Герои Якутии: Купцы, которые изменили судьбу целого народа

О феномене меценатства в России и Якутии – часть 2

Примерно через месяц в России отметят День мецената и благотворителя, дата приходится на 13 апреля 2025 года. Праздник учрежден двадцать лет назад, а идея праздника принадлежит директору самого крупного музея страны — Эрмитажа и главному редактору альманаха «Русский меценат».

Не обошло благородное явление Якутию, получившее там свое яркое и мощное развитие с середины XIX в. — момента начала торговли с Ленскими золотыми приисками жителями Якутии и проникновению торгово-экономических и рыночных отношений в Якутскую область. Начиная с XIX века, с проникновения рыночных отношений в Якутию, начался расцвет купечества, вместе с ним в историю навечно вошли имена десятков меценатов, жертвовавших, строивших и помогавших людям и родному краю.

Вкратце расскажем о наиболее известных якутских меценатах-благотворителях.

Николай Осипович Кривошапкин (1837-1926 гг.), уроженец Баягантайского улуса Оймяконо-Боргонского наслега, крупный сельскохозяйственный купец и меценат. Торговал пушниной, которые обменивал на северо-востоке Якутии на промышленные товары.

В 1890 г. пожертвовал большую сумму на сооружение в своем наслеге деревянных церквей, на его средства была построена школа и часовня. В общей сложности пожертвовал на сооружения 80 тыс. руб. золотом (тогда в среднем лошадь стоила 50 рублей).

Как горячий поборник образования, он говорил: «Молодой человек должен получить хорошее образование, потому как необразованный человек – равно слепой». Заслуга мецената была высоко оценена и поддержана императором Николаем II, который наградил Н.О. Кривошапкина одной золотой, тремя серебряными медали и золотыми часами работы Павла Буре и присвоил ему звание ордена Святого Станислава III степени, почетного инородца (см.: Шумилова, В. В. Меценат Н. О. Кривошапкин / В. В. Шумилова // Якутск: история и современность (к 370-летию города) : [материалы конференции «Якутск в XXI веке», состоявшейся 26 апреля 2002 г.]. – 2002. – С. 149-153.).

Николай Осипович Кривошапкин

(http://old.sakhaparliament.ru/liki-istorii/2017/02/kupets-metsenat-popechitel-obrazovaniya/)

Предлагаем сюжет от Академии наук Якутии о деятельности Н.О. Кривошапкина от краеведов, родственников и земляков:

Члены Якутского областного инородческого съезда 1912 года
(http://old.sakhaparliament.ru/liki-istorii/2017/02/kupets-metsenat-popechitel-obrazovaniya/)

Семен Петрович Барашков (1876 — 1921 гг.), уроженец Качикатского наслега, Восточно-Кангаласского улуса, купец 2-й гильдии, попечитель. Являлся подрядчиком по заготовке и доставке леса на Бодайбинские прииски. После у населения покупал мясо, масло и доставлял на своих подводах в Бодайбо, имел лавку.

В 1910 г. в местности Тииттээх, организовал и построил ферму, провел расчистку леса под пашни на 100 гектаров, распахал 40 га поля на границе с соседним наслегом, которая по сей день называется пашней Барашкова. На этих пашнях получал по 500-600 пудов зерна. Приобрел плуги, культиваторы, сеялки, жатки и молотилку.

Начал строительство двухэтажного здания школы, в 1916 году добился открытия церковно-приходской школы. Построил больницу на 12 мест, нанял фельдшера. Несколько лет домашним учителем содержал А.Е. Кулаковского – первого писателя Якутии. С.П. Барашков был образованным, ярким человеком, с прогрессивным складом ума.

За личный вклад и сбор средств на ремонт Жемконской Николаевской церкви был награжден медалью со Станиславской лентой, избирался церковной старостой. Занимался мелиоративными работами: спускал озера, перекрывал реки дамбами, рыл канавы, построил водяную мельницу в м. Булуус (Купец — просветитель и меценат : [С. П. Барашков] / Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г. В. Ксенофонтова ; [составитель П. Н. Харитонов]. — Якутск : [б. и., 1997?]. — 21, [1] с. : ил.).

В памяти народной Семен Петрович Барашков остался не только как преуспевающий купец-предприниматель, не только как человек, создавший в глухом якутском наслеге одно из передовых хозяйств-имений, молва о котором распространилась далеко в округе.

Семен Петрович Барашков

(https://history-yakutia.ru/personalii/b/barashkov-semen-petrovich)

Николай Дмитриевич Эверстов (Сэрбэкэ, (1821-1915 гг.), гласный Якутской городской думы, меценат. Крупнейший представитель торговой буржуазии, коммерции-советник, купец 1-й гильдии. Николай Дмитриевич Эверстов с 60-х годов XIX в. устанавливает прочные торговые связи с иркутскими, затем с кяхтинскими купцами. Являлся непременным участником Якутской летней ярмарки, где скупал большими партиями меха, кабарговую струю, мамонтовую кость, отпускал в кредит мануфактуру и продовольствие более мелким торговцам. Постепенно через московских дельцов он проникает на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки. Эверстов с 70-х гг. одним из первых начал выписывать чай из Китая через порты Охотск и Аян.

Для устройства в Якутске городского общественного банка в 1910 г. Эверстов пожертвовал 60 тыс. руб. с условием присвоения его имени банку и использования прибыли для помощи бедным слоям населения. Якутский губернатор Иван Иванович Крафт в 1911 г. «за оказание особенной заслуги в распространении торговли» исходатайствовал Эверстову звание российского коммерции-советника.

За время своей предпринимательской деятельности с 1859 по 1902 г. Эверстов вносил многочисленные пожертвования Якутской мужской прогимназии, православным церквям, миссионерским обществам значительные средства, за что был награжден несколькими царскими серебряными медалями (Петров, Пантелеймон Пантелеймонович. Якутская городская Дума: руководители, депутаты, меценаты / П. П. Петров, Е. Ю. Карпова ; редакционный совет: А. Н. Семенов, Е. И. Ивсикова, Т. И. Илларионова [и др.] ; Якутская городская дума. — Якутск, 2022 (Мега-плюс). — 168 с. : ил., портр. ).

Николай Дмитриевич Эверстов (Сэрбэкэ)

(https://sakhaday.ru/news/vzglyad-v-istoriyu-pervye-yakuty-millionery?from=timeline)

Федот Васильевич Астраханцев (1847-1914 гг.). Городской голова, меценат. Купец 1-й гильдии, потомственный дворянин, действительный статский советник, уроженец г. Якутска. Окончил Якутское уездное училище. Занимал различные должности в окружном полицейском управлении, Якутском областном правлении, Якутской городской управе. Чиновник особых поручений при губернаторе. Избирался городским головой Якутска в 1880-е гг.

Федот Васильевич Астраханцев отличался деловой хваткой, основательностью при ведении предпринимательства, использовал передовой опыт российского купечества. В Якутске основал частный вино-водочный завод. В городе и Амгинской слободе содержал магазины и лавки. Крепкими деловыми торговыми операциями был связан с чаеторговцами Дальнего Востока, которые обеспечивали доставку крупных партий чая в порты Охотского моря. Находясь в должности городского головы, организовал сбор пожертвований на строительство для бездомных ночлежного дома. Сам внес значительную сумму на постройку здания пожарной команды.

В 1913 году пожертвовал городу банковские проценты с 1 300 тыс. руб. с условием учреждения ремесленного училища в г. Якутске. За его благотворительную деятельность в пользу города он был возведен в звание Почетного гражданина Якутска. Его именем была названа бывшая Лотовая улица (ныне улица им. А.Е. Кулаковского). Награжден многими орденами и медалями (см.: Петров, Пантелеймон Пантелеймонович. Якутская городская Дума: руководители, депутаты, меценаты / П. П. Петров, Е. Ю. Карпова ; редакционный совет: А. Н. Семенов, Е. И. Ивсикова, Т. И. Илларионова [и др.] ; Якутская городская дума. — Якутск, 2022 (Мега-плюс). — 168 с. : ил., портр.).

Федот Васильевич Астраханцев

(https://bsk.nios.ru/enciklodediya/astrahancev-fedot-vasilevich)

Степан Прокопьевич Алексеев – Боhуут (1865-1916), уроженец Бестяхского наслега Мархинского (ныне Нюрбинского) улуса. Купец, политический деятель, меценат. В 1881 г. окончил Мархинскую народную школу. В 1981 г. избран писарем Бестяхского и Таркайского родовых управлений.С 1891 г. по 1900 г. — кандидат в выборного и выборный Мархинской инородной управы (3 срока).С июля 1903 г. по 1909 г. — почётный мировой судья Вилюйского округа. С 1 января 1910 г. по 1 января 1913 г. — голова Мархинского улуса. С 1 января 1913 г. по 1 января 1916 г. избирается на должность головы Мархинского улуса на 2-ой трёхлетний срок, но подал рапорт об освобождении от должности по состоянию здоровья. В августе 1913 г. якутский губернатор издал приказ об увольнении его с должности.

За время своей деятельности, благодаря профессиональным качествам и поддержке губернатора Якутской области И.И. Крафта, смог построить здание Мархинской инородческой управы в 1913 г. В 1912 г. построил в Бестяхском наслеге церковно-приходскую школу, затем и пристрой к нему в 1914 г. и стал попечителем этой школы.

В 1913 г. при улусном голове Алексеева была проложена телеграфная линия от Нюрбы до границ с Верхневилюйским и Сунтарскими улусами. При этом сам жертвовал деньги из личных средств на проведение телеграфной линии, так же при нем проложена тележная дорога до границ с Верхневлюйским и Сунтарскими улусами, так же внутри Мархинского улуса, за что был представлен к Высочайшей награде.

Общественную деятельность С.П. Алексеев сочетал с купеческой, которой занимался до конца жизни. Он обзавёлся небольшим скотоводческим хозяйством, основательно занимался перегоном скота и сбывал тысячи пудов мяса и масла на золотых приисках, установил связь с крупными купцами, владельцами частных золотых промыслов, с московскими (отделения торгового дома «Коковин и Басов» по Якутской области), сибирскими и местными купцами. С торговым домом «Коковин и Басов» сумма доходов товаров составляла до 40 тыс. руб. в год.

Большое признание народа С.П. Алексеев получил по общественной деятельности — он принимал участие в работе многих организаций, существовавших в то время. Это, в первую очередь, его благотворительная деятельность, которой он занимался до самой смерти.

Степан Прокопьевич Алексеев – Боhуут

(https://radiovera.ru/stepan-alekseev-bohut.html)

Петр Илларионович Захаров (1847 – 1903 гг.), уроженец Додгдинского наслега Восточно-Кангаласского улуса. Купец II гильдии, филантроп и меценат.

Направлял средства на финансирование научных экспедиций, направленных на этнографическое и географическое исследование родного края и заполярья. Оказывал поддержку Географическому обществу, собирая ценные экспонаты, для выставок и материально помогая научным экспедициям. В неурожайные годы жертвовал продовольствие помощь жителям Восточно-Кангаласского. Выделил здание и был попечителем женской прогимназии в течение 19 лет, жертвуя средства на приобретение учебной литературы, став одним из основателей женского образования в Якутии. Ежегодно жертвовал деньги на улучшение условий заключения в Якутской тюрьме.

Был гласным Якутской городской думы, членом Якутского тюремного комитета, старостой Якутского кафедрального Троицкого собора и Преображенской церкви, старостой и членом Якутского купеческого общества, сотрудником ИРГО.

Благодаря тому, что Захаров оказывал поддержку женской прогимназии, церквям г. Якутска, Географическому обществу, собирая ценные экспонаты для выставок и материально помогая научным экспедициям, был награжден орденом Св. Станислава III степени, четырьмя золотыми (на Андреевской, Владимирской, Станиславской и Анненковской лентах) и тремя серебряными медалями, значками и дипломами Географических обществ России, Франции, Германии и Испании, а также получил благодарность от императора Николая II и нескольких генерал-губернаторов Восточной Сибири.

Вошел в состав якутской депутации, которая приняла участие в важнейшем событии в истории Российской империи – коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (Купец II гильдии Петр Захаров — один из первых гуманистов, предпринимателей, христианин, меценат «нового времени» Якутии / Пресс-служба Общественной организации «Фонд им. купца П. И. Захарова». — Якутск, 2024. — 7 фот. : цв. — (История)).

Петр Илларионович Захаров

(https://sakhalife.ru/portret-kupcza-zaharova/)

Акепсим Михайлович Кушнарев (1837 – 1902 гг.), уроженец села Павловск Якутского округа. Купец 1-й гильдии, общественный деятель, меценат.

Одной из основных статьей его дохода составляла торговля пушниной, которую скупал оптом у средних и мелких торговцев в Усть-Майской, Алданской и Якутской ярмарках.

Акепсим Михайлович своими товарами развивал и социальную культуру якутского народа. Он на свои деньги построил приют для бедных и немощных людей — «ночлежный дом», где всегда обеспечивал бесплатным горячим ужином. Для строительства женской гимназии в г. Якутске внес более двенадцати тысяч рублей. Охотно помогал он в строительстве в Якутске библиотеки имени Пушкина, в селе Павловске — школы и жилых домов, и многое, многое другое (см.: Кушнарёв Акепсим Михайлович : [о якутском предпринимателе, общественном деятеле и благотворителе] // История Российского предпринимательства : [сайт].
— [Без года]. — [Без даты]. URL: http://historybiz.ru/kushnaryov-akepsim-mihajlovich.html).

Вел торговлю с Ленскими золотыми приисками, ведя поставки скота, мяса, масла рыбы и других продуктов. Имел несколько магазинов в г. Якутске. Имел торговые связи с представителями различных заводов и фабрик центральных губерний. Принимал участие в Иркутской ярмарке, наладив торговые связи с 35 представителями заводов, торговых фирм и с отдельными купцами, а также выезжал на знаменитую тогда Нижегородскую ярмарку, где имел дело с доверенными лицами.

Его потомки, продолжив дело отца основали товарищество – торговый дом «Наследники А.М. Кушнарева» в 1903 г., с совокупным капиталом в 900 тыс. руб. Имели свой пароход «Акепсим», для перевозки товаров.

Акепсим Михайлович Кушнарев

(https://exo-ykt.ru/articles/starinnaya-nahodka-v-muzee-yaroslavskogo-obnaruzhena-menazhnica-dorevolyucionnoy-epohi)

Гаврил Васильевич Никифоров–Манньыаттаах уола (1867 – не ранее 1945). Урож. 1-го Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса. Купец первой гильдии.

Получил прекрасное домашнее образование. Уже в юношестве отец поручил ему заниматься торговлей пушниной и поставкам мясомолочных продуктов на золотые прииски. Молодой человек быстро освоил все азы предпринимательской деятельности в условиях Крайнего Севера и в 27 лет стал купцом второй гильдии.

В 1900 году – на рубеже веков – Гавриил Васильевич открыл свой первый торговый дом, назвав его непритязательно «Г.В. Никифоров и М.Г. Васильев». Дальше, как говорится, пошло-поехало: Никифоров занимается сразу несколькими направлениям – тут и скупка пушнины и мамонтовой кости, дальнейшая их продажа оптом и в розницу на внутреннем и внешнем рынках, розничная торговля продуктами в Якутске. Торговые дома Никифорова и их филиалы находились в разных местах – Москве, Якутске, поселках Абый, Булун, Верхоянск, Казачье, Колымское, Кюсюр.

Никифоров все время занимался благотворительностью. Он всячески поддерживал свой родной Первый Тыллыминский наслег – построил там школу, а затем платил жалованье учителям. Также на его средства были построены гимназия и пансион в самом Якутске. При этом благотворительностью он занимался, как и подобает предпринимателю – вложил деньги в казначейство, а меценатством занимался на проценты от вклада. Как это зачастую бывало в те времена, меценат и знатный человек принимал активное участие в управлении городом. Вот и Гавриил Никифоров шесть лет избирался гласным городской Думы Якутска, участвовал в совещаниях при губернаторе Якутской области Иване Крафте (см.: Елаш, Алексей. Предприниматель с безупречным реноме : [Гавриил Васильевич Никифоров] / Алексей Елаш. — Москва, 2023.). 

Гаврил Васильевич Никифоров–Манньыаттаах уола

(https://history-yakutia.ru/personalii/n/nikiforov-gavriil-vasil-yevich-mann-y-attaakh-uola)

Революционные события начала ХХ века, стерли многие имена успешных купцов и предпринимателей Якутии, однако народная память сохранила имена многих меценатов. Благородные поступки позволили сохранить славные имена тех людей, которые всячески помогали своему краю, строили и созидали.

Зададимся вопросом: чем же были обусловлены причины столь значительной благотворительности у русских и якутских купцов?

Так, основной принцип консерватизма у русских старообрядцев-купцов привел к новациям. Уклад жизни “идеальных капиталистов” сравнивают с прогрессивным протестантизмом, который как известно выражал по словам классиков — дух капитализма. Аскеза, общинное взаимодействие и экономия приводили к процветанию и зажиточности (см.: https://ruvera.ru/articles/idealnye_kapitalisty_kak_vera_pomogala_bogatet_russkim_staroobrjadcam).

Славянофил и публицист Иван Аксаков во время миссионерских поездок по России отмечал, что села старообрядцев всегда были чище и богаче. Причиной этого он видел в замкнутости и трудолюбии, прямого неприятия праздности. Безделье для старообрядцев – «училище зла».

Духовная элита староверов благословила торговлю в качестве благого дела, причем даже ростовщичество не порицалось. Староверы «были грамотнее» своих православных коллег, ведь им приходилось самим вести учет и службы, что подтверждается скрупулезными ревизиями в XIX веке.

Старообрядцы верили, что пришествие антихриста произошло, а чувство конца подстегивало интенсивный труд и самоуверование. Духовная праведность у них сохранялась в мелочах: еде, пользовании благами цивилизации, ведении бухгалтерского учета, она была инкорпорирована максимально в бытовую жизнь. Социокультурная действительность прихода капитализма, заставила религию отвечать на вызовы экономики, менеджмента и идеи прогресса в целом. Таким образом, их культура сформировала кентавра, сочетающего неуемное «поглощение» экономических нововведений и религиозный консерватизм (см.: там же).

Идеи модерна, проникающие в Якутию с ростом образованности местного населения и ссыльными разных сословий и вероучений, интенсивно подстегивались объективными обстоятельствами — ростом предпринимательской активности, в том числе, благодаря снабжению Ленских приисков различными природными и продовольственными ресурсами (см. материал Академии наук Якутии: https://sakhalife.ru/lenskie-zolotye-priiski-i-zarozhdenie-yakutskogo-predprinimatelstva/) и видео к нему:

Нельзя сбрасывать со счетов своеобразие якутского «социокультурного кентавра», начавшего сочетать в себе «этно» и «модерн». Идея прогресса, появившаяся с образованностью, вера в линейность человеческой истории, соединились с моральными принципами, сложившимися в лоне мифологической «народной философии» саха. Так феномен вселенского закона дарообменности, который практиковали предки северян (см. наш материал: https://sakhalife.ru/princzipy-daroobmena-severyan-i-ekologizacziya-hozyajstvovaniya-na-severe/), несомненно подстегивал к его соблюдению, являясь нравственным императивом человеческого бытия в этом земном мире. Не сбрасываем со счетов объективность экономических и иных преференций перед наместниками царской власти и престижем в лице общества наградами, получаемыми от нее.

Считаем, что частнособственничество в мифологически конципированной системе, сохраняемой в Якутии вплоть до третьего десятилетия XX века, у кого-то не могло быть помыслено как полноправная модель мироустройства. В ней все нажитое богатство является продуктом как твоего умения, изобретательности, а также, и это, главное — соизволения сакрального начала. Здесь и возникает проблема кентаврической несоизмеримости природных абсолютов — бесценности жизни и природы с меновой, денежно оцененной рыночной стоимостью.

Таким образом материальная собственность, получает легитимный статус опосредованно, сакральным созволением мифологически окрашенного мира саха, законы которого чутко ощущались людьми прошлых эпох. Реальное богатство для северян —жизнеутверждающая продолженность поколений жизни на священной земле предков в согласии с природными законами и культурными традициями.

Дар, в отличие от товара, представляет культурную форму согласованности стоимости посредством сакрального статуса «договорных отношений» между обществом и сакральным началом. Поэтому дарообменные отношения представляли для саха рубежа XIX-XX столетий – космические законы мироздания, побуждая к легкости принятия решений для значительных сумм меценатства, тем более идущих на социальное и культурное саморазвитие соплеменников, в целом повышая уровень благополучия и образованности края.

Таким образом якутское купечество не могло не быть связано с феноменом меценатства. Принцип неразрывно связан с жизнедеятельностью общества тех времен и переплетен симбиозом философских, религиозных и мифологических представлений той поры.

Читатель может спросить: является ли культурное достояние той эпохи проходом в будущее подобных явлений современной поры? На наш взгляд, многое зависит от ряда обстоятельств, главными из которых становится успешное сочетание объективного и субъективного — наличия успешных якутских предпринимателей и понимание морально-нравственных и сакральных религиозно-философских закономерностей жизнеустройства.

Первую часть материала смотрите здесь: https://sakhalife.ru/kak-prostye-lyudi-tvorili-istoriyu-kultury/ 

Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:

https://t.me/AkademyRepSakha

https://vk.com/public217206078

https://rutube.ru/channel/24490370

Как простые люди творили историю культуры — 1 часть. Читайте здесь

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх