чтение: 1 мин

Трогательные истории щепкинцев: Свадебный чайник с сюрпризом

МОСКВА ЛЮБИМАЯ…   

Часть вторая. 

Продолжаем публикацию статьи Катерины Григорьевой- Кэрэмэс Сыдьаай  о поколениях якутских артистов, учившихся в московских театральных вузах. Сегодня — рассказ о втором поколении наших замечательных артистов, об их студенческих московских буднях. 

             ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ ЩЕПКИНСКОГО УЧИЛИЩА

В 1950-1955 годах первая якутская национальная студия училась в стенах театрального училища имени Щепкина, тем самым заложив в основание, в фундамент якутской театральной школы традиции самого древнего российского театра- Малого театра. Дипломы получили 18 человек. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН 1950-х

Экономика восстанавливается после разрушительной войны. Много проблем. Но в то же время страна испытывает необычайный подъем после военной разрухи, который относится не только к народному хозяйству, а прежде всего к всеобщему духу единой страны, великой державы, самосознанию единого советского народа-народа-победителя. Развивается образование, наука, культура, спорт. Открываются ВУЗы, техникумы, молодежь стремится учиться, осваивать новые сферы жизни.

В старых и новых театрах (их очень много в Москве) огромные очереди в кассу, в кинотеатрах идут премьеры художественных фильмов, открываются музеи и библиотеки, развивается радио и телевидение. Стайками по всей Москве передвигается счастливая молодежь : “Мы знаем, что счастье нас ждет впереди!”. В 1950-е годы меняется коренным образом архитектурный облик столицы. В 1956 году проходит знаменитый ХХ съезд партии, где был развенчан и осужден культ личности и начинается эпоха оттепели.

И вот в 1950 году дети военного времени, познавшие на себе что такое голод и холод, лишения, потери родных- посланцы из разных улусов, “алаас о5олоро”, отобрались в историческую, судьбоносную первую якутскую студию в колыбель русского классического театра-Щепкинское училище. Особенность и уникальность студии была еще и в том, что они были первыми не только для своего театра, но и первой национальной студией в Щепкинском училище. Поезд, на котором они прибыли на Ярославский вокзал встречала со цветами  целая делегация преподавателей во главе с директором училища. Это, конечно же, был особый волнительный день, который подчеркивал важность и высоту момента. Он возложил на первых студийцов особую ответственность, которую они будут носить до конца. На них полагались с верой и большой надеждой с двух сторон: и республика, и училище.

Широкие улицы, огромные дома, величественные памятники и исторические здания производят на молодых людей и девушек потрясающее впечатление. Они ходят по Москве и не верят своим глазам. Всё впервые, столько открытий, удивления и восторга!

В первое время якутян заселили очень далеко за городом. В ту пору неразвитого транспорта дорога до училища занимала очень много времени и состояла из множества пересадок на разном транспорте. К ним первое время даже приставили сопровождающего из училища. Вчерашние мальчишки по дороге попадали в разные переплеты. Однажды студиец Дмитрий Копырин по дороге, зазевавшись отстал от товарищей и долго плутал. Забрев на Белорусский вокзал, вдруг увидел такого как же он смуглого невысокого парня и кинулся к нему с радостной мыслью: “Земляк! Надо же! Здесь, в Москве!”, как вдруг упал от неожиданного сильного удара. Не поняв, что перед ним зеркала во всю стену, он принял свое отражение за парня-земляка и с разбегу врезался в него. А еще Дима сопровождал приехавших в Москву земляков по достопримечательностям и по необходимым делам: кого в больницу,кого по магазинам, кому-то помогал найти нужный адрес, провожал и встречал. Был этаким гидом по столице.Маршрут он строил таким образом, чтобы аккурат в обеденное время оказаться у определенного ресторана или кафе. Так он решал проблему вкусного и сытного обеда.

В 1953 году умирает Сталин и его похороны превращаются в настоящую драму. Наши студийцы не смогли остаться в стороне от этого события и всем курсом пошли на прощание. В ту эпоху Советский Союз и Китай только наладили дружеские отношения и поэтому на московских улицах нередко можно было увидеть китайцев. Когда группа молодых якутов пришла к месту панихиды, дежурившие там блюстители порядка приняли их за китайцев и пропустили без очереди. И только потом, некоторое время спустя, студийцы с изумлением и ужасом узнали, что в давке в очереди погибли люди.

В этот период из серой униформы народ потихоньку переодевается в цветное, веселое, пробует новое, доселе неведомое. Однажды заходят педагоги в аудиторию, а там все парни сидят с кудрявыми чубами. Тут возникает немая сцена. Педагоги в шоке: парни гурьбой сходили к парикмахеру и сделали 6-месячную завивку-“химку”! Занавес.

Ксения Адамова и Тася Мыреева со стипендии купили в большом универсальном магазине модную диковинку: капроновые чулки и в нетерпении тут же их одели. Довольные и счастливые девушки дальше по дороге домой зашли в гастроном, купили буханку черного хлеба, сто грамм масла и завернутые в бумажные кулечки несколько кристаллов кускового сахара. Увидев издалека как к остановке подходит их трамвай, доезжающий до общежития, с возгласами : “Двадцать пятый!” девушки кинулись бежать через дорогу и обе неудачно упали прямо на проезжей части, их сумки, авоська со всем содержимым оказались на асфальте, движение на улице остановилось. Девушки на четвереньках начали подбирать хлеб с маслом и рассыпанные куски сахара, при этом одна у другой успевает расспрашивать: “Как твои чулки? Мои разодрались”. Стоит ли говорить, что и у второй капронки безжалостно порвались вместе с коленками в кровь. Всё это время водители без шума и криков, терпеливо ожидали пока две будущие народные артистки собирали с мостовой свою нехитрую снедь и горевали по испорченной красоте.

Однажды парни по случаю приобрели очень дешево модные плащи из какого-то диковинного непонятного материала. Всё было хорошо, пока не ударили первые морозы. Оказалось, что материал был прорезиненный и при малейшем минусе замерзал и вставал колом: парни залезали в трамвай или в метро в “застывших” плащах на удивление других пассажиров.

Однажды студийцев наравне с другими студентами-представителями разных республик и братских стран пригласили на новогоднее торжество в Георгиевский зал в Кремле. Но пригласительный был один на весь курс. Разыграли жеребьевку и счастливый номер вытащил Миша Гоголев. Собирали в Кремль посланца всей студией. Кто-то одолжил нарядную рубашку, кто-то галстук. А в заветный день однокурсники всей толпой проводили его до Красной площади, до самых ворот к Кремлю.  Ещё скинулись по копеечкам и надавали ему заказов: кто знает, что там , в Кремле, можно купить? Миша купил апельсины, авоськи не оказалось и он распихал их все по карманам. И тут начались танцы и хороводы. С набитыми шариками апельсинов карманами танцевать оказалось не очень удобно и поэтому Мише оставалось только подпирать колонну, хотя артистическая душа просилась в пляс. К скучавшему пареньку подошёл в этот момент журналист и в итоге в газете “Вечерняя Москва” появилась заметка про то как якутский студент Миша Гоголев попал на кремлевскую елку. Когда он вышел, все друзья ждали его у Кремля: радостные и взволнованные, не меньше чем он. А диковинные апельсины дома разделили на всех поровну, каждому досталось по дольке, хотя сперва немного поломали голову, как их есть, ведь видели и пробовали эту экзотику впервые.

Оказавшись в Москве, студенты-якутяне сразу ощутили невероятную заботу своих педагогов. Большие мастера не только обучали актерскому мастерству и передавали секреты ремесла, но и очень пеклись о здоровье и настроении, обустройстве быта своих студентов. Мария Канаева простыла и потеряла голос. Во время репетиций спектакля “Снегурочка” она могла только шевелить губами. Что делать? Скоро-спектакль. И тогда педагог по сценической речи Ольга Михайловна Воронова сводила Машу к знакомому доктору, которая возвращала голоса солистам Большого театра. Там их встретила дочь доктора, врач-гомеопат, которая назначила особенное нестандартное лечение и,о, чудо: голос вернулся!

Однажды некоторым студентам пришлось летом задержаться в Москве. Денег не было совсем, еду стало сложно покупать. Парни нашли и договорились с одним из подмосковных совхозов на подработку в полях, где выращивали капусту. Вместо оплаты кормили пустыми щами из капусты. Студенты так ею наелись, что потом долго не могли на нее смотреть.

Студийцы Михаил Гоголев и Анна Кузьмина поженились во время учебы. Свадьбу молодожены сыграли на квартире у педагогов курса Веры Пашенной и Ирины Полонской. Педагоги сами организовали стол для молодых и подарили красивый большой чайник, внутри которого была пачка индийского чая с запрятанным подарком- суммой денег. Еще с того вечера у Гоголевых остался на память листочек с рукописным сонетом, который написали в их честь педагоги. А когда на последнем курсе у них родилась дочка- Михаил и Анна назвали ее Лидой в честь своего педагога Лидии Ивановны Дейкун. Педагоги, видя как сложно молодым родителям справляться и с учебой, и с ребенком, помогли им до отъезда на родину временно устроить дочку в Институт здорового ребенка.  

На итоговые прослушивания и студенческие спектакли студийцев приходили смотреть не только педагоги и земляки, но и знаменитые артисты Малого театра Михаил Царев,Александра Яблочкина,главный режиссер театра Константин Зубов.  

Когда в 1955 году  педагоги провожали своих первых студийцев на родину, они были уверены в том, что из них выйдут достойные артисты и хорошие люди. И их надежды оправдались сполна: из выпускников первой студии вышли большие мастера якутской сцены, чьи имена сегодня золотыми буквами вписаны в театральную летопись якутского искусства. 

Продолжение следует. 

Смельчаки из якутской глубинки штурмуют ГИТИС. Начало читайте здесь

Читайте также:

Источник: Катерина Григорьева- Кэрэмэс Сыдьаай
Фото: из фонда музея Саха академического театра имени Платона Ойунского

Наши рекомендации