Презентация новой монографии ученых о шаманизме с участием шаманов Якутии

«Тунгусский шаманизм: опыт этнографического исследования»
Авторы: Анатолий Афанасьевич Алексеев, Сардаана Анатольевна Алексеева
26 марта в 17:00 в малом зале Саха академического театра имени П. А. Ойунского, состоится презентация книги, посвященной изучению тунгусского шаманизма — уникального феномена культуры эвенов и эвенков. Основой монографии стали полевые материалы профессора СВФУ им. М.К. Аммосова Анатолия Алексеева, собранные в ходе многолетних этнографических экспедиций по Якутии с 1988 по 2024 годы.
Книга охватывает ключевые аспекты шаманской практики: космологию, мифологию, методы лечения, изготовление бубна и магические обряды. В ней также представлены биографии известных сильнейших шаманов, таких как Семён Степанович Васильев (Савей) и его учеников.
Особое внимание уделено историческому контексту шаманизма, включая репрессии в советский период и возрождение в современном обществе. Книга содержит оригинальные фотографии и материалы, которые делают её особенно интересной для читателей.

Изучение шаманизма продолжается, и данная работа предлагает новый взгляд на этот важный аспект культурного наследия Сибири. Немаловажно и то, что данная монография написана согласно завещанию, последней воле Савея, известного, великого тунгусского шамана, который вдохновил авторов на создание этой монографии.
Для участников презентации монографии сильнейшие шаманы республики проведут специальный обряд, сама книга будет доступна для широкой аудитории и станет ценным ресурсом для исследователей, студентов и всех интересующихся культурой шаманизма.
Авторы монографии приглашают журналистов и всех заинтересованных исследователей темы шаманизма к участию в презентации и обсуждению данной темы.
26 марта в 17:00
Малый зал Саха академического театра имени П. А. Ойунского
Ул. Орджоникидзе д. 1.
Информационная справка
Монография: Тунгусский шаманизм: опыт этнографического исследования
Авторы: Алексеев Анатолий Афанасьевич, Алексеева Сардаана Анатольевна

Аннотация: Предлагаемая вниманию читателей книга дает представление о тунгусском шаманизме как ярком феномене культуры эвенов и эвенков. Главное отличие и особенность этой монографии в том, что она основана на авторских полевых материалах ученого-этнографа Анатолия Афанасьевича Алексеева, собранных им во время этнографических экспедиций и поездок с 1988 по 2024 гг. по Якутии. В ней описываются шаманская космология и мифология, методы и приемы лечения тунгусских шаманов, изготовление бубна и его оживление, удэки – магическое средство передвижения тунгусской шаманки, шаманская кукла барилах как символ духа охоты и не только, секреты шаманского обрядового огня и мн. др. В качестве примера культуры традиционного сибирского шаманизма освещены биографии знаменитого тунгусского шамана Семёна Степановича Васильева – Савея, помощником которого – кутуруксутом в последние годы его жизни был А.А. Алексеев, тунгусской шаманки Матрены Петровны Кульбертиновой, а также ученика Савея, якутского шамана Федота Петровича Иванова – Содуот. Впервые публикуются оригинальные фотографии автора, показывающие невидимый шаманский огонь на проявленных фотопленках, и другие материалы, вызывающие живой интерес читателя. Книга написана по настоянию и завещанию тунгусского шамана С.С. Васильева – дедушки Савея.

Предисловие (краткое содержание):
Шаманизм как мировоззрение: Шаманизм основывается на дуалистическом мировоззрении, разделяющем мир на обыденный и сакральный, а также на анимистической картине мира, где верят в духов природы, души людей и духов-помощников шаманов. В этом мировоззрении нет противопоставления духовного и телесного, живого и мертвого.
Исследования и дискуссии: Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о природе шаманизма, и изучение этого явления требует специализированных теоретических исследований. Внимание этнографов сосредоточено на личности шамана, трансформации его атрибутов и культе.
Сибирский шаманизм: Сибирский шаманизм является классической формой этого мировоззрения, и слово «шаман» стало известно в мире через русских путешественников и исследователей Сибири. В истории есть пример запроса Петра I на привоз шаманов с татуированными лицами для помощи в лечении и предсказаниях.
Историческое развитие исследования шаманизма: Первое описание шаманизма датируется XVII веком, однако научное исследование началось в XVIII веке. В советское время шаманизм рассматривался как пережиток и патология, подвергаясь репрессиям, особенно в Якутии, где было репрессировано более 200 шаманов.
Советская репрессия шаманизма: В 1920 году советская власть начала борьбу с шаманством, включая преследование шаманов, изъятие их атрибутов и их уничтожение. Шаманы и их семьи подвергались репрессиям и штрафам.
Гонения на шаманизм в Советской России: В 1924 году был издан сборник постановлений ЯАССР, который считал шаманов вредным явлением, мешающим культурному и политическому развитию народов. Шаманы подвергались гонениям, их деятельность рассматривалась как вымогательство и нарушение закона.
Меры воздействия: Рекомендуется устраивать бойкот шаманам, лишать их материальных средств, выгонять из поселений. Однако, в отличие от духовенства, шаманы не подвергались таким жестоким мерам, как расстрелы. В 1937 году была проведена операция НКВД по репрессированию «антисоветских элементов», включая шаманов. Масштабы репрессий остаются неизвестными, так как многие шаманы обвинялись в других преступлениях.
Шаманизм как духовная практика: Шаман — это избранник духов с особыми способностями, который помогает людям лечиться, предсказывать будущее и защищать от пагубных сил. Шаман обучается у наставников, а процесс становления шаманом долгий и требует «призвания» духов.
Функции шаманов: Шаманы выполняли разнообразные функции: лечили, проводили ритуалы и обряды, защищали род и предсказывали будущее. Они обладали знаниями мифов, ритуалов и медицины, а также влиянием на поведение и отношения в общине.
Шаманская подготовка: Чтобы стать шаманом, необходимо пройти длительное обучение и быть избранным духами. В шаманском обучении существует строгая преемственность, и шаман обязан уметь выполнять ритуалы и использовать магические средства.
Мифология и ритуалы шаманизма: Шаманизм включает уникальную мифологию, а также важнейшие ритуалы, такие как посвящение в шаманы и обряды камлания. Шаманы становятся посредниками между миром людей и миром духов.
Исторические материалы: В текстах исследователей приводятся примеры, как шаманство было связано с испытаниями, «рассеканием» тела и множеством духов-помощников, включая эмэгэт — маленького духа, который руководит шаманом.
Предания о шаманах: Текст представляет различные мифы и легенды о шаманах у народов Сибири, включая якутов, бурят и тунгусов. Обряды «рассекания» шаманов связаны с духами, включая души умерших шаманов и предков, и могут быть проводимы матерью-зверем шамана. Эти обряды символизируют смерть и воскрешение будущего шамана, подтверждая его избранничество.
Избранничество шамана: Шаман считается человеком, избранным духом-покровителем, который наставляет его. Шаман может быть наделен сверхъестественными свойствами, такими как способность превращаться в животных и путешествовать в иные миры. Важным элементом является ритуальная инициация, проводимая опытным шаманом.
Наследование дара шаманства: По мифам и этнографическим исследованиям, дар шаманства передается по наследству, чаще через материнскую линию. Некоторые исследования утверждают, что шаманизм может передаваться через семью или род, в том числе через сына шамана.
Здоровье шаманов: Некоторые исследователи утверждают, что шаманов нельзя рассматривать как больных людей, а скорее как людей, которые на психическом уровне способны «выздоравливать» и достигать нового психического состояния, что связано с их инициацией.
Роль шамана в культуре: Шаман воспринимается как посредник между мирами. Его атрибуты, такие как бубен и костюм, служат символами его связи с духами и мирозданием. Эти предметы также могут отображать социальную роль шамана.
Неошаманизм: В XXI веке шаманизм вновь приобретает популярность, и появляется новый феномен — неошаманизм, который представляет собой синтез традиционных шаманских практик и новых религиозных течений, в частности в контексте западной и российской культур. Это явление воспринимается как нечто более универсальное, доступное каждому, а не только избранным.
Современные шаманы практикуют свои действия с учетом новых социокультурных реалий, и их опыт сильно зависит от индивидуальных психофизических особенностей. В то же время, интерес к шаманизму сохраняется, так как он стал актуальной частью культурных и психологических поисков в разных странах.
Современные исследования также затрагивают влияние шаманов на сознание и здоровье человека, включая работу с генетическим кодом и биополевыми системами. Шаманизм рассматривается как уникальная практика воздействия на психическое и физическое состояние человека.
Терминология: В научной литературе существует различие между понятиями «шаманство» (общая система мировоззрения и практики) и «шаманизм» (деятельность профессиональных шаманов и их сакральное знание).
Научная новизна книги: К научной новизне данного исследования относится то, что в нем приводится описание шаманской практики из уст самих носителей этнической традиции – действовавших и действующих шаманов как архаического и современного символа культуры народов на основе полевых этнографических материалов, собранных А.А. Алексеевым во время многолетних экспедиционных поездок в разные районы Якутии с 1988 по 2024 гг. Особый интерес в этом плане вы в этом плане вызывает биография и шаманская деятельность Савея (в миру Семена Степановича Васильева) последнего сильнейшего и известного тунгусского шамана Якутии, который перед своим уходом иной мир и завещал написать эту книгу.
Читайте так же Философия якутского мелоса и мир шаманов
+7 (999) 174-67-82
