«Багдааһайдар»: Как им удалось сохранить исконно якутское родовое имя

При знакомстве за пределами Якутии часто удивляются несоответствию христианского ФИО и азиатского внешнего вида.

Так получилось, что исконные ФИО -саха сохранили только верхневилюйские и тааттинские саха.

Как это им удалось?

Screenshot

Новая книга Айталыыны Никифоровой, родом из села Нам Верхневилюйского улуса, дает ответ на этот вопрос, сообщает в своем телеграм-канале ученый и общественный деятель Ульяна Винокурова.  

Книга называется «Багдааһайдар». Это сохранившаяся в памяти потомков родовое имя предка. И все берегут благодарную память о предке по имени Багда, что значит сильный, крупный.  И сделали его официальной фамилией.

Урожденная в этом же селе Нам Кюннэй Такааһай, ныне ученый-антрополог в Варшавском университете, инициировала международный проект «To Be Named” — быть названным.

Борьба быть названным родным именем требует осознанных длительных усилий.

В советской Якутии одним из первых, официально принявших якутскую фамилию, является основоположник якутской государственности и литературы Платон Алексеевич Слепцов, родом из Тааттинского улуса. 29 ноября 1920 года официально стал Ойюнским. Он и дочерям дал ныне самые популярные имена Саргылаана и Сардаана.

В настоящее время убежденным просветителем Имени саха является Хара Таала Саха Харысха Хаана. Есть и соответствующий закон РС(Я) от 25.04.2012г. «О присвоении фамилии, имени и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения». Ежегодно якутское имя регистрируют около 2 тыс. граждан.

Но особой активности в направлении «Забыть — Бороться — Найти свое Имя» не наблюдается, так как найден компромисс ФИО в якутском произношении и дополнительном якутском имени. Хотя честь Имени очень высоко ценится в якутской культуре.

Общественное мнение более активно стремится сохранить исконные названия в топонимике.

Айталыына Никифорова с неизбывной нежной благодарностью тщательно выписывает якутские имена и образы своих родных, что показывает неразрывность родовой памяти якутских семей.

Семейная исконная память открывается якутским культурным кодом — родовым Именем.

Потому и сберегли Багдааһайдар свою фамилию и вырастили деятельных потомков саха, носителей и творцов культурного кода родного народа, считает @ UlianaVinokurova.

Как сообщила SakhaLife автор Айталина Никифорова, книга издана небольшим тиражом в 200 экземпляров. В свободной продаже ее не будет. Весь тираж автор везет на малую родину в Верхневилюйский улус. Это книга-благодарность, посвященная ее самоотверженным труженикам — бабушке и дедушке, ковавшим победу в тылу. Но это больше, чем семейная история, больше, чем родовая. Книга через историю одной семьи поднимает важные вопросы для всего якутского общества.

Автор благодарит за поддержку Анатолия Андреевича Кырджагасова, своего земляка и родственника, и частное издательство «Сайдам» в лице его директора Марфы Лыткиной.

Читайте так же Вышла в свет первая художественная книга о Манньыаттаах уола

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх