнее и развивались в артистические личности.

Выпускники 3 якутской студии Высшего театрального училища имени Щепкина составили актерский костяк знаменитого спектакля их однокурсника, ставшего режиссером, Андрея Борисова «Желанный берег» , с которого начался новый исторический этап якутского театра.

Выпускники 3 студии- артисты Нюрбинского передвижного драматического театра
Через 5 лет они вернулись на родину совсем другими: уверенными в себе, художественно и творчески воспитанными молодыми людьми с распахнутыми душами, горящими глазами и огромным желанием творить.

Умудренные жизнью студенты 1970-х на сцене Саха академического театра имени П.А.Ойунского 21 века.
Актерская судьба выпускников этой студии сложилась по-разному, впрочем, как и у многих других поколений. Кто-то блистал и блистает на подмостках до сегодняшнего дня, кому-то не особенно повезло и мечты о больших ролях не сбылись, а кто-то ушел из театральной профессии вовсе, а кого-то нет на этом свете.
Но прекрасная Москва той эпохи всегда оставалась для них источником вдохновения и полета творческой мысли в самых светлых воспоминаниях, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства…
Продолжение следует.
Смельчаки из якутской глубинки штурмуют ГИТИС. 1 часть читайте здесь
Трогательные истории щепкинцев: Свадебный чайник с сюрпризом. 2 часть читайте здесь
Бесплатный хлеб, дешевый капустный салат, чай и этим были довольны. 3 часть читайте здесь