Дьявол в сердце Якутска – премьера, которая взорвет театр!
Булгаковские строки на сцене Саха театра
«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются»
24-26 апреля 2025 года на большой сцене начнутся премьерные показы знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня идут репетиции.
«Известно, что идея создания <романа> родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века. Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций» (см.: https://dzen.ru/a/ZGHWUMk6vUrSfkmv).
Режиссер Сергей Потапов, не раз бравшийся на сцене за Булгакова, а это «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Последние дни» и «Мертвые души», ставит спектакль по нетленному роману на якутском языке, перенося действие из Москвы 20-х прошлого века в современный Якутск.
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Как отметил в коротком интервью режиссер во время перерыва репетиции, одним из главных движущих мотивов станет любовь, перенесенная на тротуары, улицы и в квартиры Якутска.
«Но лишь только исчез грязный снег с тротуаров и мостовых, лишь только потянуло в форточки гниловатым беспокойным ветром весны, Маргарита Николаевна затосковала пуще, чем зимой. Она плакала часто втайне долгим и горьким плачем. Она не знала, кого она любит: живого или мертвого? И чем дальше шли отчаянные дни, тем чаще, и в особенности в сумерки, ей приходила мысль о том, что она связана с мертвым. Нужно было или забыть его, или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь. Нельзя! Забыть его, чего бы ни стоило — забыть! Но он не забывается, вот горе в чем».

Для нас, северян, наступило время, заставляющее творить и без консервативной позиции по отношению к прошлому, заданному традицией. Новые формы, это попытка синтеза, выявления таящегося бытия в маяках традиционной эпохи. По-своему сегодня это осуществляет в Саха театре и национальных театрах Евразии Сергей Станиславович Потапов — заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), выпускник мастерской Марка Захарова режиссерского факультета ГИТИС.
«История рассудит нас», прав ли режиссер в своих эстетических поисках, вбирающих в застывших пластах культуры, живые зазоры бытия. Главная его задача, на наш взгляд, попытка восстановления символических смыслов, внесение в застывшие формы живого “движения сүр”, формирование токов сознания, кристаллизация современных форм национального бытия в условиях массовой культуры. Это тема соединения универсального и этнокультурного языка души. Используя идеологические слепки массовой и этнической культуры, он завоевывает пространства, трансцендентные их отголоскам. По сути, режиссер Потапов осуществляет переход, растянувшийся уже на столетие в национальной культуре, а это движение от мифа к логосу, к метафизически сконструированному сознанию.

«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» – такой референс несет якутский режиссер, обогащая эстетику национальных театров России и ближнего зарубежья.
“Сергей Потапов – несомненно, шаман, и этим все сказано” – говорит псковская актриса Ирина Смирнова, сыгравшая мадам Иванову в “Зойкиной квартире”. “Его очень интересный, какой-то первобытный язык, на котором он разговаривал с актерами, в нас отзывался, будил наши чувства, которых мы доселе, может, и не изведывали. Подводил нас к таким тонкостям, о которых мало кто говорит”(см.: https://drampush.ru/news/6603).
Зритель Саха театра еще не видел потаповского Булгакова и ему предоставляется эта возможность 25-26 апреля 2025 года, на 24 апреля билетов почти не осталось.
+7 (999) 174-67-82
