В Москве проходит значимый для времени российский культурологический конгресс
VI Российский культурологический конгресс открылся в столице РФ — Москве. В нём принимают участие представители научных, исследовательских, образовательных и просветительских сообществ. В столицу съехались участники не только со всей страны, но и из-за рубежа.
В состав Программного комитета вошел ряд наиболее авторитетных отечественных культурологов. Научная программа конгресса сочетает как фундаментальные, так и прикладные вопросы современной культурологической науки. В качестве пленарных или секционных докладчиков приглашены около четырехсот представителей российской науки из практически всех регионов нашей страны, а также коллег из стран ближнего зарубежья.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_101245-1024x576.jpg)
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_101253-1024x576.jpg)
На конгрессе присутствует делегация нашей Республики от Академии наук Якутии и вузов республики.
В качестве ключевой темы конгресса была предложена формулировка «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации».
Специалисты-гуманитарии рассматривают самые разные направления: искусство, музыку, литературу, географию, медиа-сферу. Одна из важных тем – сохранение и развитие традиционных культур народов России. Обсуждается и укрепление межнационального сотрудничества.
«Сегодня вопросы культурной идентичности, а по сути дела – спасения культуры, языка, истории государства, стоят, как никогда. Испытания, с которыми столкнулась сегодня наша страна, не только СВО, а цивилизационные испытания, сравнимые, наверное, с событиями страшной Второй Мировой и Великой Отечественной войны», – сказал президент Российского книжного союза, председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин на открытии Конгресса.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_094303-513x231.jpg)
Ключевой темой Конгресса, как мы сказали, стал феномен идентичности. Вот что по этому поводу сказали учёные на пленарном заседании. Понятие культурного многообразия, с одной стороны, открывает пространство современного мира, населённого множеством народов, живущих на разных материках и континентах и в разных природных условиях, но испытывающих, с другой стороны, унифицирующее воздействие западной цивилизации. Культура в этих условиях теряет свои основы — сохранение привычного образа жизни, ценностей и политической самостоятельности. Культурный мир — это социально-природный порядок, позволяющий человеку интегрироваться в природное окружение как биологическому виду. Человеческая история всегда была биологической, позволяющей сохранить человеку семью и потомство, но и биология человека тем самым возможна лишь в социальном пространстве. Однако это пространство и его традиционные конфигурации (суверенное государство, семья, половые различения и даже привычный тип жилища и т. д.) испытывают в наше время унифицирующее воздействие глобальных процессов. Культурное многообразие оказывается не только маркером, но и онтологическим основанием выживания человечества.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_135857-513x289.jpg)
Культурная идентичность — комплексный феномен, базирующийся на широком диапазоне символических, семиотических, аксиологических средств самовыражения, осознании индивидом своей принадлежности к определенному сообществу, их разделяющих. Связность и непрерывность становления культурной идентичности позволяет отнести ее к актуальным ресурсам воспроизводства общества.
Среди теоретических идей идентичности, исследователи останавливаются на проблеме размерности культурных дистанций, проявляемых на глобальном, региональном и локальных уровнях; на вопросе о соотношении национально-культурной и религиозной идентичности; на выявлении особенностей интегративных вариантов политического и идеологического конструирования коллективной идентичности; на определении сущности культурологической проекции современного российского самосознания и его предрасположенности к модели государственной культурной политики.
Становление коллективной идентичности в России проходит несколько этапов, что предполагает ее рассмотрение не в кратких, а в больших временных протяженностях.
Наиболее значимой фазой для становления идентичности в России явилась акматическая фаза, для которой характерен крайний подъем пассионарного напряжения. Это положение иллюстрируется стремлением к расширению пространства, которое на Руси имело место с рубежа XVI и XVII вв. В эту фазу вписывается история продвижения русских в сторону Севера и Дальнего Востока. Психология людей этого времени свидетельствует о том, что коллективная идентичность русских в этот период впервые приобрела четкие формы проявления, определившие коллективную идентичность России в последующие столетия. Некоторые исследователи утверждают, что российская цивилизация — это цивилизация неклассическая или переходная, что позволяет точнее представлять своеобразие России как специфической цивилизации. В зависимости от особенностей российского типа цивилизации как неклассического и переходного оказывается и определение коллективной идентичности России как открытого процесса, что ее отличает от других типов цивилизации.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_163610-513x289.jpg)
Так оценка механизма современной культурной динамики в саморазвитии этносов Якутии, становится для них жизненно актуальной темой. Данный механизм фиксируется двоякими тенденциями — консерватизмом по отношению к своей этнической идентичности, ставшей основой многовекового выживания и адаптационной гибкости и, напротив, онтологичным по природе желанием модернизировать свою идентичность. В условиях тотально присутствующей ценностной релятивизации глобальным постмодерном, актуальной остается задача взвешенного выбора культурного багажа в духовном наследии предков и исторической практике приобщения к модерну на волне модернизации буржуазных преобразований XIX и советской социокультурной модернизации XX столетия, возникшем на этом фоне феномене культурного ренессанса, зафиксированного в профессиональном искусстве Якутии второй половины XX — первой четверти XXI в.
Примечательно то, что модерн определяет динамическую устойчивость этнокультуры, позволяя раскрыть ее потенциал самостоятельным воспроизведением его принципов, осуществляя переход от «культуры копирования» к рождению инновационной «культурной первичности», креативности культуры. Качество модерновости (modernity) дарит чувство метафизической преемственности этноса саха по отношению к этапам эволюции мировой культуры, освобождения от мировоззренческих паттернов предопределенности судьбы через интенсивное наукоемкое хозяйствование, выдвигающего, например, такие концепты, как «холодовая или криогенная экономика», «арктическая технологическая цивилизация / цивилизованность».
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/10/20241030_115234-513x740.jpg)
Синтетичная синергия «этно» и «модерна» в первой четверти XXI столетия выявляет потенциал для роста культуры в институциализированной парадигме этномодерна — «серебряном веке» якутской культуры, купирующей, с одной стороны, противоречивость модерна, с другой — выводя этнические культуры на идею новых принципов северного хозяйствования, завершенной социокультурной и научно-технологической модернизации, достоинства и естественных прав человека, ревитализации традиционного принципа активного самобытия северных народов.
+7 (999) 174-67-82
![Система Orphus](https://sakhalife.ru/wp-content/themes/sakhalife/img/orphus.gif)