Капиталина Алексеева: Отрезок жизни нашей — моим ровесницам, подругам…

От нуля до итога – одно мгновение
Омар Хайям
Приближается День пожилых. Так, кажется, называется один из многочисленных праздников в нашей стране. Честно говоря, праздников слишком много, потому они теряют всякий смысл. Но нас радует то, что в канун очередного праздника — повышенное внимание к нам, пожилым, со стороны власть имущих, НКО, масс медиа. Это все, честно говоря, приятно, особенно нам, женщинам, потому что в числе пожилых больше женщин, чем мужчин. Хоть раз в год почувствовать себя женщиной, слабым полом, а то по жизни нам приходилось быть сильными. Для нас, российских женщин, быть слабой — непозволительная роскошь. На склоне лет мы предаемся воспоминаниям и раздумьям: как прожита наша жизнь, можно ли было прожить ее иначе, немного по-другому, была ли счастлива в личном плане, была ли забота и ласка от родных, особенно от мужа, если кто был замужем… Вопросов много, а ответов точных и определенных мало. Каждая женщина сокровенные мысли, переживания, обиды держит глубоко внутри себя, никому не высказывая и не показывая. Такая наша природа, особо не делиться, переживать и чувствовать в одиночку, вдали от людских глаз. Такое наше воспитание, традиция, в конце концов, культура.
Мое поколение женщин, это те, которые родились накануне войны, в годы войны и сразу после Победы… Нас недаром называют «Дети войны». Мы помним тяготы жизни послевоенных лет, помним вернувшихся с войны в солдатских гимнастерках воинов-освободителей, я помню голос Сталина по радио… В жизни каждого из нас есть дни и годы, о которых хочется рассказать спустя много лет. Невозможно забыть о своем прошлом, какими бы ни были они, эти годы. Эти чувства особенно приходят и сопровождают нас с приходом житейской мудрости, когда мучают ошибки, совершенные по молодости, по глупости, по неопытности, которых, к сожалению, нельзя исправить; кроме того, к сожалению, нельзя собрать вместе всех тех дорогих сердцу и памяти друзей, родных, которые поспешили оставить нас и раньше нас ушли в лучший мир.
Утверждать, что жизнь тогда и жизнь сейчас была очень разная, это ничего не сказать. Мы, наше поколение, родились и попали в жернова истории «между». Между коммунистическим режимом с Великой Отечественной войной и холодной войной, с распадом Советского Союза, лихими реформами горбачевско-ельцинской так называемой перестройки, и сегодняшним днем. Как назвать этот отрезок — не знаю. Но именно этот отрезок и есть наша жизнь.




В детстве, когда были маленькими девочками, мы ласки особо не знали, потому что родителям, особенно нашим мамам, было не до этого. Их главная задача — прокормить нас, чтобы мы не голодали. Я помню, как наша мама, как мантру, твердила «лишь бы не было войны и голода». Также она часто говорила, что «мы с детьми не умерли с голоду, потому что дети были маленькие и мало ели». Потом началась «холодная война», в эти годы — окончание школы, учеба в институтах и техникумах, замужество, начало трудовой деятельности, которые выпали на конец 60-х и 70-ые годы. Нехватка денег, отсутствие жилья, бытовая неустроенность, но тем не менее рождение детей, детсады и школы. И все бегом, бегом и бегом. Потом наступили времена застоя. Вся страна от чувства безысходности начинает активно пить водку. В коллективах ни одно мероприятие не проходит без водки: в трудовых коллективах дружно с активными изливаниями алкоголя отмечают дни рождения коллег, обмывку дипломной, рождение ребенка у коллеги, защиту диссертации, выпуск монографии, выход очередной статьи и так нескончаемые праздники. И это было по всей стране. К сожалению, многие наши мужья начинают любить алкоголь больше, чем жен и детей, постепенно становясь алкоголиками. Постепенно в такой обстановке выросли наши детки. Потом пришел их черед завести свои семьи. И таким образом, они уходят от родителей, покидают родной дом, чтобы строить уже свою жизнь.
В 90-е годы мы остаемся наедине со своими выпивающими, потому преждевременно постаревшими мужьями. К этому времени многие из них имеют тяжелые болезни, потом друг за другом умирают от инфаркта, цирроза, инсульта. В настоящее время по этой причине мало бабушек, которые ходят под ручку со своими дедушками, ибо дедушки ушли из жизни раньше бабушек.
Получается, что в основной массе мы — вдовы. Наши дети уже взрослые. Есть внуки, даже правнуки. Практически все мы имеем достойное жилье, которого так не хватало в молодости, когда мы, молодые, здоровые, образованные, красивые так мечтали о «своем угле». Многие сохранили былую красоту, интерес к жизни, литературе, культурным мероприятиям, ходят по театрам.



Мои сверстницы следят за модой, одеты в красивые национальные костюмы, посещают клубы по интересам, поют и танцуют. Приятно посмотреть! В связи со сложившейся обстановкой в стране многие проявили себя на ниве волонтерства: шьют, вяжут, пекут для ребят, которые защищают интересы страны в сырых холодных окопах далеко на Украине. При этом следят за своим здоровьем, потому что боятся стать обузой своим детям и внукам, они не привыкли жить на всем готовом, ведь они все тяготы прошлой молодой жизни вынесли на своих плечах без особой подмоги со стороны мужей. И это чистая правда. Сегодня они все на пенсии, размер пенсий у всех разный, но прожить можно. Мои дамы свое отработали, кто на любимой работе по выбранной профессии, кто – как попадет, как найдешь. В те годы особого выбора не было. Все неистово зарабатывали северные надбавки к крошечной зарплате, также стаж для пенсии. Вот сейчас бы нам начать жить. Для себя. Начать любить себя. Потому что, на самом деле, нас особо никто не любил: нашим мамам было некогда нежностями заниматься, такой ерундой, как погладить ребенка по голове или приласкать. Они из кожи вон лезли, чтобы нас прокормить и поставить на ноги. Такое было время. Наши мужья, может, по-своему любили нас, хотя бы в первые годы. Но потом тяжелый быт и нищета, отсутствие перспектив по работе взяли вверх над чувствами, и им тоже стало не до нас. Потом, когда наступил шанс жить, наконец, для себя, они взяли и умерли. Вот и получается, что на самом деле мы, наше поколение девочек, почти не знали ласки и любви. Вот эти мои личные размышления – результат моих бесед с подругами школьных и студенческих лет, сверстницами, землячками.
Как мы жили, что мы делали вообще? Однозначно мы много работали, находя в работе свое назначение, зачастую даже в ущерб интересам семьи, детей. Требования на работе были очень строгие, опоздания, больничные, нарушения трудовой дисциплины строго карались руководством. Рождение ребенка у сотрудниц не приветствовалось, поэтому у нашего поколения почти у всех только по одному-два ребенка. Рождение третьего было из ряда вон… А сейчас смотрим, как носятся с многодетными, какие привилегии, поблажки – нам бы капельку от этих льгот. НО наши дети рождались здоровыми, потому что мы, послевоенное поколение, прошедшее естественный отбор (в те лихие годы выжили только здоровые), давали здоровое потомство. Вот тогда, в годы нашего детородного возраста детей с инвалидностью было раз-два и обчелся. А сейчас, когда жизнь несравненно лучше, чем при нашей молодости, власти строят аж специальные школы для детей инвалидов, получается, что таких детей стало очень много. Причина какая-то должна быть.
В нашей жизни было многое: одиночество, измены, предательство, упущенные возможности, успехи и разочарования, душевные страдания, унижения, нищета, чувство безысходности, равнодушие близких, болезни, смерти, сплетни, много-много работы, обязательств, почему-то все время мы были должны, должны и должны… Оказывается, в жизни мы много раз падали, но умели подниматься и поднимались, черт возьми! Сегодня наши дети и внуки совсем другие. Они на нас не похожи. Потому что они живут в другой формации, в другой стране с другими ценностями.


Мы иногда не можем их понять, но, слава богу, ума хватает, чтобы по возможности снисходительно воспринимать и принимать их деяния, слова и поступки, чтобы быть с ними как-то на одной волне, чтобы они нас тоже понимали, наше состояние, чувства, мысли и желания. Самое главное, не надо пытаться их переделывать на свой лад, напоминая, тем самым раздражая их словами: «а вот в наше время…». Помните, наше с вами время безвозвратно ушло. Его нет. Сегодня ИХ ВРЕМЯ. Ничего страшного в том, что они немного отличаются от нас, но мы твердо знаем, что они, наши дети и внуки, от нас в наследство получили наши нравственные качества и ценности. Генетику никто не отменял. Каждый человек, чем бы он ни занимался, играет свою главную роль в жизни. Без конспекта, повтора, без всяких репетиций. В жизни каждого человека бывает много ярких и мрачных моментов, тяжелых испытаний, суровых уроков, поражений и побед. Но надо научиться падать и вставать, говоря словами Конфуция «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик, кто падал и вставал». Так и есть сегодня.


Каждый человек помнит об одних и тех фактах и событиях по-разному. У каждого свое восприятие. У каждого человека — свое воспоминание. Наступит день для каждого, когда и мы покинем этот грешный мир. Всякая жизнь когда-либо кончается, но время, проведенное вместе, то ли это годы учебы в школе, в институте, годы совместной работы, проживания по соседству, годы, проведенные вместе, будут с нами в нашей памяти всегда.
Обращаюсь к своим сверстницам, подругам: Возможно, в жизни мы совершали ошибки, но не надо сильно раскаиваться о них, ведь ошибки присущи всем, любой может совершать ошибки. Жизнь свою прожили как могли, при заданных условиях, которые история безальтернативно выдвинула нам, выбора не было. Нам остается достойно прожить оставшиеся дни, месяцы и годы, наслаждаясь каждым мгновением, потому что наше счастье есть именно в каждом мгновении. Жизнь – не те года, что прожиты нами, а те дни, которые запомнились. А таких дней в прошлом у нас было много, но впереди еще будут. Главное верить и надеяться на лучшее!
Читайте так же Капиталина Алексеева: Как меня облапошили мошенники