Счастливые Степановы: Работники АЛРОСА передают трудовую эстафету своим детям
Историю любого предприятия творят его работники — образованные, трудолюбивые и талантливые люди, вложившие частицу своего мастерства и души в развитие своей компании. А прочным фундаментом всего этого являются трудовые династии, в которых опыт и мастерство передаются из поколения в поколение. И АЛРОСА – не исключение: здесь также работают семейные династии, чьим трудом гордится компания. Об одной из них сегодня и пойдет речь.
Матрена Кондратьева
Основательница трудовой династии Екатерина Максимова родилась на берегу живописного Вилюя близ села Крестях Сунтарского района, где в далеком 1949 году были обнаружены первые россыпи якутских алмазов. Именно отсюда началась алмазная эпопея Якутии и не удивительно, что к добыче драгоценного камня участвовало местное население не только Крестяха, но и всей Западной Якутии.
В 1950-1951 годах Екатерина Петровна трудилась на участке «Счастливый» в 127-й партии Амакинской экспедиции. Тогда все делалось вручную, к тому же в те послевоенные годы в селах не хватало мужских рук, вот и приходилось матерям трудиться от рассвета до заката. Нам сейчас трудно представить, как женщины, в наши-то морозы, кайлом и лопатой выдалбливали лед глубиной в пять метров, вытаскивали со дна замерзшей реки гравий и на ручной тележке носили в землянку, условно называемую «фабрикой», где проводились промывка и сортировка камней.
Быть шофером – детская мечта
Ее сын Игорь с детства мечтал стать шофером.
— Не знаю, почему я хотел стать водителем, у нашего отца не было никакой техники. Наверное, мне, как и любому мальчишке хотелось разбираться в ней, ездить на машине. Вот и после окончания школы выучился на шофера, — вспоминает Игорь Кириллович.
Права молодой человек получил уже в 17 лет, с тех пор не выпускает из рук руль. Отработал 18 лет в родном совхозе «Крестяхский» шофером, в 90-е годы трудился в пожарной части, затем в сельпо, попал под сокращение. В 2001 году решил попытать счастья в Мирнинско-Нюрбинском горно-обогатительном комбинате Накынского месторождения. Молодой мужчина робел, потому как не был уверен, что возьмут. Шутка ли, шофер, бороздивший по полям и сельским угодьям, станет частью одной из крупнейших в мире промышленных компаний. Стоял студеный декабрь, никого знакомых нет. Но водитель со стажем, к тому же без вредных привычек оказался востребован.
45 лет за рулем
В те годы еще не было фабрики №16, был только вахтовый поселок, вспоминает он.
— Несколько деревянных домов всего было, а сейчас тут вырос целый поселок, — с гордостью говорит он.
Нынче профессионал отметил юбилей – 45 лет работы водителем.
— Люблю свою работу, всю жизнь, считайте, кручу баранку без устали. Люблю дороги. Большой Невер, Золотинка, Иенгра, Нерюнгри, Якутск, возил и муку из Амгинского улуса, перегонял машины – если подумать, наверное, несколько раз объехал вокруг земли.
К каждой машине Игорь Кириллович относится как к другу, любые погрешности может распознать по малейшему звуку. Перед дальней дорогой разговаривает, нашептывает ласковые слова, просит доехать до пункта назначения без поломок, а в пути любит слушать якутские песни, да только ритмичные, чтобы не сморило сном.
Устроившись в алмазную компанию, Игорь Кириллович сперва работал на водовозке, с тех пор ездил и на УРАЛе, и на КАМАЗах, и на УАЗиках. Как говорит водитель, имеет все категории – от А до Е, может водить любую технику. Сейчас Игорь Кириллович возит вахтовиков с рабочего поселка до карьеров Нюрбинский, Ботуобинский и Майский и обратно. День начинается в пять утра и с шести уже надо заступать на вахту.
— Работаем с напарником в две смены по очереди. Кстати, это мой родной брат Кирилл. Здесь же тоже шофером работает и наш третий брат – Геннадий. К слову, в компании также долгое время работала наша сестра Розалия, — говорит Игорь Кириллович.
Каким бы маршрут ни казался налаженным, работа водителя всегда сопряжена с большим риском, ведь во время рейса может произойти всякое. Поломка ли автомобиля, ненастная погода — в экстремальных ситуациях водителю нужно действовать четко и незамедлительно, он не может позволить себе поддаться панике, наоборот – всегда должен чувствовать ответственность за жизнь пассажиров и сохранность автотранспортного средства.
— На хороших, крепких машинах отработал все эти годы, и теперешняя моя вахтовка – тоже отличный автотранспорт.
Водитель, который ежедневно ездит по одному и тому же маршруту должен обладать устойчивостью к однообразию, монотонному пути. Все эти профессиональные качества и навыки присущи Игорю Кирилловичу.
— Чтобы быть хорошим шофером, необходимо желание. Доставить груз на место назначения в сохранности, перевезти людей на место работы живыми и здоровыми – моя задача. Считаю себя счастливым человеком, сбылась мечта стать шофером, работаю в отличной компании, рядом мои родные и близкие люди, большая семья, любимая жена, дети, внуки, что еще надо человеку? Здесь хорошо! У нас в деревне не найдешь работу с такой высокой зарплатой. 22-й год пошел, как здесь тружусь. Месяц – здесь, в Накыне, месяц – дома. В первые годы связи не было, скучал по дому, а сейчас стабильная сотовая связь везде, каждый день общаюсь с женой по видеосвязи, так что в курсе всех домашних новостей, — улыбается он.
По стопам отца
По его словам, есть все условия для хорошей работы, досуга. Молодые занимаются в тренажерном зале, нынче построили еще один спортивный зал.
— Занимаетесь спортом? — интересуюсь.
— Да нет, годы уже не те, да и утром рано вставать, — говорит мой собеседник.
Работников отлично кормят в столовой, но, как говорится, иногда хочется домашней еды. После смены, разговаривая со мной, Игорь Кириллович варит вкусную якутскую похлебку из потрохов.
— Поешь домашний суп – и так хорошо становится на душе! Довольный ложусь спать, чтобы утром заступить на смену, – улыбается он.
Игорь Кириллович вспоминает, что в первые годы его работы здесь местных кадров было не так много, а сейчас якутян в компании прибавилось. Из родного села Игоря Кирилловича тоже немало сельчан работают здесь. Приехали по примеру земляка и остались довольны: зарплата достойная, быт налажен, семья довольна.
Трое из четырех сыновей Игоря Кирилловича пошли по стопам отца – работают на разных предприятиях АЛРОСА: старший Петр – водитель автобазы АОН НГОК, работает рядом с отцом, второй сын, Сергей – монтажник АТМ («Алмазтехмонтаж»), младший Артем – водитель ООО «Алмаздортранс». И только третий сын, получивший имя отца, выбрал другую стезю – проработал в системе МВД РФ и нынче вышел на пенсию. Кто знает, может, и он устроится в АЛРОСА, человек он еще молодой, даром что пенсионер.
— Думаю, что сыновья выбрали профессии, видя, как отец любит свою работу, как ответственно относится к ней. Он не привык сидеть сложа руки, и дети выросли такими же, как отец: работящими, умелыми, — считает жена Елена Прокопьевна. – Я скучаю, конечно, жду его с нетерпением из вахты. Радуюсь, что ему нравится работа, коллектив, делает то, что умеет.
Степановы – люди работящие, не привыкли сидеть сложа руки. Все сыновья – люди семейные, у каждого свое налаженное хозяйство, живут в благополучии и достатке. Родители воспитали их на своем примере, так что дети не чураются никакой работы.
Единственная дочь Дарина по профессии – учитель, сейчас живет в Якутске со своей семьей. Степановы любят собираться всей большой дружной семьей, отмечать праздники. Сыновья любят ездить на охоту, рыбалку, как и отец.
У Игоря Кирилловича и его жены Лены Прокопьевны 10 внуков. Кстати, старший внук, Айтал, недавно вернулся из армии, выучился на сварщика и тоже хочет устроиться на работу в компанию АЛРОСА, так что уже подоспело четвертое поколение Степановых.
2023 год объявлен главой республики Айсеном Николаевым Годом Труда. «Очень важно сегодня поднимать престиж человека труда», — не раз он отмечал в своих выступлениях. А престиж человека труда поднимают такие профессионалы, как Игорь Кириллович, верой и правдой служащие одной единожды выбранной профессии, когда сыновья, внуки видят важность работы и идут по его стопам.
АЛРОСА гордится своими сотрудниками и очень ценит их вклад в развитие родной компании и алмазодобывающей промышленности. Здесь активно поддерживают не только ветеранов, но и непрерывно совершенствуются подходы к привлечению новых сотрудников, молодых специалистов для развития кадрового потенциала с надеждой на то, что они, как и нынешние ветераны, захотят остаться с АЛРОСА надолго
Врезка
Информация об имеющихся вакансиях еженедельно публикуется в официальных аккаунтах АЛРОСА в VK https://vk.com/alrosasakha и в TГ-канале https://t.me/Alrosa_news, а также на портале «Работа в России».
+7 (999) 174-67-82