Александра Николаева — Белая королева циркового манежа!
Яркая, полная эмоций и аншлагов цирковая весна продолжает радовать зрителей. Между тем в большом коллективе Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых снова юбилей. На этот раз поздравления принимает очаровательная артистка, известная многим якутянам дрессировщица пернатых, отличник культуры РС (Я) Александра Николаева.
Родилась именинница 28 апреля в процветающей, начинающей приобретать алмазную славу Нюрбе. В родном улусе хорошо знают родителей Александры. Мама артистки педагог, отличник образования РС (Я), почетный работник сельского хозяйства РС(Я) Лидия Васильевна Егорова работала хореографом в Нюрбинском государственном передвижном драмтеатре РС(Я). Отец Петр Георгиевич Явловский — почетный работник АПК «Якутия», отличник здравоохранения РС(Я). Раннее детство Александры прошло в Нюрбе. Когда девочка училась во втором классе, семья перебралась в столицу республики. От отца, потомственного старожила города Якутска, Александра переняла любовь к родному городу и его истории, от матери – тягу к творчеству и прекрасному.
Жизнь нашей героини без малого 25 лет неразрывно связана с цирком. Ровно 22 года назад она впервые познакомилась с дрессурой голубей и теперь не представляет себя ни в какой другой профессии. Добрая, искренняя и обаятельная — Александру в пору именовать «Белой королевой манежа».
– Александра, как Вы нашли себя? Мне почему-то кажется, что еще в детстве Вы мечтали стать артисткой?
— Думаю, многие мои сверстники в детстве мечтали о цирке. И я — не исключение. Но кто тогда мог предполагать, что у нас в Якутии когда-нибудь будет цирк? Поэтому долгое время цирк оставался чем-то между мечтой и фантазией. Тем не менее творческий потенциал нужно было как-то проявлять. Когда мы жили в селе Мар Нюрбинского района, совсем малышкой я начала танцевать в ансамбле «Дьонкуудэ кыталыктара». Любовь к искусству движения привила мой первый учитель танцев — Екатерина Николаевна Григорьева.
После переезда в Якутск меня определили в музыкальную школу, где закончила класс фортепиано и хореографии. Училась я у выдающихся балерин Якутии Натальи Семеновны Посельской, Натальи Иннокентьевны Христофоровой и Майи Лаврентьевны Мекюрдяновой. Возможно, могла бы стать балериной, но в подростковом возрасте очень сильно увлеклась рисованием и поступила в Тюнгюлюское СПТУ-4. Здесь получила свою первую профессию исполнителя художественно-оформительских работ. После учебы осталась в Мегино-Кангаласском улусе танцевать в народном ансамбле «Кыталык». Так бы и танцевала, пока в 1991 году в Колледже культуры и искусств не открылось эстрадно-цирковое отделение. Детская мечта дала о себе знать, и я попала в первый набор, училась у Сергея Васильевича Расторгуева. Вскоре учебу на время пришлось отложить, так как друг за другом родились дети.
— Как скоро Вы вернулись?
— Колледж культуры я все-таки закончила. Выпустилась режиссером театрализованных представлений. Моим педагогом была отличник культуры республики, ныне режиссер нашего цирка Ольга Никитична Андреева.
Возвращение или лучше сказать осознанный выбор цирка как призвание состоялось в канун 2000 года. Я тогда пятый год работала учителем якутского языка в средней школе № 32 и пришла с классом на новогоднее представление. В то время цирк располагался на улице Ойунского. Небольшое деревянное гаражное строение, уютно обустроенное артистами, уже тогда было центром общественной жизни и детского досуга. Казалось, жизнь в цирке кипит, атмосфера праздника, приятная суета. Покидать это место не хотелось ни мне, ни детям.
В тот новогодний день к счастью или волею судьбы в коридоре встретила Сергея Васильевича. К моей радости он вспомнил свою студентку. Более того наш разговор завершился на том, что нужно вернуться в цирк. Так и случилось. Через несколько месяцев в кордебалет Государственного цирка Якутии приняли новую артистку.
Из кордебалета в дрессировщицы
— Как Вы стали дрессировщицей голубей?
— В годы становления цирка все артисты постоянно проходили стажировку, повышали квалификацию, постигали новые жанры. Цирковая молодежь и сейчас учится. Но тогда каждый из нас искал свою нишу. Я тоже старалась не отставать. Стала выступать ассистенткой фокусника Дмитрия Колосова, исполняла оригинальный номер «Борьба нанайцев». Все то время, что работаю в цирке являюсь незаменимой ведущей детских утренников и гастрольных программ, пишу сценарии, режиссирую.
В один прекрасный день у меня появились пернатые. Коллега по кордебалету Туйара Фёдорова одновременно занималась с голубями. Эту девушку по праву можно назвать многофункциональной артисткой. В 2001 году она со своим супругом, тоже артистом цирка, уезжает на стажировку во Владивостокский государственный цирк осваивать конную акробатику. Голуби же по наследству достались мне. Я с большим удовольствием принялась изучать азы дрессировки пернатых.
Эти чудесные создания с детства привлекали мое внимание. Помню, как братья в младшем возрасте часто проказничали — то крыло, то лапку какой-нибудь птице поранят. А я все жалела бедняжек, обхаживала, лечила, кормила с пипетки. И вы знаете, у меня получалось, ранки быстро заживали и птицы улетали совершенно здоровыми. Возможно, это был знак.
— Получается, Вы – дрессировщик-самоучка?
— Не совсем. Как раз в то время, когда ко мне перешли голуби, я готовилась выезжать на защиту диплома в Санкт-Петербургский госуниверситет профсоюзов. Зная, что дома ждут пернатые артисты решила, что время, проведенное в Северной столице, не должно пройти зря. Параллельно с дипломом в течении трех месяцев по вечерам ездила на мастер-класс к дрессировщице в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.
— Умные ли птицы голуби?
— Многое зависит от породы и характера. Так же как у людей среди голубей встречаются как умные, так и глупенькие, трудолюбивые и лентяи. Со временем оказывается приходит опыт. За двадцать с лишним лет через мои руки прошло огромное количество голубей и сейчас уже по глазам могу определить характер птицы. Поначалу, многого, конечно, не понимала. Например, в первое время работала только с сизыми голубями. Потом от более опытных коллег узнала, что сизую породу вообще не используют в дрессуре. Хотя мои сизые все же научились исполнять кое-какие трюки.
Считаю, что птицы, в целом, не только голуби, тонко чувствующие животные. Они очень хорошо улавливают настроение, определяют его по голосу, движениям, по каким-то невидимым эмоциональным волнам. Если заходишь к ним с тревогой или грустью, то они как-то сторонятся и отлетают от тебя. Поэтому в общении с птицами важно сохранять хорошее настроение.
— Где Вы приобретаете птиц, в каком возрасте? Сколько требуется времени, чтобы вырастить пернатого артиста?
— В Якутске есть пять голубятников, очень опытные и любящие свое дело люди. Цирк сотрудничает с ними уже много лет. Также у нас выводится и свое потомство. К дрессировке голубей приступаем с трёхмесячного возраста. Происходит это постепенно. Сначала приучаю к своему голосу, рукам и вниманию. Как с маленькими детьми к каждому нужно найти подход, с каждым говорить и объяснять, что хорошо, что плохо. Бывает улетит малыш по глупости куда-нибудь и поранится. Тогда приходится подолгу сидеть и общаться, жалеть его, поучать. Постепенно птицы всему учатся. На подготовку малышей уходит примерно 3 месяца.
Бывают и исключения, и ко мне попадают уже взрослые голуби. Беру их, если вижу, что птица — одаренная. Умным и трудолюбивым всё дается легко, поэтому уже через месяц они готовы выйти на манеж.
— Сколько живут голуби и как долго они могут выступать?
— Голуби живут в среднем десять лет. Активно выступают пять-семь лет. Опять-таки, трудолюбивые работают дольше. На продолжительность и активность птиц влияет качество жизни, уход, и обязательно у каждого голубя должна быть пара. Одинокой птице сложно ужиться в стае. Однако, если голубь молодой, у него есть шанс найти себе новую половинку или стать вожаком. Сейчас работаю с семью парами.
— Как обстоят дела с попугаями?
— В начале этого сезона в цирке появились новые попугаи. Впервые взяла совсем юных птиц: королевского попугайчика красного окраса, желтенького ожерелового и миниатюрную розеллу. В сентябре им было по полтора года. Это лучший возраст для начала дрессировки попугаев, когда только начинается складываться характер, и еще присутствует детское любопытство. Попугай есть попугай. В силу того, что у него природой заложено повторять и попугайничать они быстрее разучивают команды, запоминают движения и реквизит. Конечно же, в период знакомства, в первые месяц-полтора мы проводили вместе очень много времени. Приходилось заниматься по пять часов в день: два часа утром и три – вечером. Зато уже в октябре попугаи начали выступать.
— Вы с таким трепетом рассказываете о своих подопечных. А дома у вас есть птицы?
— Дома — ни птиц и никаких других животных. Зато у меня подрастает внучок, и весь мир вне работы сосредоточен вокруг этого трехлетнего сорванца. Правда в весенне-летний сезон отчаянная бабушка превращается в заядлую дачницу-огородницу, а к концу сезона — еще и в ягодника-консерватора.
— Какую профессию выбрали Ваши дети?
— Дочь — дизайнер одежды. Сын по началу продолжил семейную династию учителей, несколько лет преподавал в 21-й школе математику. Сейчас работает в сфере IT-технологий.
Я рано осталась без мужа. Вырастить детей, дать им хорошее образование мне удалось благодаря цирку. Очень ценю, люблю своих коллег и очень благодарна нашему директору Сергею Васильевичу за поддержку, понимание и отеческую заботу о каждом артисте. В цирке мы все — одна семья. Так было, есть и, надеюсь, молодежь сохранит и продолжит эту традицию.
Совы. Хомус. Планы на будущее
Совсем недавно у Александры Николаевой появились новые подопечные. Дрессированные совы – не частые артисты цирковой арены, тем не менее хищные птицы давно интересовали нашу героиню. В планах поставить интересный номер, детали которого держатся в секрете. «Если задумка получится, то это будет настоящий прорыв, прогресс в дрессуре хищных птиц», — делится артистка. Между тем, совы — птицы-долгожители, средняя продолжительность жизни 50-60 лет. Александра не исключает, что в будущем они могут перейти к новым поколениям дрессировщиков северного цирка.
Совята были приобретены у московского заводчика, и они уже во всю выступают в программе нового циркового этно-шоу «ЗЕМЛЯ МАМОНТА». Колоритные птицы составляют компанию легендам этнической музыки, виртуозам мира — группе «Айархан». Примечательно, что в номере дрессировщица Александра Николаева предстает в совершенно новом амплуа. Она умело играет на хомусе и даже исполняет вокальные партии.
— Александра, расскажите, как получилось, что вы теперь играете на хомусе и выступаете с «Айархан»?
— С группой «Айархан» и Альбиной Дегтярёвой я познакомилась, а потом и подружилась более десяти лет назад во время проекта «Цирк со звездами». У нас был совместный номер.
Для меня стало открытием, что на одинаковый тембр голоса голуби и реагируют одинаково. У нас с Альбиной схожий, довольно негромкий голос, и еще она очень спокойный человек. Птицы восприняли Альбину и Нарияну Ренанто очень хорошо, сразу пошли на контакт. Наверное, все это и способствовало тому, что мы стали дружить.
На самом деле это не первое мое появление с «Айархан». Мы несколько раз устраивали совместные фотосессии и выходы, на которых я иногда заменяла солисток. О том, что когда-нибудь буду играть с ними на хомусе, да такое даже в голову не приходило. Видимо, всему свое время.
— Тем не менее вы уже играете на варгане и даже выступили на центральном телевидении?
— Группа «Айархан» получила приглашение на участие в проекте телеканала НТВ «Страна талантов». Изначально заявка была отправлена на троих солисток, но у Амгаяны не получалось выехать на съемки в Москву. Неожиданно партии третьей солистки предложили выучить мне.
Альбина Михайловна как человек опытный, имеющий среди учеников четверых виртуозов мира, видимо знает какой-то секрет. Три недели продолжались наши занятия. Все это время, словно под гипнозом я без устали играла и играла. Засыпала и просыпалась с инструментом в руках. Буквально жила хомусом. Теперь соседи шутя спрашивают, как меня называть «голубем» или «хомусом».
— Как появились совы?
— Планируя поездку в Москву, решила совместить приятное с полезным. Купила сов, о которых давно мечтала. Они очень удачно влились в номер.
— Как далекие от дрессуры артистки в такое короткое время научились ладить с совами?
— Здесь главное настрой и спокойствие. К тому же, нам помог предыдущий опыт выступления с голубями, тактика была примерно та же. Главное условие — совы не должны почувствовать со стороны артиста тревогу, ведь они — хищники. В общении с ними нужно проявлять уверенность. Просто брать и делать свое дело.
— Что дает вам общение с птицами?
— Без общения с птицами не представляю жизни. Это мое любимое дело. Даже если неважно себя чувствую, приходя на работу, я выздоравливаю. Думаю, в этом мне помогают птицы, ведь от них исходит по-настоящему исцеляющая энергетика, способная поднять человека на ноги. Такую особенность пернатых почувствовала, когда работала с Центром творческого развития детей с ограниченными возможностями «Солнечный мир». Общение с птицами очень хорошо влияет на психоэмоциональное состояние, от которого зачастую зависит и физическое. Мы с педагогами и родителями действительно видели хороший результат. Хочется в ближайшем будущем возобновить и развивать работу в направлении инклюзивного образования.
— Александра, какая у вас интересная профессия. Много нового узнала о наших пернатых коллегах. Благодарю за беседу, желаю вам творческого вдохновения и прекрасного настроения!
+7 (999) 174-67-82