Беринг: Морской путь Империи через Якутию

Беринг в Истории Якутии – часть 2 (видео)

«…Через 300 лет потомки с благодарностью будут вспоминать наши подвиги и страдания за величие России»

Первая Камчатская экспедиция начиналась по замыслам Петра Первого в 1724 году, после победы в длительной Северной войне 1721 года, закрепившего за Россией статус империи и морской державы на Балтике. Взор Петра Великого был обращен на Северо-восточные и Дальневосточные океанские берега. Царь-реформатор задумал на пределе финансовых и технологических возможностей империи экспедицию, для поиска «дороги через Ледовитое море в Китай и Индию». Это предприятие, длившееся почти 20 лет и состоящее из двух этапов осуществлено уже после смерти Петра I и названо «Первой Камчатской экспедицией» и «Великой Северной экспедицией» капитана I ранга Витуса Йонассена Беринга

Первая и Вторая Камчатские экспедиции Беринга стали исторической первой большой научной экспедицией России, использовавшей все передовые знания «наук и искусств» тех времен. Лишь на Вторую Камчатскую – Великую Северную экспедицию ушло до 1/6 части всей казны России. Якутск стал форпостом межконтинентального освоения Россией новых торговых путей и геополитических влияний.

Вся тяжесть беспрецедентного путешествия легла на плечи простого народа — казаков, местных жителей и офицеров флота. Волею Петра I, через Якутск – главный координационный центр, начинает создаваться регулярный военно-морской флот России на Тихом океане. В сложнейших условиях, неимоверным трудом и только благодаря повсеместной помощи местных народов Сибири и, прежде всего, самых многочисленных и продвинутых в разных искусствах якутов, стали решаться поставленные государем задачи превращения России в Великую морскую державу.

Все грузы экспедиции перевозились на якутских лошадях, которые тысячами погибли за 20 лет на длинном экспедиционном пути из Якутска в Охотск, обратно и далее в Санкт-Петербург. Сам Витус Беринг 1,5 месяца добирался до Охотска в седле на якутской лошади — «сухопутном корабле» обширной межокеанской территории.

«… В 1725–1730 гг. якуты были заняты двусторонней транспортировкой этой экспедиции, команду которого составляли целая партия помощников, матросов, солдат и пр. Напомним, что первые подготовительные работы по вопросу Охотска начнутся задолго до 1725 года, все работы отражены в приказах Петра Великого. Не впадая в подробности, нами приводится часть работы, выполненной якутами по транспортировке российского присутствия на Северо-Восток Азии. В 1713 г. якуты доставили на Охотское зимовье партию казаков с воинским, судовым и другими запасами, вслед за ними и партию матросов. В 1717 г. якутам велено было доставить в Охотск 11670 пудов хлеба, круп и разных железных изделий, на что требовалось свыше 2500 лошадей и более 250 якутов-проводников. В 1719 г. якуты на Охотск доставили навигаторов, драгунов и геодезистов.

Транспортировка двух великих экспедиций В. Беринга легла таким тяжелым бременем на якутов, что участник этих экспедиций Гмелин всеобщее обеднение и переход к культуре рогатого скота приписывал главным образом перевозке огромного количества грузов и вызванному ею падежу лошадей. А.Г. Левенталь пишет: «Вообще трудно теперь с точностью сказать, во что обошлась якутам эта «разорительная знаменитость», как называет эту экспедицию Словцов. Историк С.А. Токарев, напишет: «Даже А.Ф. Миддендорф, несмотря на все свое увлечение этой экспедицией, не может не указать на «неслыханные усилия», каких она стоила местным жителям и «на необычайное множество косвенных налогов, легших благодаря ей, на местных жителей»».

Указом от 10 мая 1731г. было определено основать в Охотске город, порт и верфь. Для его заселения было приказано отправлять туда «тех людей, кои следуют в каторгу за неоплатные долги… нестарых и неувечных». Также было решено завести там хлебопашество, для чего перевести 50 семейств крестьян из Илимского уезда и других мест. Из ссыльных велено было набрать строителей города, судостроителей и доставить туда же. Кроме людей, надлежало еще ежегодно доставлять в Охотск немало воинского и корабельного снаряжения и огромные партии провианта. Именно местному населению Якутии предстояло прорубать тысячекилометровые просеки и пролагать тракты через вековечную тайгу, горы и болота; устраивать переправы через многочисленные реки и волоки. Эти тракты они с грозной уважительностью называли «ыраахтааһы суола» («императорский путь»). Для обеспечения русских походов местное население выделяли своих самых опытных, сноровистых и энергичных людей. Отдельный проводник предусматривался на каждые 10 лошадей: одна под ним, восемь навьюченных и одна заводная (запасная). При громоздкой клади (пушки, якоря, такелаж) число проводников и заводных лошадей бывало еще больше. Не будет преувеличением, если сказать, что в экспедициях В. Беринга ежегодно были задействованы только как проводники от 650 до 1000 из местного населения. Якутские проводники имели своих опытных руководителей. Это они — прирожденные путешественники, наездники и таежники — производили рекогносцировку маршрута, исходя из сезонных условий, составляли его распланировку на календарные дни переходов и привалов. Они проводили караваны в глухую полярную ночь, через снежные вьюги, всегда максимально расчетливо использовали природные возможности: пастбища, водопои, охотничьи и рыбные места. Они хорошо представляли себе технику безопасности, знали особенности езды при сильных морозах, глубоких снегах, летнем зное, распутице; знали как одеваться, чтобы не обморозиться, как защитить себя и лошадей о мириады комаров и гнуса. Местное население были опытнейшими тренерами лошадей и владели традиционными способами ухода за ними во время работы, особенно тяжелой. Легенда об уникальной выносливости якутской лошади отчасти рождена этим… (подробнее см.: см.: Выписки из дневника И.И. Редовского: Проездом из Якутска до Камчатки // «Беринг» от 13.01. 2025. С. 52 — https://school5.yaguo.ru/museum/%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/).

Значение и величие Российского государства росли на фундаменте достижений традиционных отраслей коренных народов Восточной Сибири. Экспедиции нужны были, коневоды, проводники, плотники, столяры, кузнечные мастера, мастера по пошиву снаряжения и одежды из кожи и шкур. Шли открывать для России мировые пространства пассионарии и это подвигло к порыву традиционной культуры к развитию.

Об этих и других подвигах российских пассионариев помнят, создавая памятники произведениями искусств. Уже в наше время, у территории дыхания двух океанов появилось примечательное театральное сопровождение. Так появился эпохальный якутский спектакль ГАРДТ им. А.С. Пушкина «Созвездие Марии» (2012) режиссера Андрея Борисова и драматурга Владимира Федорова о судьбе Ленско-Енисейского отряда Василия и Марии Прончищевых.

Сегодня, со времен Петровской Камчатских экспедиций минуло 300 лет. Наступают новые времена сохранения и фиксация на территории дыхания двух океанов ее экологического статуса, ведь следующим шагом должно статься безопасное и экологичное освоение территории межокеанья — сосредоточения торговых путей будущих центров мировой силы Евразийского и Индо-Тихоокеанского регионов.

Именно России дан шанс воплотить экосознание, учитывающее особенности биогеоценоза криолитозоны Арктики. Так в своих традиционных хозяйственных занятиях, дарующих агропродукцию премиум класса, высокие показатели якутского табунного коневодства, домашнего северного оленеводства, скотоводства и рыболовства, должны стать индикаторами и критериями экологического, социокультурного, экономического благополучия и научно-технологической развитости местного населения, наряду с новыми экологичными технологичными производствами и продуктами креативной индустрии.

Предлагаем продолжение видеосюжета о значении личности Витуса Беринга в истории Якутии от Анны Борисовой и ее ученика 4 класса СОШ №5 имени Н.О. Кривошапкина г. Якутска Альберта Аммосова, сочинившего письмо Берингу от потомков. Приятного просмотра!

Первую часть рассказа Анны Борисовой смотрите: https://sakhalife.ru/vitus-bering-yakutskij-sled-velikogo-moreplavatelya/ 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх