Александра Николаева — Белая королева циркового манежа!

Яркая, полная эмоций и аншлагов цирковая весна продолжает радовать зрителей. Между тем в большом коллективе Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых снова юбилей. На этот раз поздравления принимает очаровательная артистка, известная многим якутянам дрессировщица пернатых, отличник культуры РС (Я) Александра Николаева.

Во время выступления на проекте «Салют Победы»

Родилась именинница 28 апреля в процветающей, начинающей приобретать алмазную славу Нюрбе. В родном улусе хорошо знают родителей Александры. Мама артистки педагог, отличник образования РС (Я), почетный работник сельского хозяйства РС(Я) Лидия Васильевна Егорова работала хореографом в Нюрбинском государственном передвижном драмтеатре РС(Я). Отец Петр Георгиевич Явловский — почетный работник АПК «Якутия», отличник здравоохранения РС(Я). Раннее детство Александры прошло в Нюрбе. Когда девочка училась во втором классе, семья перебралась в столицу республики. От отца, потомственного старожила города Якутска, Александра переняла любовь к родному городу и его истории, от матери – тягу к творчеству и прекрасному.   

Жизнь нашей героини без малого 25 лет неразрывно связана с цирком. Ровно 22 года назад она впервые познакомилась с дрессурой голубей и теперь не представляет себя ни в какой другой профессии. Добрая, искренняя и обаятельная — Александру в пору именовать «Белой королевой манежа».

Александра Николаева – Белая королева манежа

– Александра, как Вы нашли себя? Мне почему-то кажется, что еще в детстве Вы мечтали стать артисткой?

— Думаю, многие мои сверстники в детстве мечтали о цирке. И я — не исключение. Но кто тогда мог предполагать, что у нас в Якутии когда-нибудь будет цирк? Поэтому долгое время цирк оставался чем-то между мечтой и фантазией. Тем не менее творческий потенциал нужно было как-то проявлять. Когда мы жили в селе Мар Нюрбинского района, совсем малышкой я начала танцевать в ансамбле «Дьонкуудэ кыталыктара». Любовь к искусству движения привила мой первый учитель танцев — Екатерина Николаевна Григорьева.

После переезда в Якутск меня определили в музыкальную школу, где закончила класс фортепиано и хореографии. Училась я у выдающихся балерин Якутии Натальи Семеновны Посельской, Натальи Иннокентьевны Христофоровой и Майи Лаврентьевны Мекюрдяновой.  Возможно, могла бы стать балериной, но в подростковом возрасте очень сильно увлеклась рисованием и поступила в Тюнгюлюское СПТУ-4. Здесь получила свою первую профессию исполнителя художественно-оформительских работ. После учебы осталась в Мегино-Кангаласском улусе танцевать в народном ансамбле «Кыталык». Так бы и танцевала, пока в 1991 году в Колледже культуры и искусств не открылось эстрадно-цирковое отделение. Детская мечта дала о себе знать, и я попала в первый набор, училась у Сергея Васильевича Расторгуева. Вскоре учебу на время пришлось отложить, так как друг за другом родились дети.

Кордебалет старого доброго цирка

— Как скоро Вы вернулись?  

—  Колледж культуры я все-таки закончила. Выпустилась режиссером театрализованных представлений. Моим педагогом была отличник культуры республики, ныне режиссер нашего цирка Ольга Никитична Андреева.

Возвращение или лучше сказать осознанный выбор цирка как призвание состоялось в канун 2000 года. Я тогда пятый год работала учителем якутского языка в средней школе № 32 и пришла с классом на новогоднее представление. В то время цирк располагался на улице Ойунского. Небольшое деревянное гаражное строение, уютно обустроенное артистами, уже тогда было центром общественной жизни и детского досуга. Казалось, жизнь в цирке кипит, атмосфера праздника, приятная суета. Покидать это место не хотелось ни мне, ни детям.

В тот новогодний день к счастью или волею судьбы в коридоре встретила Сергея Васильевича. К моей радости он вспомнил свою студентку. Более того наш разговор завершился на том, что нужно вернуться в цирк. Так и случилось. Через несколько месяцев в кордебалет Государственного цирка Якутии приняли новую артистку.

Из кордебалета в дрессировщицы

— Как Вы стали дрессировщицей голубей?

— В годы становления цирка все артисты постоянно проходили стажировку, повышали квалификацию, постигали новые жанры. Цирковая молодежь и сейчас учится. Но тогда каждый из нас искал свою нишу. Я тоже старалась не отставать.  Стала выступать ассистенткой фокусника Дмитрия Колосова, исполняла оригинальный номер «Борьба нанайцев». Все то время, что работаю в цирке являюсь незаменимой ведущей детских утренников и гастрольных программ, пишу сценарии, режиссирую.

С заслуженным артистом РС (Я) Дмитрием Колосовым

В один прекрасный день у меня появились пернатые. Коллега по кордебалету Туйара Фёдорова одновременно занималась с голубями. Эту девушку по праву можно назвать многофункциональной артисткой. В 2001 году она со своим супругом, тоже артистом цирка, уезжает на стажировку во Владивостокский государственный цирк осваивать конную акробатику. Голуби же по наследству достались мне. Я с большим удовольствием принялась изучать азы дрессировки пернатых.

Эти чудесные создания с детства привлекали мое внимание. Помню, как братья в младшем возрасте часто проказничали — то крыло, то лапку какой-нибудь птице поранят. А я все жалела бедняжек, обхаживала, лечила, кормила с пипетки. И вы знаете, у меня получалось, ранки быстро заживали и птицы улетали совершенно здоровыми. Возможно, это был знак. 

— Получается, Вы  –  дрессировщик-самоучка?  

— Не совсем. Как раз в то время, когда ко мне перешли голуби, я готовилась выезжать на защиту диплома в Санкт-Петербургский госуниверситет профсоюзов. Зная, что дома ждут пернатые артисты решила, что время, проведенное в Северной столице, не должно пройти зря. Параллельно с дипломом в течении трех месяцев по вечерам ездила на мастер-класс к дрессировщице в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Александра Николаева с сизыми голубями

— Умные ли птицы голуби?

— Многое зависит от породы и характера. Так же как у людей среди голубей встречаются как умные, так и глупенькие, трудолюбивые и лентяи. Со временем оказывается приходит опыт. За двадцать с лишним лет через мои руки прошло огромное количество голубей и сейчас уже по глазам могу определить характер птицы. Поначалу, многого, конечно, не понимала. Например, в первое время работала только с сизыми голубями. Потом от более опытных коллег узнала, что сизую породу вообще не используют в дрессуре. Хотя мои сизые все же научились исполнять кое-какие трюки.

Считаю, что птицы, в целом, не только голуби, тонко чувствующие животные. Они очень хорошо улавливают настроение, определяют его по голосу, движениям, по каким-то невидимым эмоциональным волнам. Если заходишь к ним с тревогой или грустью, то они как-то сторонятся и отлетают от тебя. Поэтому в общении с птицами важно сохранять хорошее настроение.  

— Где Вы приобретаете птиц, в каком возрасте? Сколько требуется времени, чтобы вырастить пернатого артиста?

— В Якутске есть пять голубятников, очень опытные и любящие свое дело люди. Цирк сотрудничает с ними уже много лет. Также у нас выводится и свое потомство. К дрессировке голубей приступаем с трёхмесячного возраста. Происходит это постепенно. Сначала приучаю к своему голосу, рукам и вниманию. Как с маленькими детьми к каждому нужно найти подход, с каждым говорить и объяснять, что хорошо, что плохо. Бывает улетит малыш по глупости куда-нибудь и поранится. Тогда приходится подолгу сидеть и общаться, жалеть его, поучать. Постепенно птицы всему учатся. На подготовку малышей уходит примерно 3 месяца.

Бывают и исключения, и ко мне попадают уже взрослые голуби. Беру их, если вижу, что птица — одаренная. Умным и трудолюбивым всё дается легко, поэтому уже через месяц они готовы выйти на манеж.

— Сколько живут голуби и как долго они могут выступать?  

— Голуби живут в среднем десять лет. Активно выступают пять-семь лет. Опять-таки, трудолюбивые работают дольше. На продолжительность и активность птиц влияет качество жизни, уход, и обязательно у каждого голубя должна быть пара. Одинокой птице сложно ужиться в стае. Однако, если голубь молодой, у него есть шанс найти себе новую половинку или стать вожаком. Сейчас работаю с семью парами.

Александра Николаева и королевский попугай

— Как обстоят дела с попугаями?

— В начале этого сезона в цирке появились новые попугаи. Впервые взяла совсем юных птиц: королевского попугайчика красного окраса, желтенького ожерелового и миниатюрную розеллу. В сентябре им было по полтора года. Это лучший возраст для начала дрессировки попугаев, когда только начинается складываться характер, и еще присутствует детское любопытство. Попугай есть попугай. В силу того, что у него природой заложено повторять и попугайничать они быстрее разучивают команды, запоминают движения и реквизит. Конечно же, в период знакомства, в первые месяц-полтора мы проводили вместе очень много времени. Приходилось заниматься по пять часов в день: два часа утром и три – вечером. Зато уже в октябре попугаи начали выступать.

— Вы с таким трепетом рассказываете о своих подопечных. А дома у вас есть птицы?

Дома — ни птиц и никаких других животных. Зато у меня подрастает внучок, и весь мир вне работы сосредоточен вокруг этого трехлетнего сорванца. Правда в весенне-летний сезон отчаянная бабушка превращается в заядлую дачницу-огородницу, а к концу сезона — еще и в ягодника-консерватора.

— Какую профессию выбрали Ваши дети?

— Дочь — дизайнер одежды. Сын по началу продолжил семейную династию учителей, несколько лет преподавал в 21-й школе математику. Сейчас работает в сфере IT-технологий.

Я рано осталась без мужа. Вырастить детей, дать им хорошее образование мне удалось благодаря цирку. Очень ценю, люблю своих коллег и очень благодарна нашему директору Сергею Васильевичу за поддержку, понимание и отеческую заботу о каждом артисте. В цирке мы все — одна семья. Так было, есть и, надеюсь, молодежь сохранит и продолжит эту традицию. 

Дрессированные совы – не частые артисты цирковой арены

Совы. Хомус. Планы на будущее

Совсем недавно у Александры Николаевой появились новые подопечные. Дрессированные совы – не частые артисты цирковой арены, тем не менее хищные птицы давно интересовали нашу героиню. В планах поставить интересный номер, детали которого держатся в секрете. «Если задумка получится, то это будет настоящий прорыв, прогресс в дрессуре хищных птиц», — делится артистка. Между тем, совы — птицы-долгожители, средняя продолжительность жизни 50-60 лет. Александра не исключает, что в будущем они могут перейти к новым поколениям дрессировщиков северного цирка.

Совята были приобретены у московского заводчика, и они уже во всю выступают в программе нового циркового этно-шоу «ЗЕМЛЯ МАМОНТА». Колоритные птицы составляют компанию легендам этнической музыки, виртуозам мира — группе «Айархан». Примечательно, что в номере дрессировщица Александра Николаева предстает в совершенно новом амплуа. Она умело играет на хомусе и даже исполняет вокальные партии.

— Александра, расскажите, как получилось, что вы теперь играете на хомусе и выступаете с «Айархан»?

С группой «Айархан» и Альбиной Дегтярёвой я познакомилась, а потом и подружилась более десяти лет назад во время проекта «Цирк со звездами». У нас был совместный номер.

Для меня стало открытием, что на одинаковый тембр голоса голуби и реагируют одинаково. У нас с Альбиной схожий, довольно негромкий голос, и еще она очень спокойный человек. Птицы восприняли Альбину и Нарияну Ренанто очень хорошо, сразу пошли на контакт. Наверное, все это и способствовало тому, что мы стали дружить.

На самом деле это не первое мое появление с «Айархан». Мы несколько раз устраивали совместные фотосессии и выходы, на которых я иногда заменяла солисток. О том, что когда-нибудь буду играть с ними на хомусе, да такое даже в голову не приходило. Видимо, всему свое время.

— Тем не менее вы уже играете на варгане и даже выступили на центральном телевидении?

— Группа «Айархан» получила приглашение на участие в проекте телеканала НТВ «Страна талантов». Изначально заявка была отправлена на троих солисток, но у Амгаяны не получалось выехать на съемки в Москву. Неожиданно партии третьей солистки предложили выучить мне.

Альбина Михайловна как человек опытный, имеющий среди учеников четверых виртуозов мира, видимо знает какой-то секрет. Три недели продолжались наши занятия.  Все это время, словно под гипнозом я без устали играла и играла. Засыпала и просыпалась с инструментом в руках. Буквально жила хомусом. Теперь соседи шутя спрашивают, как меня называть «голубем» или «хомусом».

— Как появились совы?  

— Планируя поездку в Москву, решила совместить приятное с полезным. Купила сов, о которых давно мечтала. Они очень удачно влились в номер.  

С этно-группой «Айархан», рук. заслуженная артистка РС (Я) Альбина Дегтярева   

— Как далекие от дрессуры артистки в такое короткое время научились ладить с совами?

— Здесь главное настрой и спокойствие. К тому же, нам помог предыдущий опыт выступления с голубями, тактика была примерно та же. Главное условие — совы не должны почувствовать со стороны артиста тревогу, ведь они — хищники. В общении с ними нужно проявлять уверенность. Просто брать и делать свое дело.

— Что дает вам общение с птицами?  

— Без общения с птицами не представляю жизни. Это мое любимое дело. Даже если неважно себя чувствую, приходя на работу, я выздоравливаю. Думаю, в этом мне помогают птицы, ведь от них исходит по-настоящему исцеляющая энергетика, способная поднять человека на ноги. Такую особенность пернатых почувствовала, когда работала с Центром творческого развития детей с ограниченными возможностями «Солнечный мир». Общение с птицами очень хорошо влияет на психоэмоциональное состояние, от которого зачастую зависит и физическое. Мы с педагогами и родителями действительно видели хороший результат. Хочется в ближайшем будущем возобновить и развивать работу в направлении инклюзивного образования.

— Александра, какая у вас интересная профессия. Много нового узнала о наших пернатых коллегах. Благодарю за беседу, желаю вам творческого вдохновения и прекрасного настроения!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх