Северная мистика. Что такое «полная судьба» и кто умеет видеть невидимое

Небольшая статья про мир невидимый от Дмитрия Михайлова, автора проекта «Северная мистика«.

В нашем северном крае отношение к судьбе и миру потустороннему было по-настоящему особенное. Этому способствовали особенности быта, климата и уклада жизни.

В якутской мифологии судьба понимается как некая иррациональная слепая сила, как неумолимая, неотвратимая, предопределенная свыше некая участь. В неумолимых божественных предначертаниях, записях всегда присутствует момент случайности, своеволия и непредсказуемости.

Так, например, в одном якутском предании «Предназначение» случайный гость попадает в Книгу судеб маленькой, три дня тому назад родившейся девочки. При определении судьбы девочки духи трав и деревьев решили записать: «… Пусть живет она долго, пусть ее не берет и нож, и пусть на ней женится вот этот человек, что лежит у входа». Все так и складывается в жизни.

А если говорить о судьбе человека, то ситуация такая: если тебе на небесах записали «полную судьбу», значит, тебе нипочём все невзгоды, страдания, повороты жизни. Поэтому люди в прошлом имели мировоззрение с фаталисткским уклоном, поскольку всё уже предрешено. Зато при этом люди верили в гадания, считали это способом заглянуть в судьбу. Про свою судьбу люди пытались узнать при помощи «вещих снов», либо по многочисленным особым приметам. Если судьба считалась предписанным, то значит и в будущее можно было заглянуть. Популярными в Якутии были гадания в духе «умру ли я в следующем году». Но подробно об этом поговорим позже, это тема для отдельной статьи.

«Открытое тело»

Согласно народным представлениям, человек и не должен ничего видеть в своем обычном состоянии. То есть человек в своем обычном состоянии является «толстокожим» и нечисть не только появляется ему на глаза, но и зачастую избегает себя проявлять (кроме некоторых запущенных случаев). Кстати, у людей с сильной энергетикой порой бывает дух-двойник. Но это тоже тема для отдельной статьи. Если человек видит невидимое, то это значит, что его энергия истончена и этому есть несколько объяснений.

Первое объяснение – считается, что у человека чувствительность к паранормальному может обостриться из-за того, что он стал близок к потустороннему миру, то есть незадолго перед его смертью. При этом человек может чувствовать себя хорошо, быть молодым и здоровым. Но считается, что он «истончается» незадолго перед смертью, даже если она будет внезапная.

По той же причине пожилым людям тоже приписывали свойство видеть невидимое или же прорицать будущее, поскольку большая часть жизни уже позади.

Второе объяснение: у человека есть врожденный дар, так называемое «открытое тело» (аhагас эт). Человек рождается без своеобразной брони и очень тонко чувствует окружающий мир.

Иногда еще дар называют «открытый глаз» аhагас харах, подразумевая его функцию видения.

Третье объяснение: человеку являются духи-предвестники, которые являются предзнаменованиями грядущих событий. Чаще всего это смерть или тяжелое заболевание.

О таких встречах подробно написано в статье:

Предвестники

Это случилось, когда я была молода. Лежала с маленьким сыном в больнице, которая распложена в селе Булгунняхтах в Хангаласком улусе. Я вышла с медсестрой на крыльцо покурить. А там больница расположена напротив кладбища
Приглядываюсь, и вижу люди на кладбище танцуют. И говорю медсестре: «Смотри что за праздник там?». Медсестра хватает меня за рукав и говорит: «Быстро пойдем, зайдем!»

Зашли в больницу, медсестра закрыла на ключ за собой дверь. Сидит со мной и говорит: «Это черти живых людей призывают. Это плохая примета — их видеть. К смерти это!»

Я сижу и думаю, лиц то я не видела у них и как они будто на каблуках скакали. У медсестры через пару дней умер муж.

Полная судьба

В якутской мифологии за неукоснительным исполнением записей в Небесной книге судеб строго следят боги Обычно это тройка божеств Одун Хаан, Джылга Хаан и Танха Хаан или Одун Хаан, Джылга Хаан и Чынгыс Хаан или еще в ином сочетании.

Видимо, божество Одун Хаан (Одун халлаан) – Небо предопределяет жребий человека, суровый, безжалостный Джылга Хаан (джыл, сыл) определяет продолжительность жизни человека, а Танха Хаан (тангар) ткет уникальный узор, рисунок жизни каждого отдельного человека. Таким образом, Джылга Хаан отвечает за количественные характеристики судьбы человека, а Танха Хаан отвечает за качественное своеобразие судьбы человека. Одун Хаан отвечает за общую естественную генетическую программу развития человека.

А если говорить о судьбе человека, то ситуация такая: если новорожденному на небесах записали «полную судьбу», значит, ему нипочём все невзгоды, страдания, повороты жизни и даже нечисть его будет обходить стороной.

Мертвая вода

Этот случилось в дореволюционные времена в одном из глухих уголков Якутии. Местному князьку на старости лет надоела его толстая, немолодая и к тому же бесплодная жена, и он пустился в любовные похождения. Через некоторое время бедная девушка из числа прислуги родила своему господину мальчика.

Радости князя, давно мечтавшего о сыне, не было предела. Стоит сказать, что отношение к незаконнорожденным отпрыскам знатных особ было в этих краях куда лучшим, чем, скажем, в Европе. Поэтому князь не только не скрывал рождение бастарда, но и во всеуслышание завил что внебрачный сын станет его полноправным наследником. Мать мальчика осталась жить под крышей любовника на привилегированном положении.

Понятно, что жена князя была не в восторге от такого поворота событий, но возразить мужу не могла, поскольку женщины в патриархальной Якутии девятнадцатого века права голоса не имели. Тогда ей пришло в голову устранить младенца.

Оскорбленная княгиня отправилась в соседний поселок, где жил известный хищный шаман, не гнушавшийся за достойное вознаграждение исполнить роль убийцы. Гостья принесла колдуну деньги и гостинцы и заявила, что желает избавиться от родившегося ублюдка. В те времена младенцы довольно часто умирали по естественным причинам, и это было на руку шаману: вряд ли кто заподозрит его в кончине ребенка. Колдун принял плату и заверил заказчицу, что приложит все силы для исполнения ее просьбы.

Не откладывая дело на потом, он тем же вечером начал камлание. Сначала шаман вызвал в свою хижину злых духов, подчинявшихся ему. Затем он топнул ногой о землю (во многих балаганах тогда не было пола), земля обвалилась — и образовавшуюся яму начала заполнять так называемая «мертвая» вода чернильно-черного цвета. Колдун взял кусок бересты, вселил в него дух младенца и пустил плавать по луже.

После этого шаман и его сверхъестественные помощники принялись бросать камни в импровизированную лодочку, чтобы потопить ее и заставить душу ребенка навсегда покинуть тело. При всем старании им никак не удавалось справиться с этой, на первый взгляд, простой задачей. То дрогнет рука у колдуна, то береста словно сама увернется от опасности. Даже духи и те не могли ничего поделать. В ход пошли все камни в округе, но шаман так и не добился желаемого. На рассвете «мертвая» вода ушла под землю, и ритуал был вынужденно завершен.

Когда жена князя пришла вновь, колдун сообщил ей, что младенец родился с «полной» судьбой, а потому погубить его не представляется возможным. Шаман также предостерег женщину, чтобы она больше не предпринимала подобных попыток, иначе навлечет на себя беду.

Таежная опасность

В конце девятнадцатого – начале двадцатого века Якутия притягивала к себе множество людей, желавших стремительно разбогатеть. На золотые прииски в город Бодайбо со всех концов России съезжались тысячи романтиков, честных тружеников и, конечно же, авантюристов. Как водится, в этих местах начался разбой, и многие «счастливчики» теряли огромные состояния еще быстрее, чем зарабатывали.

Герой нашей истории, молодой старатель из Якутска, в определенный момент счел, что заработал достаточно, и решил вернуться домой к родне. Обратная дорога привела его в перевалочный пункт, каких в тайге было великое множество. В таком месте можно было поужинать, выпить и сравнительно безопасно переночевать.

Вот только оказалось, что все комнаты в доме заняты и хозяин может разместить новоприбывшего постояльца только в амбаре. Тот не стал привередничать, закрылся изнутри на тяжелый засов, расположился на топчане и вскоре крепко уснул.

И приснился ему страшный сон: словно лежит он на этой же самой дощатой койке и не может пошевелиться, а из-под топчана доносятся тихие всхлипы, шепот и возня. Парень с усилием повернул голову и увидел в слабом свете луны, лившемся в окошко, как из-под койки на четвереньках выползла какая-то голая женщина. Когда она поднялась на ноги, стало видно, что у несчастной перерезано горло, а из гортани свисает язык. Мертвая женщина приблизилась к юноше и поцеловала его в губы таким ледяным поцелуем, что он в тот же миг проснулся в холодном поту.

Чтобы немного успокоиться, парень зажег фонарь и хотел было выйти во двор покурить. Отодвинул засов на двери — и тот вдруг упал на пол. «Обманка!» — понял постоялец, а в следующую секунду обнаружил, что амбар заперт снаружи. Парень бросился к топчану и сдвинул его в сторону – под койкой оказалась тщательно замаскированная дверь в подпол. Открыв ее, молодой якут с ужасом увидел внизу целую гору трупов, которую венчало тело женщины с перерезанным горлом.

Юноша отшатнулся от ямы и потушил фонарь. Теперь все стало ясно: владелец перевалочного пункта, выходит, промышляет разбоем. Он убивает своих постояльцев и сбрасывает их в ледяной погреб, где благодаря вечной мерзлоте тела не разлагаются.

Между тем со двора послышались тихие голоса. Закрыв подпол, парень поставил топчан на место и набросал под одеяло одежды, чтобы в темноте этот ворох приняли за спящего человека. Вооружившись фальшивым засовом, он замер возле двери. Вскоре она тихо отворилась, и в амбар зашли двое – подкрались к койке и несколько раз ударили по одеялу ножом.

Не раздумывая больше ни о чем, юноша ринулся во двор, где хозяин в компании еще одного бандита дожидался своих сообщников. Звезданув опешившего главаря тяжелой задвижкой по голове, парень бросился прочь от страшного места. Трое остальных разбойников кинулись за ним.

Погоня длилась долго, и молодой старатель, выбиваясь из сил, стал уже мысленно прощаться с жизнью. Он считал себя хорошим бегуном, но злоумышленники, кажется, не уступали и даже превосходили его в выносливости. Дистанция между беглецом и его преследователями неумолимо сокращалась…

Неожиданно впереди показался глубокий овраг шириною в несколько метров. Решив, что лучше погибнуть, свалившись с высоты, чем быть зарезанным, юноша разогнался и сделал огромный прыжок. Он чуть не сорвался с противоположного края, но все же сумел удержать равновесие. А один из бандитов, пожелавший повторить этот трюк, упал в овраг и разбился. Двое остальных не захотели рисковать и прекратили погоню. «Повезло тебе, тварь! Наверное, судьба у тебя “полная”!» — крикнул вдогонку несостоявшейся жертве кто-то из них.

А наш герой, отбежав на безопасное расстояние и отдышавшись, неожиданно понял, что все это время на нем был тяжелый рюкзак с добытым богатством. Вот так молодой якутский парень, которого высшие силы наградили «полной» судьбой, сохранил не только свою жизнь, но и деньги, добытые честным трудом.

В статье использовались отрывки из сборника «Тайга в сумерках», статья «Представления о человеке в якутской мифологии» В. В. Винокурова.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх