«Багдааһайдар»: Как им удалось сохранить исконно якутское родовое имя

При знакомстве за пределами Якутии часто удивляются несоответствию христианского ФИО и азиатского внешнего вида.
Так получилось, что исконные ФИО -саха сохранили только верхневилюйские и тааттинские саха.
Как это им удалось?

Новая книга Айталыыны Никифоровой, родом из села Нам Верхневилюйского улуса, дает ответ на этот вопрос, сообщает в своем телеграм-канале ученый и общественный деятель Ульяна Винокурова.
Книга называется «Багдааһайдар». Это сохранившаяся в памяти потомков родовое имя предка. И все берегут благодарную память о предке по имени Багда, что значит сильный, крупный. И сделали его официальной фамилией.
Урожденная в этом же селе Нам Кюннэй Такааһай, ныне ученый-антрополог в Варшавском университете, инициировала международный проект «To Be Named” — быть названным.
Борьба быть названным родным именем требует осознанных длительных усилий.
В советской Якутии одним из первых, официально принявших якутскую фамилию, является основоположник якутской государственности и литературы Платон Алексеевич Слепцов, родом из Тааттинского улуса. 29 ноября 1920 года официально стал Ойюнским. Он и дочерям дал ныне самые популярные имена Саргылаана и Сардаана.
В настоящее время убежденным просветителем Имени саха является Хара Таала Саха Харысха Хаана. Есть и соответствующий закон РС(Я) от 25.04.2012г. «О присвоении фамилии, имени и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения». Ежегодно якутское имя регистрируют около 2 тыс. граждан.
Но особой активности в направлении «Забыть — Бороться — Найти свое Имя» не наблюдается, так как найден компромисс ФИО в якутском произношении и дополнительном якутском имени. Хотя честь Имени очень высоко ценится в якутской культуре.
Общественное мнение более активно стремится сохранить исконные названия в топонимике.
Айталыына Никифорова с неизбывной нежной благодарностью тщательно выписывает якутские имена и образы своих родных, что показывает неразрывность родовой памяти якутских семей.
Семейная исконная память открывается якутским культурным кодом — родовым Именем.
Потому и сберегли Багдааһайдар свою фамилию и вырастили деятельных потомков саха, носителей и творцов культурного кода родного народа, считает @ UlianaVinokurova.
Как сообщила SakhaLife автор Айталина Никифорова, книга издана небольшим тиражом в 200 экземпляров. В свободной продаже ее не будет. Весь тираж автор везет на малую родину в Верхневилюйский улус. Это книга-благодарность, посвященная ее самоотверженным труженикам — бабушке и дедушке, ковавшим победу в тылу. Но это больше, чем семейная история, больше, чем родовая. Книга через историю одной семьи поднимает важные вопросы для всего якутского общества.
Автор благодарит за поддержку Анатолия Андреевича Кырджагасова, своего земляка и родственника, и частное издательство «Сайдам» в лице его директора Марфы Лыткиной.
Читайте так же Вышла в свет первая художественная книга о Манньыаттаах уола
+7 (999) 174-67-82
