Нужно ли ехать в Корею лечить рак?

В эти дни в связи с 4 февраля — Международным днем борьбы с раком — было много познавательных публикаций, интересных выступлений на радио и ТВ, разного рода мероприятий, в которых принимали участие и мы, члены пациентского движения «Антирак». Много говорили о профилактике онкологических заболеваний, исключительном значении ранней диагностики этого коварного заболевания, также, конечно, о лечении рака и поддержке онкобольных после операции, химиотерапии, облучения…
Кстати, люди поняли, что только от нас самих зависит многое: правильный образ жизни и правильное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек (курение, алкоголь), своевременное обращение к врачу. Как правило, мы любим тянуть с этим: то нет времени потому что годовой отчет на носу, то в дачный сезон огород надо спасать, то вера на «авось, боль пройдет»…
Рак – не приговор. Россия находится на пороге настоящей революции в лечении онкологических заболеваний, скоро будут нам предложены антираковые вакцины, современные лекарства для полного излечения рака. Специалисты утверждают, что в последние годы в России медицинская наука, особенно в области онкологии, сделала существенный прорыв. Благодаря научным успехам многие формы рака при выявлении на ранней стадии могут быть полностью излечимы. Этот факт не может не радовать! Но мы должны помнить всегда, что профилактика и ранняя диагностика полностью зависят только от нас, и это основа для успешного лечения.
Сегодня мы поговорим о лечении рака за границей. В России этот вопрос остается все еще актуальным. Мне кажется, что причина кроется в стереотипе, что рак надо обязательно лечить за границей, потому что там его лучше лечат. Наверно, этот вопрос возбуждает многих в самом начале длинного пути борьбы с раком. Я помню со мной тоже встал вопрос, как только мы узнали диагноз: где лечиться, куда ехать. Мне повезло, что у меня был пример лечения от рака моей сестры Розы Капитоновны. Также другие члены моей большой семьи оказались вполне разумными людьми с холодным разумом. При принятии решения мотивировка была следующая: во-первых, мой диагноз, как сказал онколог на приеме в онкодиспансере, «совершенно рядовая операция, любой дежурный хирург может ее сделать в любой районной больнице, вот если бы гортань или мозг, тогда другое дело». Я так обрадовалась, что в любой районной больнице любой хирург может оттяпать мой желудок, мне сразу легче стало. Во-вторых, мы все пришли к согласию, что наши российские врачи нисколько не хуже любых заграничных и, самое главное, на родине у нас большая группа поддержки, что будет существенно способствовать моему выживанию и излечению, ведь лечение от рака длительное, изнурительное для всех участников.
Заведующий отделом профилактики рака одной московской клиники М.С. Ковалев пишет: «Вопрос о лечении рака за границей обсуждается часто и он часто встает перед пациентами, хотя этот вопрос не всегда оправдан. На сегодняшний день российская онкология достигла весьма значительных успехов в диагностике и лечении рака, и многие пациенты могут получить необходимое лечение в отечественных клиниках. Лечение за рубежом может быть рекомендовано в случае, если в России отсутствует возможность получения специфического лечения для редких форм рака или при участии в уникальных клинических исследованиях. Важно помнить, что лечение за рубежом сопряжено с определенными рисками, такими как языковый барьер, высокие финансовые затраты, неопределенность в качестве и продолжительности лечения. Онкология – не только лечение, но и комплексный подход, включающий реабилитационные мероприятия и поддержку пациента. Все эти факторы крайне важны для эффективного выздоровления. При этом важно не только выбрать клинику, но и опытного специалиста, а также понимать, что лечение за границей не всегда гарантирует лучший выбор. Актуальны также вопросы стоимости лечения и времени, затрачиваемого на поездки».
Нужно ли ехать за границу на лечение?
Лечение за рубежом – часто довольно привлекательно, но важно понимать, что не всегда оно является необходимым. Из разговоров со специалистами и на своем опыте я поняла следующее:
— Современные онкологические клиники в нашей стране предлагают широкий спектр передовых и инновационных методов лечения. В крупных российских городах работают ведущие онкологи и хирурги с мировым именем, которые имеют богатый опыт в лечении исключительно сложных случаев рака. Наши же онкологи прошли и проходят стажировки в лучших клиниках России и зарубежья, систематически участвуют в научных конференциях, симпозиумах, выступают с докладами, ведут научную работу по онкологии. Они в курсе всех научных достижений по онкологии не только в России, но и в мире.
— Высокие затраты на лечение за границей. Лечение за рубежом связано с огромными финансовыми затратами, длительное пребывание в чужой стране, услуги переводчика, разного рода организационные моменты, встреча-проводы, трансфер, дополнительные расходы на проживание, питание, непредвиденные затраты… Господи, я через это все прошла, когда ездила в Харбин к профессору (по рекомендации знающих людей), за помощью в реабилитации после операции и химии. У меня стоял вопрос выживания или ухода из жизни.
— Только за границей имеются те уникальные методы лечения, каких нет в России, но только они могут помочь в твоем сложном неизлечимом в России случае. В таких случаях лечение за рубежом оправдано, как например, был мой случай 16 лет назад, хотя в нашей стране до сих пор на государственном уровне в российском здравоохранении нет службы по реабилитации онкобольных. Тогда же моя поездка в Харбин к китайскому профессору по рекомендации друга из Китая было спасением для меня.
— Риски и стресс от поездки никак не исключить. Поездка в другую страну для лечения – это не только большая финансовая нагрузка на семью, но и огромный стресс для организма тяжело больного пациента. Организационные хлопоты, языковый барьер, сильное эмоциональное напряжение, на каждом шагу с тебя требуют деньги-деньги-деньги, даже пальто сдать в гардероб и то деньги… Это все может неблагоприятно сказаться на состоянии пациента, особенно, если речь идет о тяжелых формах рака (разве бывают легкие формы рака?!).
Когда лечение за границей может быть оправдано?
- Если в России нет возможности для специализированного лечения каких-то редких форм рака, которые требуют особого лечения, особых методов, особого опыта.
- Если наши доктора-онкологи твердо знают и уверены, что именно такая клиника в таком городе в такой стране и такой хирург могут оказать адекватную необходимую помощь по спасению жизни больного и рекомендуют ехать или поддерживают намерение больного и его родных ехать на лечение за границу. Когда на родине уже нет выхода из ситуации. Если только там помогут.
- Если пациент отдает предпочтение лечению в зарубежной клинике, имеющей хорошую репутацию в определенных областях при условии, что он может финансово позволить такое лечение.
Если наши якутские онкологи не могут лечить какой-то особый редкий вид рака, они могут связаться с клиниками из других городов и при их согласии принять больного наши структуры здравоохранения могут дать направление именно в те клиники, которые согласны принять такого больного с такой формой рака за счет квоты республики, т.е. бесплатно, за счет ОМС. Этим летом мои знакомые так воспользовались квотами Минздрава для лечения в Москве, потому что такой вид рака, какой оказался у знакомого, наши пока не лечат.
Надо помнить о том, что лечение рака стОит очень и очень дорого, огромных денег, страшно даже подумать. Мы, россияне, особенно с советским прошлым, привыкли получать медицинское обслуживание, т.е. лечение, начиная от банального ОРВИ до рака, бесплатно. И многие не ведают, что как только переступят порог любой клиники в чужой стране, они должны за каждый «чих» платить из своего кармана. Там медицина – бизнес, причем крупный бизнес. За границей медицинские работники — богатые люди, и учатся на врача они почти 10 лет, на медсестру – почти 6 лет. После получают сертификаты, лицензии, допуск к работе… В свою сферу бизнеса их, новых врачей, медсестер пускают неохотно, профессия врача и медсестры за рубежом очень желанна и конкурентна.
Поэтому вкратце могу резюмировать: За границу лечиться от рака по своей инициативе можно ехать, если такой вид рака в России не лечится. (Однако, в таком случае наша медицина больному предлагает какой-то допустимый метод лечения, который возможно у нас получить, чтобы хотя бы приостановить рост опухоли). Но с заграничным лечением встает очень серьезный вопрос финансирования, хорошо, если есть возможность самим безболезненно оплатить расходы на лечение, поездку и больного, и сопровождающего. А если такой возможности нет, что встречается часто в большинстве случаев с рядовыми гражданами? Тогда уже «утопающий хватается за соломинку» и «надежда умирает последней», начинается сбор денег через благотворительные акции, кредиты в банках, продажа квартир, дач… только, чтобы спасти жизнь родного человека. Это если такой вид рака не лечится в нашей стране.
А если наши онкологи (в Якутске или в другой российской клинике) могут лечить, то мой совет: лучше никому никуда не дергаться. Почему? Потому что лечение рака везде одинаково, хоть в Якутске, Москве, Корее, Израиле, Америке. Методы лечения везде одинаковы: операция (если не поздно), далее — химия, облучение и т.д. А химиопрепараты тоже везде одинаковые, Тамоксифен – он везде Тамоксифен, хоть где. Зато дома много преимуществ: рядом группа поддержки, родные, близкие, родные стены, родной воздух. Рядом доктора-онкологи, которые поставили тебе этот диагноз и как никто заинтересованы в положительном исходе лечения. В случае ухудшения состояния ты в любой момент можешь обратиться в онкодиспансер к своему доктору за помощью и советом.
Конечно, каждый больной принимает только свое решение для себя. Но легко могут решиться на лечение только за границей те, у кого деньги в кармане «буквально пищат», и при этом они предпочитают именно такой цвет постельного белья, каким оснащены палаты в зарубежной клинике. В любом случае перед принятием серьезного решения важно проконсультироваться с квалифицированным онкологом или даже с выжившими от рака для того, чтобы тщательно оценить свои возможности, плюсы и минусы перед принятием такого важного решения.
Читайте так же Почему онкологические пациенты скрывают диагноз и как с этим работать
Капиталина АЛЕКСЕЕВА, общественный деятель, публицист, руководитель пациентского движения «Антирак», член Общественного совета МЗ РС(Я). Февраль 2026 г.

Проект «Вместе победим!» пациентского движения «Антирак» реализуется при поддержке гранта Главы.
Основные способы связи:
— Сайт: antirak—ykt.ru
— E-mail: antirak-ykt@mail.ru
— Telegram: https://t.me/antirak_ykt