20 апреля в музыкальной гостиной Национального художественного музея прошел Концерт ведущей солистки оперы, заслуженной артистки РС (Я) Прасковьи Герасимовой с участием пианистов Высшей школы музыки РС (Я), посвященный 150-летию русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, в рамках 22-го республиканского Пасхального фестиваля искусств. Концертмейстер концерта – преподаватель Детской школы искусств пос. Хандыга Томпонского улуса, лауреат международных и республиканских конкурсов Надежда Волкова. Вела концерт автор этих строк.
Прасковья Герасимова не первый год проводит концерты в Пасхальном фестивале и в гостиной Музея. На этот раз там прозвучали 15 романсов Рахманинова. Камерная вокальная лирика гениального композитора была его творческой лабораторией и исповедальным дневником его души. Он сам как-то ответил, что: «если хотите узнать меня, слушайте мою музыку». Известно, что все романсы, а их чуть более 80, созданы в российский период его жизни, с 1890 по 1916 гг. После эмиграции в США в декабре 2017 г. Рахманинов не сочинил ни одного романса. Большая часть вокальной лирики написана композитором в имении Ивановка Тамбовской области, которое принадлежало его родной тете Варваре Аркадьевне Сатиной, с тенистыми садами и парками, полными сирени, ландышей, маргариток, привольных широких степей вокруг…
Для своего концерта Прасковья выбрала произведения, созданные в 90-е и 900-е годы 19-20 вв. И снова, как в 2014 году, когда она исполняла 20 романсов Чайковского в сольном Бенефисе, объединила произведения Рахманинова в вокальный цикл с драматургическим развитием. Открыл концерт романс Рахманинова «Христос воскрес» на слова поэта-символиста Дм. Мережковского. Несмотря на традиционное пасхальное приветствие в названии романса, музыка его впечатляет суровым драматизмом и мужественностью тона. Романс создан под сильным впечатлением от Кровавого воскресения 1905 года и начала массового революционного движения в России с этого времени. Далее звучали романсы, в которых жила и билась человеческая душа: от робкого признания до восторженных восклицаний, от любовного томления до печальных излияний сердца, от тихой радости до взрыва отчаяния. Прасковья Герасимова – оперная певица, оттого наиболее ярко прозвучали страстные монологи-романсы «Молитва», «Полюбила я на печаль свою», «Не пой, красавица, при мне», «Отрывок из Мюссе» с трагическим образом одиночества, несравненный «Вокализ» — скорбная песня без слов. И, конечно же, огневая песня цыганки Земфиры «Старый муж, грозный муж…» из оперы «Алеко», в которой Прасковья выступает почти со дня премьеры в Театре оперы и балета в 2010 г. Лирико-пейзажные романсы «Сирень», «Весенние воды», «Апрель», «Сон» на сл. Плещеева, «В молчаньи ночи», «Я жду тебя», «Островок», «Здесь хорошо» — сами по себе романсы-шедевры, в ее исполнении прозвучали с особой силой выразительности.
С. Рахманинов был гениальным пианистом-виртуозом и создателем впечатляющих своей красотой и духом произведений для фортепиано, от миниатюр до крупных форм.
В концерте был исполнено несколько его фортепианных произведений силами учащихся, студентов и преподавателей кафедры и отделения специального фортепиано Высшей школы музыки. «Полишинель» (персонаж французского балагана) — из цикла пьес-фантазий, исполнена ученицей 9 класса Высшей школы музыки, лауреатом конкурса «Новые имена» Женей Ивановой (класс профессора А.И. Герасимовой). Юная пианистка очень хорошо передала характер пьесы, полной гротеска, но с драматической окраской. Студент 3 курса Высшей школы музыки, лауреат международных конкурсов Тимофей Симоненко (класс доцента кафедры специального фортепиано С.И. Лебедева) исполнил известную Прелюдию опус 23 соль-минор и Этюд-картину до-диез минор. Юноша впечатлил слушателей профессиональным владением пианизма и вполне заслужил горячие овации.
Наконец и сами преподаватели специального фортепиано, Олеся Межевич и Сергей Лебедев, блеснули исполнением оригинального Вальса Ля-мажор, с прихотливой мелодикой и виртуозным началом.
Слушатели концерта остались довольны впечатлением от концерта и после него захотят послушать и другие произведения этого вдохновенного поэта звуков!
О певице Прасковье Герасимовой:
Прасковья Ильинична родилась в Якутске в музыкальной семье. Обучалась в школе искусств пять лет по классу фортепиано, затем в музыкальном училище два года на вокальном отделении. Окончила вокальный факультет Высшей школы музыки по классу заслуженного работника РС (Я) П.А. Кривошапкина, воспитавшего немало вокальных кадров для республики, прошла аспирантуру Уральской государственной консерватории по классу народного артиста России, профессора Н.Н. Голышева. Оперной сцене Прасковья Ильинична служит с 1999 года. В ее оперном репертуаре – главные и ведущие партии из классического европейского и русского оперного наследия, в таких оперных спектаклях, как «Аида» (Аида) и «Трубадур» (Леонора) Верди, «Турандот» (Турандот, Лиу) и «Мадам Баттерфляй» (Чио-Чио-Сан) Пуччини, «Норма» В. Беллини (Норма), «Дон Жуан» Моцарта (Донна Эльвира), «Иоланта» (Иоланта), «Пиковая дама» (Лиза), «Евгений Онегин» Чайковского (Татьяна), «Русалка» Даргомыжского (Наташа-Русалка). С оперной партией Ярославны в опере «Князь Игорь» А. Бородина выступала на гастролях театра в Пекине (КНР), с ней же и партией Аиды — в Санкт-Петербурге (Мариинский театр-2), Москве (Историческая сцена Большого театра), Минске (Большой театр Белоруссии), Вильнюсе, Калининграде (Янтарь-холл), Великом Новгороде, Смоленске. В партии Флории Тоска в опере «Тоска» Пуччини выступила на Приморской сцене Мариинского театра – единственная из якутских солистов оперы. В 2014 году провела замечательный сольный Бенефис с пианистом Александром Корякиным, с исполнением романсов Чайковского и ведущей партии Земфиры в опере Рахманинова «Алеко».