Про шум вокруг «Айты»
Кадр из фильма «Айта»
Неожиданную точку зрения на актуальную тему – запрет Роскомнадзором проката фильма «Айта» высказал автор, приславший свое мнение по электронной почте. Публикуем статью без купюр. Напоминаем, что мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Возмущаясь неожиданным запретом федеральным Роскомнадзором показа якутского фильма «Айта» в онлайн-кинотеатрах, практически все умалчивают основной сюжет. Возможно, большая часть негодующих просто не видела саму кинокартину, а те, которые в курсе, не исключено, сознательно умалчивают.
Лейтмотив кинодрамы – группа жителей берет в руки огнестрельное оружие и идет брать штурмом отделение полиции.
В любом государстве, даже сверхлиберальном, это – мятеж, карается самым жестоким образом. Почитайте, как в демократических США жестко давят такие вооруженные выступления, например, индейцев, какие гигантские сроки тюремного заключения получают те, кого схватят живыми после расстрела сопротивляющихся бунтовщиков.
Недавно в России случился такой мятеж – марш ЧВК «Вагнер».
И закономерная реакция государства – ревизия всего, что может теоретически наталкивать людей на саму допустимость идеи о вооруженном восстании против властей.
А ведь в фильме «Айта» мятежники идут штурмовать оплот власти, чтобы если не убить, то арестовать полицейского – представителя власти. Чем это отличается от намерений Евгения ПРИГОЖИНА арестовать «плохих людей» – министра обороны и начальника Генштаба?
Причем мятежников в «Айте» не настигает никакое наказание.
И в подсознании оседает нарратив: если вы чем-то недовольны, то можете брать в руки оружие и идти штурмовать хоть отделение полиции, хоть администрацию района и далее по нарастающей.
Теперь понятна истинная причина запрета «Айты»?
Разумеется, многие из тех, кто ринулся якобы защищать «несправедливо обиженных якутов», прекрасно понимают мотивы Роскомнадзора. Не удивительно, что среди них оказалось много иноагентов и тех, кто этот статус еще не получил, но разделяет взгляды иноагентов и работает по тем же методикам, что и они. Для них запрет фильма «Айта» – только еще один повод в их борьбе против действующей российской власти.
И очень жаль, что официальное должностное лицо якутского правительства – министр культуры Юрий КУПРИЯНОВ взялся вызволять фильм «Айта» от запрета. А он вообще видел саму кинокартину? Если и увидел, то что-либо понял?
В одном русскоязычном зарубежном издании даже сожалеют, что режиссер Степан БУРНАШЕВ не «проявил бескомпромиссную позицию, и показал бойню, которую обещал» и утверждают, что «картина бы от этого только выиграла и могла быть стать большим международным хитом. А так лента, две трети которой сделано просто великолепно, к третьей заключительной части капитулировала перед дружбой народов, обошлась перемирием». И продолжают: «Это бы стало большим высказыванием на тему взаимоотношений двух народов… Можно было бы порассуждать о своих и чужих, где есть две национальности: якуты и полицейские» (так в тексте, видимо, зарубежный автор убежден, что в Якутии все полицейские – другой национальности, не саха).
Нетрудно понять желание некоторых увидеть картины боев между саха и русскими.
В истории Якутии уже был такой прецедент – вооруженное выступление конфедералистов в 1928 году.
И чем оно закончилось?
Расстрелом зачинщиков мятежа, ссылками многих выдающихся представителей якутской интеллигенции, которые не принимали участия в бунте, но которых заподозрили в симпатиях к идеям конфедералистов. Политические последствия разгрома конфедералистского мятежа аукались в течение многих десятилетий.
В условиях продолжающейся Специальной военной операции, после мятежа ЧВК «Вагнер» вполне понятна попытка федеральной власти закрутить гайки. С этим можно не соглашаться, но продолжать нагнетать страсти – значит, проявлять политическую близорукость и лить воду на мельницу тех же иноагентов и «еще не иноагентов».
Зато рекламу фильму «Айта» сделали хорошую. Она войдет в историю.
В статье приводится личная точка зрения и оценочные суждения автора на события, вызвавшие широкий общественный интерес.