Мама, смотри мне в глаза: Как разговорить особенного ребенка

Логопед — это специалист, который занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Его основная задача — помочь людям правильно произносить звуки, развивать речь, улучшать коммуникативные навыки и преодолевать такие проблемы, как заикание, задержка речевого развития или нарушения артикуляции.

Работа логопеда очень сложна и требует высокой профессиональной подготовки, терпения и внимательности. Он должен уметь точно определить причину речевых затруднений, подобрать индивидуальные методы коррекции и работать не только с самим человеком, но и с его родителями или педагогами. В процессе работы логопед сталкивается с разнообразными случаями и особенностями развития каждого клиента, что делает его профессию очень ответственной и требующей постоянного совершенствования навыков.

Эта профессия важна для формирования полноценной коммуникации и уверенности человека в себе, поэтому работа логопеда ценится высоко и приносит значительную пользу обществу.

Сегодня, с разрешения автора, мы публикуем историю замечательного знатока и профессионала своего дела – логопеда Светланы Леонтьевой.

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.

Хочу рассказать о прогрессе ученика, с которым мы занимаемся уже три года.

Он пришел ко мне в три года и несколько месяцев. Назовем его Петя. Он не смотрел на меня. Он не хотел играть в игрушки, не хотел отвечать на вопросы. Если он не хотел общаться со специалистом, он ложился на пол и начинал пускать слюни. Вот так, без криков и драк.

Знания Пети крутились вокруг строительной техники. Бетономешалки, самосвалы, гудронаторы, автокраны, вилочные погрузчики. Про них он мог говорить предложениями. Правда, заученными. Все время одними и теми же предложениями, не изменяя ни слова.

У Пети не было нарушений слоговой структуры. Уже в три года он мог выговорить и бетономешалку, и регулировщика и все, что хотите.

Зато такие темы как посуда, одежда, мебель — были ему неинтересны. И поэтому он про них ничего не говорил. Если я просила назвать что-то, например, тарелку, или майку — молчал. Речевой инициативы у него тоже не было. Он ничего не просил. Пить, есть, купить — ничего.

Что надо делать в таких случаях? Убирать все скучное и доставать веселое.

А что у меня в кабинете есть веселое и со строительной техникой?

У меня есть песочница. С синим песком, очень красивым.

Я предложила юноше играть в стройку. У юноши загорелись глаза, и он радостно согласился. Но вот незадача, все строительные машинки спят в гаражах. Их надо разбудить.

Надо их позвать:

— Бетономешалка, приезжай!

— Экскаватор — давай копать яму!

— Каток, делай дорогу!

Я подсказывала, он повторял, машинки приезжали. Ему очень понравилось.

Еще ему понравилось играть в сказку.

Однажды Экскаватор застрял в яме. Сначала он позвал самосвал. Самосвал тянет, а вытянуть не может. Позвали они бетономешалку…тянут…а вытянуть, ну сами понимаете.

Он продолжает сам звать машинки, показывает, как они тянут. Потом у меня закончились машинки, я предложила звать животных.

А потом катать животных на машинах.

Например заяц едет на самосвале, медведь копает яму и т.д.

А теперь смотрим на процессы со стороны. Я присоединилась к мотивационной сфере ученика. А потом изнутри расширила ее до животных.

На следующем занятии мы играли в автомойку. А пока животные мыли строительную технику, они все перепачкались. Пришлось им доставать мою игрушечную стиральную машинку и стирать свою одежду.

Заяц, стирай майку!

Волк, стирай штаны!

Медведь, стирай шапку!

Естественно, одежды на них в реальности и близко не было. Но если ребенок уже допустил, что медведь моет автокран, почему бы ему и не носить шапку? Одежду я рисовала схематично на бумажках, а ребенок сам ее засовывал в стиральную машинку и нажимал кнопку. Потом мы ее даже развесили.

Света, вешай штаны!

Света, вешай шапку!

Света, вешай майку!

Наш с ним путь очень длинный, мне сложно уложить его в короткий текст. Я учила его играть со мной в разные игры, быть спонтанным, просить желаемое, уговаривать: мама, ну дай, пожалуйста, ну мама-а-а-а (вместо падания на пол), учила различать эмоции его и других людей, научила читать.

Сегодня мы с ним загадывали друг другу загадки. Ему очень понравилось и он не хотел прекращать.

Я ему дала заготовки фраз, он их запомнил и начал тут же использовать:

Он: Света, давай играть в загадки.

Это транпорт, который едет над землей.

Я: Монорельс?

Он: Света, ты ошиблась. Подумай еще.

Я: На какую букву начинается?

Он: На М (это мы учились разбивать слова на звуки, давно уже, сейчас обобщаю)

Я: Я не знаю такого

Он: Маглев. Поезд на магнитной подушке.

Я такого слова не знала, теперь знаю. Но, если честно, мне пришлось воспользоваться поиском, чтобы правильно его написать здесь.

Кстати, однажды я спросила его, что бывает горячее. Он ответил: Гудрон.

Так вот, сегодня на занятии его мама сказала, что если он очень хочет, он может настаивать на своем желании, и говорит фразу из заголовка: «Мама, посмотри мне в глаза».

Раньше он ушел бы в поведение. Молча пускал бы слюни в пол и не сказал бы, что ему нужно. Или пытался бы молча взять предмет. Теперь его глаза горят. Он смотрит, ищет отклик, требует внимания. Он приглашает в игру.

Нам еще есть над чем работать. Но этот случай меня очень вдохновляет. Пусть теперь он вдохновит еще кого-нибудь.

Читайте также: По всему миру наблюдается рост числа детей с ЗПР

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх