Уголь Нерюнгри — «черный шаман» Филиппа Леханова, и каюры — от Томканея до Савея
Дневники нерюнгринской экспедиции Александра Кошукова
Накануне Дня шахтёра, 26 августа 2023 года, участники историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району, которую организовал краевед и основатель музея «Мир времени» Александр Кошуков, возложили цветы к памятнику эвенкийским проводникам-каюрам в знак глубокого уважения к трудовому подвигу участников освоения подземных богатств Южной Якутии. Эвенки первыми показали уголь и золото первым геологам и промышленникам, ступившим на эту землю в поисках этих несметных богатств.
Открытие памятника «Идущие поперек хребтов» в сквере на перекрестке проспекта Дружбы народов с улицей Южно-Якутская, состоялось 6 ноября 2020 года. Памятник представляет собой пять бронзовых фигур — каюр, геолог, писатель, олень и собака, а также символическую арку – мифологический символ коренных малочисленных народов Севера. В композицию включены несколько знаковых символов, характерных для поверий эвенков: лиственница, связанная с духами предков, божествами верхних миров и журавли – священные птицы, связывающие все три мира Мироздания. Фигуры находятся на постаменте, который носит название «шаман-камень».
Летом 2020 года памятник был дополнен философским содержанием. Как говорит автор памятника, архитектор Виктор Никифоров: «В настоящее время имеет смысл модная современная ландшафтная философия «Дух места» (по-якутски — «Сир тыына»). «Шаман-камень» — это постамент, который стал идеей связи времен и сохранения традиционных верований. Это оберег и защита от сглаза, посылаемая сверху известным шаманом Савеем, работавшим в 60-70-е годы оленеводом-каюром в Якутской геологоразведочной партии. Савей — шаман двенадцатого неба, самый сильный шаман Якутии, известный далеко за пределами республики».
Имена каюров-оленеводов были собраны автором книги «Идущие поперек хребтов», учительницей русского языка и литературы школы в Иенгре Людмилой Сергеевной Шаповаловой. В её книге перечислены около пятидесяти имен людей – прообразов памятника, к которому возложили цветы члены экспедиции Александра Кошукова.
Савей – в миру Семен Степанович Васильев (1936-2013) — с самой своей юности, еще, не будучи шаманом, водил отряды геологов по Якутии, а с 1967 года работал каюром в Якутской геолого-съемочной экспедиции.
Что касается Улукиткана, то Семен Григорьевич Трофимов (1871-1963), проводник-каюр, работал во многих экспедициях с исследователями и военными топографами еще с конца XIX века. Шесть лет, с 1947-го по 1953 год, он был проводником экспедиции, которую возглавлял геофизик, писатель Г.А.Федосеев, когда создавалась карта Южной Якутии.
Каюрами-проводниками были многие представители рода Бута и семейства Колесовых. Это прямой потомок Улукиткана Николай Колесов (1949-2004), Анна Колесова (1927-1983). Гаврил Колесов (1913-1971) был каюром-проводником ЮЯКЭ с 1957 по 1964 годы. В походах по тайге его сопровождала супруга Анна Колесова. Каюр-проводник Валерий Колесов (1946-2008) с 1975 по 1989 год работал в Тимптоно-Учурской комплексной экспедиции Якутского геологоуправления. Были каюрами такие супружеские пары, как Меланья Колесова (1880-1986) и Егор Колесов (1890 г.р., дата смерти не установлена), Аграфена Колесова Егоровна (1930-2005) и Сергей Колесов (1920-1995).
Не менее хорошо известны каюры-проводники, представители рода Лехановых. Борис Леханов был каюром-проводником, вместе с матерью А.И.Лехановой (1901-1971) перевозили грузы для геологов. Владимир Леханов вместе со своим отцом Михаилом Лехановым работали в тресте «Алданслюда». Охотник-каюр Григорий Леханов (1923-1995) – охотник-каюр во время войны возил на колхозных оленях образцы корунда с участков от геологов на базу, которая стояла в поселке Золотинка.
Одним из самых известных каюров стал Наум Николаевич Пудов, оленевод колхоза «Дружба», каюр-проводник отряда Алданской научно-исследовательской мерзлотной станции, которая вела мерзлотную съемку в бассейнах рек Чульман и Горбылях. В 1952-1954 годах каюрами-проводниками в ЮЯГРЭ были Николай Пудов (1922-1994) и его жена Надежда Пудова.
В музее «Мир времени» Александра Кошукова есть экспонаты, связанные с эвенками и их традиционными занятиями. Интересным в этом плане является историко-археологическое исследование «Русские первопроходцы на Дальнем Востоке».
Первые сведения «нового времени» о территории сегодняшнего Нерюнгринского района были получены русскими землепроходцами Василием Поярковым (1643 год) и Ерофеем Хабаровым (1667 год). Они шли из Якутска, расположенного на Лене, по южно-якутским рекам на Амур и Дальний Восток.
Письменный голова В.Д.Поярков возглавлял первый амурский поход в 1643 — 1646 годах. Путь, которым двигался Поярков, определен по расспросам князца Томканея (Томкони), взятым в экспедицию проводником. «Бывал, де, он, Томканей шаман, на Зие реке у хлебных людей многажды… и по Гономе до волоку на Зию реку, полтретьи недели, а но Гономе, де, реке быстрые места есть небольше. И Томканей сказал, что теми судами по Гономе итить можно до волоку, а волок с Гономы реки на Зию налево».
Проводник экспедиции Томканей — представитель Лалагирского рода — безусловно, был знаком с путем на Зею. Взят в поход он из Бутальского зимовья, из мест обитания рода Бута. Оба этих рода являются коренными в бассейне реки Учур. Подтверждением этому служит обнаруженная в бассейне реки Сивагли (приток реки Алгама) могила с чугунной плитой, датированной 1901 годом и на которой имеются слова: «Прах тунгуса Бытальскаго, бродячего рода Константина Михайловича Колесова». В 90-е годы ХХ века началось возрождение эвенкийских родовых общин, территориальное расположение которых в бассейне Гонама примыкает к пути Пояркова. Один из эвенков, причисляющий себя к роду Бута и к княжеским потомкам, говорил о своем происхождении на реке Алгама. О посещаемости устья Нуяма свидетельствует и расположенная там могила 1906 года «тунгуса семи родов второго Белетскаго наслега Павла Гермогенова, прослужил головой тунгусов 12 лет». Сохранившиеся в музее Александра Кошукова документы косвенно подтверждают осведомленность Томканея, который отлично знал местные земли, и потому стал проводником для отряда Пояркова.
Этот поход открыл для России весь Дальний Восток. Во время похода Пояркова впервые начали складываться отношения представителей Российского государства и коренного населения. В 1643 году отряд Василия Пояркова зимовал на реке Гонам, то есть на территории сегодняшнего Иенгринского национального эвенкийского наслега. При помощи тунгусов (эвенков) Поярков довёл свой поход до логического конца.
Основываясь на открытиях Пояркова, россияне начали активно осваивать огромные пространства Сибири. Во время следующих продвижений на восток «промышленные люди» в первую очередь вступали в контакты с местными людьми – тунгусами, которые работали проводниками, занимались перевозкой грузов.
Сведения об открытии угля в Тимптонском районе собрал и изучил выдающийся ученый и краевед, житель Иенгры Николай Александрович Румянцев, который поделился своими историческими открытиями с экспедицией Александра Кошукова.
С древних времен эвенки, которые кочевали по Южной Якутии, видели на реке Нерюнгри черную гору-стену. Они стали называть её «Черный шаман». Около горы эвенки проводили обряд, просили удачной охоты и благополучия в жизни.
В начале ХХ века, еще до революции 1917 года, в Южной Якутии началась «золотая лихорадка». Помимо Верхне-Амурской компании, золото добывали частные компании и вольные старатели (копачи). Крупными частными золотопромышленниками были И.Л. Опарин, Ф.И. Шадеркин, А.М Бородиков. Работали геологические партии по разведке золота. Они нанимали проводниками эвенков, которые прекрасно знали все здешние места.
У Опарина еще подростком работал проводник Филипп Леханов. Он много раз проводил отряды Опарина на реки Алдан и Кабахтан, где были открыты богатые залежи золота.
Однажды Опарин показал Филиппу Леханову кусок черного камня. Филипп нисколько не удивился и сказал, что знает место, где таких «черных камней» очень много. Опарин отправил с Филиппом Лехановым группу для отбора образцов. Филипп довел людей до черной горы и развел костер, совершил обряд, бросив в костер несколько кусочков мяса. Поскольку обратный путь опаринцы знали, подросток оставил их изучать черную гору, а сам отправился на охоту.
Через некоторое время группа набрала образцы угля и отправилась в Благовещенск. Позже Филипп прошел по их следам и понял, что некоторые члены группы утонули, не перейдя Окурданские мари. Только двое человек добрались до Благовещенска. Филипп сделал вывод, что узнал, что духи наказали опаринцев, посмеявшихся над его обрядом у Черной Горы. В результате и сам И.Л.Опарин отказался от добычи угля, ограничившись золотом.
Потом произошли первая мировая война, революция, гражданская война, вторая мировая война. Только в 50-е годы снова вспомнили об угле. Изучая эту землю, начальник одной из геологических экспедиций Галина Юрьевна Лагздина вспомнила о Филиппе Леханове. Маленькая умная женщина сразу понравилась старику, и он рассказал ей давнюю историю с углем и золотом Опарина. Филипп нарисовал на бумаге реку Чульман, реку Нерюнгри и показал, где находится черная гора, сказав, что сам отведет её туда.
В тот же день Галина Лагздина написала письмо начальнику Чульмаканской партии Николаю Степановичу Куклину с просьбой срочно проанализировать пробы угля и прислать рабочих для более детального изучения Нерюнгринского пласта. Эти пробы угля увёз на своих оленях в Чульмакан оленевод-каюр Николай Кондаков.
Вскоре геологи обнаружили огромный пласт угля, который назвали «Пятиметровый». В ходе последующих горных работ выше этого пласта обнаружили ещё один, названный «Мощным». Так начиналась история города Нерюнгри.
Как показывает история, Филипп Леханов является настоящим первооткрывателем нерюнгринского угля. По мнению Николая Румянцева, жителей Иенгры и участников историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова, нужно увековечить память Филиппа Леханова, назвать его именем улицу или школу, а может быть, даже поставить памятник.
(продолжение следует)
Автор: Зоя Романова
+7 (999) 174-67-82