Якутия отметила День Осуохая

«Круговой танец — многозначный культурный феномен, присущий многим народам. Эволюция происхождения, формирования и развития кругового танца» охватывает тысячелетия, а следовательно, вбирает множество идеологических интерпретаций и трактовок

«Круговые танцы являются отражением религиозных и мировоззренческих представлений, духовным освоением и осмыслением окружающего мира. Востребованность круговых танцев в современном обществе не снижается», наполняясь прежде всего функцией формирования этноидентичности народа [см. Ссылку на источник в конце статьи на Лукину А.Г.].

«Круговой танец — сложный, многозначный феномен традиционной культуры, концентрирующий в себе множество функций (коммуникативный, нормативный, этический, эстетический и др.). Доминирующей идеей кругового танца якутов являются единство и нерасторжимость природы и человека».

Предлагаем вниманию читателей футажи со вчерашнего мероприятия в сквере у Якутского музея имени Ем. Ярославского. Приятного просмотра!

«Безусловно, первичные формы танца, в том числе осуохай, основаны на мифологическом сознании. Мифы закреплялись и отражалась в ритуальных, обрядовых танцах. Все якутские традиционные танцы на начальных этапах несли ритуальный, сакрально-религиозный смысл, основанный на солярном символизме, почитании одухотворенной земли, наличия трехчастной структуры мироздания, транслируемой мировым древом, формами почитания тотемных животных и птиц

Круговой танец осуохай является неотъемлемой частью масштабного обряда якутов ысыах. Танец осуохай является танцем-молением божествам айыы, в танцевальной форме отражающий культ солнца. В нем отражены древнетюркские корни, культивировавшие поклонение солнцу. Исследователи связывают обряд ысыах с почитанием верховного божества якутов Юрюнг Айыы Тойона, культ которого также имеет южное происхождение. К концу XIX в. образ этого божества стал забываться и единственным случаем, когда якуты обращались к нему, был ысыах».

«В настоящее время осуохай приобрел светский, универсальный характер и не обязательно приурочивается к празднику ысыах. Но танец не утратил своей актуальности и значения в современном мире», объединяя людей идеей достижения социальной и природной гармонии.

В годы СССР танец осуохай утратил свои традиционные черты, связанные с культом солнца и принял ярко выраженную идеологическую окраску, которую продолжает нести, меняя лишь смыслы. «Известный ученый Г.В. Ксенофонтов еще в начале XX века отметил, что религиозная сторона, самая важная часть праздника ысыах, в том числе, кругового танца осуохай, целиком атрофировалась».

«Первая часть танца осуохай бытует как вступление или вовсе не исполняется. Наблюдается тенденция к обобщению множественных вариантов в один или два более устойчивых вариантов танца осуохай. Этому способствуют глобализация, урбанизация и другие факторы.

Только с началом перестройки, в конце 90 – х годов, когда активизировалось общественное движение по возрождению традиционной культуры, наметился вектор развития в сторону восстановления, возрождения. Возобновились коллективные круговые танцы, исполняемые не только во время проведения обряда ысыах, но и в любое время на площадях городов и сел. Традиции исполнения танца осуохай в народе восстанавливались. В основном сохранялась двухчастная структура танца осуохай.

Якутский круговой танец осуохай в двадцать первом веке продемонстрировал абсолютную выживаемость и способность адаптироваться в современных условиях. Осуохай как национальный бренд, концентрирует в себе вековечные традиционны идеи и ценности, в современных условиях открывает новые грани, новые идеи, при этом сохраняя свой незыблемый, духовный потенциал».

Добавить комментарий

Заполните все поля и подтвердите номер телефона

Подтвердить смс Подтвердить Телефон подтвержден, вы можете отправить комментарий!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх