Александр Невский как герой нашего времени в спектакле Русского театра Якутии

В начале ноября в Государственном академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина Якутии состоялась премьера спектакля «Александр Невский» в связи с победой театра на Всероссийском конкурсе постановок спектаклей по произведениям современных драматургов, объявленном АНО «Русские сезоны» при поддержке Министерства культуры России. Формат — жанр «летописи для театра», так называемой «театральной хроники», в которой последовательно излагаются реальные события, раскрывающие жизнь, судьбу той или иной исторической личности по мотивам поэтической летописи «Солнце земли православной» Сергея ПРАЧЕВА.
Зрители разглядывали добротно, качественно изданные программки спектакля, с подробной информацией о постановщиках, актерском составе и текстом оригинала-первоисточника.
Якутяне давно знакомы с творчеством этого автора, хорошо знают его поэтический слог, стиль, особенности художественного языка, не всегда вписывающиеся в нормы и правила академического стихосложения. В оценке и осмыслении жизни и деятельности Александра Невского (1221-1263), князя Новгородского, великого князя Киевского и Владимирского, выдающегося полководца, святого Православной Русской церкви — его роль в спектакле сыграл Евгений КУЗЬМИН – наверно и не очень-то было нужно. Так как Сергею Прачеву как автору важно было донести до зрительской аудитории свое непосредственное восприятие судьбы русского человека, истово любившего Родину и свой народ.
Принципы драматургии, которые использовал режиссер Андрей ГАБЫШЕВ, следует определить как эпические, сформулированные в европейском искусстве известным теоретиком данного направления Бертольдом Брехтом. Они получили самобытное преломление в театре олонхо Андрея БОРИСОВА – на сцене повествование ведется от имени рассказчиков — в частности епископа Симона (заслуженный артист РС (Я) Владислав МИЧУРИН), чернеца (Владимир КРОПОТОВ) и др.
Конфликтный тип драматургии как таковой отсутствует – противостояние последователей разных позиций, представителей разных сословий и этносов имеет место быть. Но оно дается не по принципу противодействия, а скорее сопоставления, когда сцены последовательно сменяют друг друга без углубленного развития и перерождения характеров и сюжетных линий.
Активно используются визуальные эффекты, фрагменты повествований, изложенные старославянской кириллицей, объясняющие предысторию и подводящие к происходящему на сцене действию, карты дислокаций войск Невского и его противников. Задники сцен, в которых решались судьбы русской веры, были оформлены старинными русскими иконами (художник-постановщик Михаил ЕГОРОВ). Стоит отметить красочные русские костюмы с ручной вышивкой, костюмы монголов из натурального шелка, богато украшенные мехами и орнаментами (художник по костюмам Евдокия СОТНИКОВА). Отметим также тщательно изготовленные доспехи русских воинов, воинов Батыя, рыцарей-крестоносцев, холодное оружие – клинки, мечи и т.п.
Батальные сцены были решены так же и в художественно-поэтическом ключе. Рассказчик спрессованно-емким, возвышенным слогом в былинной стилистике комментировал происходящее на сцене, когда актеры (постановщик батальных сцен – заслуженный артист РС(Я) Александр ЛОБАНОВ) замирали в стоп-кадрах, выхватываемых лучами прожекторов: «Бились в смерть мечи железные. Гибли воины булатные. Принимали муки страшные с диким криком в миг увечия. Всех подряд молола адская мясорубка человечия. В этой дикой жуткой помеси видел враг победу скорую…». Русь лежала в развалинах, но тем не менее, Невскому удалось нанести поражение крестоносцам в судьбоносной битве на Чудском озере в 1242 г. — преуменьшить значение этой победы в то время было невозможно.
Годы жизни и княжения Невского пришлись на лихолетье монголо-татарского нашествия и натиска со стороны западных стран, когда Русь оказалась «меж двух огней» — как Сциллой и Харибдой. В результате походов Батыя (заслуженный артист РС (Я) Василий БОРИСОВ) и других потомков Чингис-хана были разорены многие русские княжества, в том числе не избежали этой горькой участи такие крупные и значимые как Владимиро-Суздальское, Черниговское, Галицко-Волынское, даже сам Киев — матерь городов русских. На западе осмелевшие шведы и ордена крестоносцев стали нападать на пограничные русские земли, понимая, что опор им в годы лихолетья русским князьям сложно будет дать.
Русь и без того накануне грозных событий раздирали княжеские междоусобицы — враждовали не только потомки двух главных династических линий Рюрика от Ярослава Мудрого – Мономашичи — от Владимира Мономаха и Ольговичи — от Олега, старшего сына Святослава Ярославича, но и старшая ветвь Мономашичей — от Мстислава Великого и младшая ветвь от Юрия Долгорукого. Невский же принадлежал к младшим Мономашичам. Неспокойно было и в семье его отца Ярослава Всеволодовича — его роль исполнил Александр Лобанов — у которого так же было много амбициозных и неугомонных братьев.
Любое повествование об Александре Невском заостряет внимание на противоборстве со своенравным новгородским боярством — на северо-западе шла борьба за влияние над свободолюбивым Новгородом. Вот уже несколько веков там, согласно порядку наследования, должен был княжить будущий претендент на статус Великого Князя Киевского, а позднее – и Великого князя Владимирского. Ветвь Мономашичей постепенно стала доминировать над другими многочисленными линиями Рюриковичей — поэтому борьба за Новгород входила в зону кровных интересов Александра Невского и его родовичей. Но новгородское вече, согласно сложившимся порядкам, положенным еще Ярославом Мудрым, могло и не принять неугодного князя, просто — напросто «указав ему дорогу». Новгородцы не раз ссорились с отцом Александра — князем Ярославом. Непростыми были отношения у Невского и с вотчиной своих дедов и прадедов – так, например, Александр оказался изгнанным сразу после своей знаменитой победы над шведами на р. Неве в 1240 г. Несмотря на ратные подвиги обоих князей, не раз выручавших Новгород от врагов, оба получали от гордых новгородцев «от ворот – поворот», испытывая горечь от вотума недоверия и изгнания из непокорного города.
В спектакле эта линия хорошо обыгрывается в драматическом ключе — сюжетную линию одного из новгородских бояр с нарицательным именем Мироед, не желающих подчиняться Невскому и сеющему среди своих зерна сомнения, выразительно играет заслуженный артист РС (Я) Степан ФЕДОРЕНКО.
В поведении людей того времени нередкими были смирение и мученичество во имя веры. Отсюда происходят морально-нравственные и духовные корни удивительной натуры и характера Невского и объяснение принимаемых им решений. Они казались нехарактерными для русских князей – ведь в его жилах текла и половецкая кровь — по матери Феодосии, которую сыграла актриса театра Ксения ЗЫКОВА, так как он был внуком знаменитого хана Котяна, трагически погибшего от рук венгерской знати. Вероятно, поэтому Невский хорошо знал обычаи степняков, вошедшие в его плоть и кровь, как говорится, с молоком матери — на генетическом уровне. Есть даже довольно авторитетная версия о том, что отец князя — Ярослав Всеволодович был женат третьим браком на дочери Батыя. То есть не исключено, что у Невского мачехой могла быть монголка и он мог понимать монгольский язык. Данными обстоятельствами объясняются многочисленные исторические факты о том, что Невский находил общий язык со своими грозными восточными соседями, которые могли стереть в порошок русские княжества, раздираемые распрями и междоусобицами. Но представители Золотой Орды видели в нем не чужого человека, а почти соплеменника, который принимал их законы и находил общие точки соприкосновения.
Во многих литературных и научно-популярных сочинениях обыгрываются сюжеты родства Невского со степняками, от коего и идет его предпочтение союзу с ними, нежели сближение с Западом. В рассматриваемой постановке упор сделан на побратимство князя с сыном хана Сартаком, образ которого воплотил Александр КАБУНОВ.
Представленное в спектакле принятие Сартаком православной веры, как веротерпимость, имевшая место быть в Золотой Орде — в золотоордынской столице Сарай-Бату действительно была построена православная церковь — являются научно доказанными фактами.
В спектакле Александр не приемлет союз с католическим Западом именно потому, что он не может отступиться от своей веры. Именно это является главным условием поддержки со стороны западных стран, которое одновременно подталкивает Невского в сторону веротерпимого Востока в лице Золотой Орды.
Согласно сюжету спектакля — надо отдать должное автору, действительно соответствующего историческим реалиям, Невский непримиримо спорит с братом Андреем Ярославичем, сторонником сближения с Западом, достоверно сыгранным Семеном РОМАНЕНКО.
Наблюдая за развитием фабулы вокруг проблемы Запад — Восток и месте Руси в этом антагонистичном противостоянии, поражаешься извечности вопросов, стоявших тогда перед Русью, стоящих и сейчас перед Россией, поставленной перед необходимостью цивилизационного выбора. Убеждаешься, что данный спектакль – весьма актуален в наше неспокойное время. Действительно следует обратить внимание на те пути и решения, которые в свое время выбирали великие сыны Отечества.
Большую роль в постановке играет работа композитора Дмитрия ЧЕШЕЙКО, звукорежиссера, и.о. заведующего музыкальной части Ивана ЧАЙКИ. Они создали музыкальный образ спектакля из гусельных наигрышей, духовных песнопений, современных прочтений русского музыкального фольклора, как, например старинной русской колыбельной Арины Родионовны «Богородице утя» Н. Фаустовой, которые нашли уникальный звуковой код русской культуры и представили его в спектакле. Актеры ГАРДТ сами пели, танцевали — сольные включения с исполнением песенных номеров органично вошли в ткань спектакля.
В заключении следует отметить, что данный спектакль надо обязательно смотреть учащимся школ нашего города, студентам, молодежи, потому что о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой» наглядно, доступным художественным языком повествует современное поколение артистов Русского театра Якутии. Они очень искренне и вдохновенно во главе со своим руководителем Александром Лобановым рассказывают зрителям об очень важных вещах – духовных скрепах, православной вере, верности, единстве, дружбе, любви к своей Родине, родному народу, семье, преемственности поколений Руси и России. И этот высокий патриотический и гуманистический посыл никого в зале не оставляет равнодушным.

Читайте также Некоторые самодеятельные артисты звучат лучше, чем ряд солистов якутской оперы