Тайны хомуса Колымы: что скрывают древние инструменты?
О хомусистах и древних хомусах Колымы
Сегодня 30 ноября в День хомуса Музей и Центр хомуса народов мира отмечает свое 35-летие. В этот знаменательный день хочется несколько строк посвятить хомусистам и древним якутским хомусам из Среднеколымского улуса.
Наш интерес к Среднеколымскому улусу неслучаен. С 11 по 18 ноября 2025 года Арктический государственный институт культуры и искусств в рамках реализации проекта «Мультимедийный театр олонхо» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» организовал экспедицию в Среднеколымский улус. Группа преподавателей в составе кандидата культурологии, доцента Марии Марковой, заслуженного деятеля искусств РС(Я), профессора Туйаары Шапошниковой и кандидата искусствоведения, доцента Варвары Дьяконовой в течении недели работала в г. Среднеколымск и с. Налимск. Поездка состоялась с целью сбора информации об эпической традиции Колымского края и ее локальных особенностях для постановки спектакля по мотивам олонхо П.Н. Назарова «Мас Батыйа Бухатыыр».
Интересно отметить, что в Среднеколымском улусе был найден возможно самый древний хомус. Как пишет доктор социологических наук, профессор У.А. Винокурова: «Один из самых древних и достоверных найден археологом, д.и.н., проф. Анатолием Николаевичем Алексеевым в Алазейском остроге, основанном в 1642 году на территории современного Среднеколымского улуса. Алазейский хомус выставлен в музее археологии и этнографии СВФУ им. М.К. Аммосова… Изделие представляет собой кольцевидную, ромбическую в сечении скобу с тонкой узкой пластиной, размещенной в середине. Длина хомуса – 8,2 см, диаметр кольца – 3,3–3,5 см» (Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на Северо-Востоке Якутии. Новосибирск: Наука, 1996. С. 42). А.Н. Алексеев полагает, что хомус принадлежал якутам, около 1680-х годов массово прибывшим сухопутным путем на долины северных рек» (Из телеграмм-канала У.А. Винокуровой).

Древний хомус, найденный в Алазейском остроге, основанном в 1642 г. Фото предоставлено У.А. Винокуровой
Примечательно, что в Музее хомуса народов мира имеется еще один древний хомус, найденный Егором Лаптевым, директором музея с. Ойусардах Среднеколымского района. Точная дата изготовления инструмента не установлена. Отличительной особенностью хомуса является длина корпуса, которая составляет 13,0 см, что намного длиннее традиционных якутских хомусов (фото хомуса по ссылке: https://rus.ilkhomus.com/?p=7091).
Три металлических хомуса экспонируются в Среднеколымском краеведческом музее имени Н.С. Бандерова. Основной и научно-вспомогательный фонд музея насчитывает более 10 000 единиц хранения. Основу музейной коллекции составляют памятники традиционной бытовой культуры эвенов и саха, среди которых такие уникальные экспонаты, как детский шаманский костюм с шапкой и маленьким бубном, якутская шуба с изображением орла на спине хотойдоох сон, принадлежавшая А.А. Колесовой (Лаптевой), дочке князца Мятюжского наслега рода хангаласцев Среднеколымского улуса и др.

Хомусы Среднеколымского краеведческого музея им. Н.С. Бандерова
Два верхних хомуса на фото 2, вероятно, изготовлены одним мастером. Все три инструмента имеют кольцевидную дугу, четырехгранные стержни с ромбовидным профилем. Язычки изготовлены из стальной пластины и вставлены в корпус с лицевой стороны, кончики язычков закругленные.
Интересные сведения о приемах игры на хомусе встречаются в книге В.В. Илларионова и Т.В. Илларионовой «Халыма олоҥхолоро». В Алёко-Кюель жил олонхосут Третьяков Николай Константинович (1903-1976). Он из гвоздя изготавливал хомус, язычок делал из косы. При игре на хомусе клал за щеку напёрсток, в наигрышах подражал голосам птиц и зверей, потопу конских копыт, звучаниям колокольчиков оленьей упряжи и т.п. (Илларионов В.В., Илларионова Т.В. Халыма олоҥхолоро. Дьокуускай: Бичик, 2016. С. 16).
Похожий прием игры на хомусе описан в книге А.И. Чахова «Старинные якутские музыкальные инструменты». Автор книги со слов С.А. Зверева приводит рассказ о хомусисте из г. Якутска Ньиэт Быраат, который был широко известен в Вилюйском округе. В его репертуаре имелась композиция «Течет река Витим». Он «брал две удлиненные тонкие железные, т.н. «уды», похожие на наперсток, продырявленные по бокам и на макушке, и помещал за щеками, таким образом, он имитировал шум несущегося по волнам льда… Ньиэт Быраат сказал: “Если язычок хомуса во время игры по-разному прижимать к удам получится звук похожий на шум льда”» (Чахов А.И. Старинные якутские музыкальные инструменты. Якутск: Алаас, 2012. С. 16).
Во время экспедиции в г. Среднеколымск нам также посчастливилось познакомиться с алгысчитом, запевалой осуохая, хомусистом А.И. Оконешниковой. Она работает музыкальным руководителем в детском саду «Сказка», где учит маленьких русскоязычных детей исполнять олонхо на якутском языке. Александрой Ивановной написаны книги «Оҕо иитиитигэр фольклор оруола», «Варганная музыка» (пособие для обучения детей приемам игры на хомусе, издана на трех языках – якутском, русском и английском) и др. С раннего детства она проявляла интерес к народному творчеству, еще будучи ребенком научилась играть на хомусе. Она росла в семье, где почитали якутскую традиционную культуру и быт. В ее роду много мастеров, которые вырезали коновязи сэргэ. Кроме того, она сочиняет песни. Информант рассказала: «Однажды мне было видение – навстречу ко мне прибежала белая лошадь с длинной густой гривой. На следующий день была сочинена песня о лошади «Дьөһөгөйүм».
Творческие способности Александры Ивановны раскрывались постепенно. Так, например, после поездки на «Ысыах Олонхо» в с. Сунтар она стала исполнять алгыс и тойук, в Усть-Алданском улусе участвовала на конкурсе хомусистов им. Спиридона Шишигина и выиграла приз им. Петра Оготоева, на «Ысыахе Олонхо» в Оймяконе научилась запевать осуохай.

А.И. Оконешникова, хомусист, алгысчит, запевала осуохая
В ходе беседы Александра Ивановна показала четыре хомуса, изготовленные мастером Б.Ф. Неустроевым-Мандар Уус. Всего в ее коллекции 8 хомусов, которые имеют разные назначения. Например, для работы с детьми она использует один хомус, для участия на конкурсах играет на другом хомусе, для сценических выступлений она использует третий хомус и т.д. Александра Ивановна продемонстрировала звучание каждого хомуса. Как комментирует сама исполнительница звучание первого хомуса, представленного на фото 4 напоминает «звук китайского хомуса. У хомуса короткий корпус, короткий язычок, поэтому звук у него ограниченный». Инструмент имеет кольцевидную дугу, стержни четырехгранные с ромбовидным профилем, длина верхнего стержня чуть короче длины нижнего стержня. Язычок закругленный, закреплен к дуге металлическим штырем с лицевой стороны. Хомус настроен на соль диез малой октавы.

Хомус из коллекции А.И. Оконешниковой. Мастер Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус.
Второй хомус настроен на ре малой октавы (фото 5), на нем «лучше воспроизводятся звуки при вдувании и выдувании воздуха (салгынынан үрэн оонньооhун)» через щели между язычком и стержнями хомуса. Форма корпуса отличается от традиционного, имеет круглую плоскую широкую дугу. Язычок вставлен с лицевой стороны дуги, основание язычка выходит за пределы корпуса, кончик язычка закругленный.

Хомус с плоской дугой из коллекции А.И. Оконешниковой. Мастер Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус.
На фото 6 представлен двухязычковый хомус. Первый язычок хомуса (верхний) настроен на ми малой октавы, а второй язычок (нижний) – на ~до малой октавы, т.е. в терцию. На этом хомусе Александра Ивановна сыграла небольшой фрагмент кругового танца осуохай. При этом по верхнему язычку информант воспроизводила звуки указательным пальцем, а на нижнем язычке ударяла кистью. Далее ударами кисти были воспроизведены звуки на обоих язычках хомуса.

Хомус с двумя язычками из коллекции А.И. Оконешниковой. Мастер Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус.
Четвертый хомус, как отмечает хомусистка, «концертный хомус» (фото 7). Он настроен на ре первой октавы. Корпус хомуса вырезан из металлической пластины, на нем насквозь вырезаны фигуры кубка для кумысопития чорон и головы коня. Язычок инструмента прикреплен к корпусу металлическим шурупом, кончик язычка закругленный. По мнению исполнителя: «хомус нельзя разделять на детский и взрослый. Необходимо сразу начинать обучение детей на обычном “концертном” хомусе». Концертным или мелодичным (мелодиялаах хомус) она называет хомус, на котором можно извлекать мелодичные звуки, «который слушает голос человека» («киhи куолаhын истэр, куолаҕайгын хамнатаргын, тылгын хамнатаргын истэр»).

Хомус с плоским корпусом из коллекции А.И. Оконешниковой. Мастер Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус.
«Сувенирные хомусы звучат не очень благозвучно» – замечает исполнительница.
В последнее время наблюдается рост интереса людей к лечебной силе хомуса. Еще в 90-е годы прошлого века в Якутии начала развиваться хомусотерапия – лечение звуками хомуса («хомуhунан чэбдигирдии, эмтэнии»). Александра Ивановна рассказала удивительные события, произошедшие с ней: «После операции по щитовидке мне пророчили, что я стану немым. Но с помощью хомуса, с помощью алгыса, с помощью богатства и волшебной лечебной силы якутского языка мне удалось восстановить голос, чему были даже удивлены сами врачи. С этого момента я верю в силу родного языка, в традиции и обычаи наших предков, которые действительно обладают чудотворной силой. На мой взгляд, в любом жанре фольклора, будь то алгыс, тойук, осуохай, наигрыши на хомусе исполнитель выражает в наигрышах, описывает то, что видит здесь и сейчас, то, что его особенно впечатляет во время пения. И выходит это само по себе, льется из уст исполнителя, т.е. имеет импровизационный характер. Восхитительная якутская земля потрясает своими неописуемыми красотами, это и Верхоянские горы, это и нетающие в знойную жару ледовые озера, и многие другие явления природы. Поэтому люди не могут оставаться равнодушными и начинают воспевать окружающую их природу и явления богатым, священным благословенным языком (баай, илбистээх, алгыстаах тылынан хоhуйаллар)» – делится Александра Ивановна и напутствует подрастающее поколение и нас всех следующими словами: «Сахаҕыт итэҕэлигэр таба тайаныҥ!».