Праздник, окутанный тайной: Дню археолога посвящается
Праздник, окутанный «тайной» не дает точного источника об истории появления в России Дня археолога именно 15 августа. На этот счет существует несколько «теорий» (см.: https://iz.ru/1741648/2024-08-14/15-avgusta-den-arkheologa-istoriia-traditcii-pozdravleniia).
Между тем, День археолога приходится на самый разгар сезона экспедиций, что для Якутии тоже весьма актуально, так как наступает пора начала наибольшей оттайки мерзлоты, в которую им приходится каждый раз упираться, копая шурфы до октября. Большая часть виновников торжества отмечает праздник в кругу коллег на сезонных раскопках. После рабочего дня участники экспедиций собираются у своих костров с гитарами, делясь историями своих поездок и многочисленными байками, обрядами посвящения в археологи для вновь прибывших в науку коллег.
Молодые археологи проходят различные испытания-экзамены, одно из которых успешно прошла начинающий археолог, лаборант, а по «совместительству» студентка 4 курса НГУ София Егорова, став персональным гидом для наших читателей и зрителей в предлагаемом ниже видеосюжете Академии наук Якутии, о проведенных в Чурапчинском улусе раскопках археологов Сибирского отделения РАН.
Мы поздравляем всех археологов и причастных к их нелегкой, но интереснейшей работе, желая новых, порой неожиданных открытий!
В предлагаемом сюжете вы первыми услышите эксклюзивную предварительную информацию о результатах экспедиции этого сезона, для вас будет проведена мини-экскурсия по законсервированным раскопкам археологов и палеонтологов, а в конце сюжета читатели своими глазами увидят разведку учеными перспективных локаций с интригующими находками костей человека и бивня мамонта, которые буквально лежат под нашими ногами. Приятного просмотра!
В качестве познавательного материала Академия наук Якутии предлагает отрывки из обзорной статьи 1943 года одного из отцов якутской археологии А.П. Окладникова, посвященной древней истории народов Якутии. Прошло уже 80 лет и за это время много нового удалось сделать якутским археологам, интегральные результаты которых, читатели могут найти в трехтомном труде «История Якутии» и других их научных книгах и статьях.
«… теперь можно констатировать значительные сдвиги в научении древней истории народов Якутия. Если раньше достоверная история племён Якутия начиналась с прихода казаков на Лену, то сейчас нужно начинать её с палеолита — на 10 — 15 тысяч лет раньше. Если прежде нельзя было расчленять прошлое Якутии на какие-либо определённые этапы, то теперь устанавливается непрерывная смена культурно-исторических этапов, длившаяся веками и тысячелетиями. Если раньше существовало мнение об извечной «застойности» северных племён и неспособности их к самостоятельному развитию, то теперь начитают с полной отчетливостью проясняться исторические заслуги первых и настоящих пионеров Севера перед человечеством и всемирной историей» (Окладников А.П. Древняя история народов Якутии // Исторический журнал, № 10, Октябрь 1943, C. 51-59. См. полный текст: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДРЕВНЯЯ-ИСТОРИЯ-НАРОДОВ-ЯКУТИИ).
«Археологические исследования на территории Приленья были начаты более двухсот лет назад второй Камчатской экспедицией, в которой принимали участие Миллер и Гмелин. Позднее сбором археологических материалов и в той или иной степени изучением местного прошлого занимались отдельные образованные люди, бывавшие на Лене, главным образом политические ссыльные, среди которых должны быть отмечены авторы первых специально археологических исследований о древностях Ленского края — М. П. Овчинников и Н. А. Виташевский. После Октябрьской революции на Лене, в частности в пределах Якутия, археологические исследования вели различные исследователя по поручению кафедры археологии и этнографии Иркутского университета, Восточно-сибирский Отдел Русского Географического Общества, иркутского и якутского музеев, исследовательского общества Саха-Кескиле в Якутске.
Всё же за прошедшие два века накоплен был очень ограниченный материал по археологии Ленского края и Якутии. Только в 1940 г. Институт истории материальной культуры имени Н. Я. Марра и Институт языка и культуры при СНК ЯАССР приняли решение об организации Ленской историко-археологической экспедиции, задачей которой должны были явиться выявление и классификация ленских древностей.
В течение 1940, 1941 и 1942 гг. экспедиция совершила рекогносцировочное обследование долины Лены от верховьев до Ледовитого океана. Во время этого обследования здесь найдено большое количество разновременных и разнохарактерных памятников — поселений, погребений, наскальных изображений (писаниц), древних литейных и кузнечных мастерских. Эти новые данные, в сочетании с материалами предшествующих исследований, позволяют прежде всего расположить все археологические памятники Ленского края в определённой хронологической последовательности, а затем использовать их вместе с источниками иного рода для освещения прошлого местных племен.
Древнейшие следы деятельности человека в долине Лены относятся к очень отдалённому времени, к позднемадленской стадии верхнего палеолита. Остатки культуры верхнепалеолитеческих людей обнаружены в ряде пунктов по Лене; между селом Бирюльским и Верхоленским, вблизи Усть-Кута и, наконец, до территории Якутской республики, в пределах ее южных районов.
Людей верхнего палеолита отделяют от современного населения Ленского края многие тысячелетия, по крайней мере 10 — 15 тысяч лет»…
«Древнейшие палеолитические находки в Северной Азии датируются последней ледниковой эпохой, вюрмом, и относятся к раннемадленской стадии верхнего палеолита. На Лене же самой ранней является Пономарёвская палеолитическая стоянка, расположенная на высокой древней террасе речки Бирюльки, между сёлами Залот и Бирюльским. По типу найденные там орудия больше всего напоминают енисейские палеолитические поселения той начальной поры позднего мадлена, когда носорог уже исчезает, но мамонт всё ещё продолжает существовать. Остальные ленские стоянки позднее Пономарёвской и могут быть сближены с самыми молодыми памятниками енисейского палеолита, относящимися к началу послеледниковой эпохи. В это время уже окончательно исчезают многие характерные черты культуры и быта людей мадленского времени. Исчезают прежние обширные дома, построенные из Ливией и трубчатых костей мамонта, черепов носорогов, рогов северного оленя, земли и камней, замечательные образцы которых найдены в Бурети на Ангаре. На смену им появляются жилища нового типа, о характере которых можно составить общее представление по одной из ленских стоянок — у деревня Макарово. В толще древней надпойменной террасы, образованной песками и суглинком, здесь оказался небольшой, но тщательно выложенный из плит венде «кадушки» каменный очаг. Внутри очага найдены угли, зола, осколки камней и костей животных, а также великолепное каменное скребло. Подобной же конструкции очаги сохранились также на самых поздних палеолитических стоянках — по Енисею и Ангаре. Они повсюду были связаны с жилищами надземного типа ввиде лёгких шатров, с новым типом поселений, уже не постоянным, как раньше, посёлком, а временными лагерями — стоянками бродячих охотников.
Одновременно изменяется и каменный инвентарь, обслуживавший потребности палеолитических людей. Широко распространяются крупные, грубые орудия специфических форм. Среди них на первом месте по обилию находок стоят скребла полулунной формы и массивные рубящие орудия — предшественники топора. Именно такие орудия новых, специфических только для Сибири и Монголии позднемадленских форм найдены на ленских стоянках, в том числе и на стоянке около села Нюя, Ленского района, Якутской АССР.
Широкое распространение их в глубине азиатского материка, от Алтая до Хингана, от Олёкминска и до Хайлара, наглядно свидетельствует о единстве древнейшей культуры Восточной и Северной Азии и, очевидно, о тесном этническом родстве населения, которому она принадлежала. Судя по характерным признакам монгольного типа, выраженным на остатках черепа палеолитического человека, обнаруженного в культурном слое стоянки Афонтова Гора, у Красноярска, древнейшее население Сибири и соседних территорий Азии в эпоху верхнего палеолита принадлежало к большой монголоидной расе, уже обособившейся к тому времени от остальных палеолитических рас мира — негроидной, европеоидной, австралоидной.
Тем интереснее один своеобразный палеолитический памятник, обнаруженный в 1941 г. на Лене. Среди многочисленных писаниц, покрывающих скалы на правом берегу Лены, у деревни Шишкине, выше Верхоленска, оказалось большое изображение дикой лошади, выполненное широкими полосами красной краски.
Первобытный художник с обычной простотой и верностью природе изобразил на скале в почти натуральном размере фигуру дикого жеребца, представителя вымерших лошадей четвертичного периода. Палеолитический возраст рисунка определяется как его стилем, техникой, так и самым сюжетом.
Чтобы оценить значение рисунка, следует учесть, что это первый в Сибири, да не только в Сибири, но и в соседних областях Азии и Восточной Европы образец древнейшей палеолитической живописи. Вместе с замечательными художественными изделиями из мамонтовой кости и камня, найденными в Бурети и Мальте, шишкинский рисунок ясно показывает, насколько неосновательна и тенденциозна попытка объявить очагом высшей культуры того времени только районы Западной Европы.
Палеолитические памятники Ленской долины с полной ясностью показывают, что уже в столь глубоком прошлом, — в эпоху мамонтов, долина Лены, по крайней мере на протяжении 1500 — 2 тыс. км, перестала быть безлюдной пустыней. Конечно, население Ленского края в конце ледникового периода было ещё крайне немногочисленным и редким, но, тем не менее, оно уже существовало.
Ближайшие потомки первоначальных палеолитических обитателей Якутии — племена неолитического времени — существовали уже в условиях климата, близкого к современному, и почти целиком освоили всю её территорию. Исследованиями 1942 г. неолитические поселения различного возраста обнаружены на всём протяжении Ленской долины, вплоть до Булуна и Чокуровки, отдельные же находки изделий неолитического типа известны из бассейна Колымы, Индигирки и других отдалённых северных районов Якутии..
Наиболее ранние в Якутии следы неолитической культуры неожиданно встречены у самого Полярного круга, вблизи Жиганска, около группы озёр Уолба и Жиркова. На небольшой возвышенности, расположенной между двух рыбных озёр и затерянной среди моховищ, покрытых чахлым лиственным лесом, расположены поселение и могильник каменного века. Культурные задатки поселения залегали в слое жёлтого суглинка, подстилаемого песчаником и перекрытого сверху тонким покровом из мха и торфа. Суглинок был обожжён местами и заполнен угольками, оставшимися от кострищ. В нём ярко выделялись также включения и примазки красной охры. Около кострищ и охристых пятен всего гуще рассеяны были каменные изделия, преимущественно ножевидные пластины из чёрного кремнистого сланца. Расколками на стоянке были вскрыты остатки полуподземного жилища с основанием, имевшим вид неглубокой ямы — западины, заполненной культурным слоем и не имевшей на поверхности никаких внешних признаков.
Своих мёртвых обитатели поселения хоронили здесь же, на возвышенности, подобно неолитическим племенам Карелии, на стоянках которых под культурным слоем часто обнаруживаются одновременные захоронения. Вместе с костяками на Уолбе найдены и предметы личного пользования. Найденные при одном из двух скелетов каменные наконечники стрел уникальны по своей форме и типу не только в Якутии, но и в соседних с ней областях. Их нет, например, и в значительно лучше изученном прибайкальском неолите. Наконечники с Уолбы изготовлены из очень длинных и крупных ножевидных пластид чёрного кремнистого сланца, отделанных ретушью только с одной стороны, с брюшка, снабжённых тщательно оформленным черенком и двумя шипами около черенка.
Совершенно такие же наконечники стрел, только лишь не сланцевые, а кремнёвые, известны, однако, далеко на западе от Якутки и Прибайкалья — в Прибалтике и в Северной Европе. Особенно много наконечников такого рода оказалось при костяках из замечательного неолитического некрополя на Оленьем острове Онежского озера. Неолитические костяки с Оленьего острова были яри этом точно так же засыпаны красной охрой, а среди разнообразных вещей, находившихся в могилах, оказалось много изделий, очень близко напоминающих обычные для Сибири изделия неолитического времени, например вкладышевые кинжалы из кости с вставленными в их рёбра режущими кремнёвыми пластинами, украшения из резцов бобра и лося.
О том, что такое сходство не является случайным, можно судить и по антропологическим данным. Среди черепов, — обнаруженных в могильнике Оленьего острова, имеются образцы с определённо выраженными монголоидными чертами. Между тем Западная Европа вместе с прилегавшими к ней частями Восточной Европы была заселена в то время носителями иных антропологических признаков — европеоидных…
За интересным этапом неолитического периода Якутии, о котором дают представление уолбинские находки, последовал ряд других. Наиболее полно освещен археологическими материалами один из последних этапов неолитического времени, к которому, относится, в частности, замечательное поселение на реке М. Мунку, около Олёкминска.
К этому временя племена Якутии достигали уже высокого совершенства в обработке основных материалов, служивших тогда для изготовления орудий труда и вооружения, — камня и кости. Своеобразие их культуры нашло выражение в локальных особенностях формы и типа каменных орудий, украшений и керамики. Только в Якутии, на Средней Лене и в долинах её притоков, а также на некоторых соседних реках, например на Нижней Тунгузке, встречаются оригинальные, полированные вёсла с плечиками на обушке, изготовленные из местного чёрного кремнистого, сланца, весловидные топоры, сходные с некоторыми тихоокеанскими, украшения и топоры из белого нефрита, керамика, покрытая сплошными ложнотекстильными оттисками.
Большое значение для характеристики другой стороны культуры неолитических племён Якутии имеют наскальные изображения Средней Лены. Для датировки ряда писаниц неолитическим временем, помимо их стиля и содержания, решающими являются также находки на писаной скале в долине левого притока реки Лены — Мархи, на Мархинской Суруктаах-Хайа. Мархинская Суруктаах-Хайа служила, оказывается, жертвенным местом, куда складывались дары, приносимые её почитателями в течение многих веков и даже тысячелетий, вплоть до последних лет. Кроме жертвенных приношений нашего времени: спичек, бисера, медных и серебряных монет, патронов и дроби — в глубокой расщелине у подножия скалы, на самом её дне, оказались каменные и костяные наконечники стрел, кремнёвые отщепы, ножи, наконечники копий, которые должны быть датированы концом местного неолита. Самые древние рисунки Мархинской Суруктаах-Хайа, к сожалению, плохо сохранившиеся, таким образом, не только по стилевым признакам, но и по материалам жертвенного места должны быть отнесены к каменному веку.
На Средней Лене есть, несомненно, также и более древние изображения, к числу которых надо отнести прежде всего два больших рисунка на скале у деревни Чуру, ниже Олёкминска.
На всех древнейших среднеленских писаницах центральным или даже единственным является образ таёжного зверя — лося. Реализм первобытного искусства, отчётливо выраженный уже в палеолитическом рисунке лошади из Шишкина, находит здесь своё наиболее полное и законченное воплощение. Животные всегда изображены с удивительной точностью в общих очертаниях тела и наиболее существенных деталях. Не ограничиваясь сходством одной только внешней формы, художник неолитической эпохи со специфической для охотника остротой восприятия, с точностью почти кинематографической, передаёт в своих рисунках движения зверя: и его спокойный, размашистый шаг и бурный, порывистый бет сквозь лесные чащи. На неолитических изображениях лосей лежит притом особый отпечаток: в них нет ничего лишнего, второстепенного, они монументальны и по-своему величественны…
В результате взаимодействия различных по происхождению и характеру элементов, очевидно, и оформилась оригинальная культура среднеленского неолита, сложились особые местные племена. Последние, вероятно, тоже во многом отличались друг от друга. По крайней мере, неолит Нижней Лены при общем единстве культуры со среднеленским всё же имеет некоторые особенности, а вдоль побережья Ледовитого океана, по направлению к Америке, распространены памятники культуры оседлых морских зверобоев — предков эскимосов. Культура эта должна иметь весьма древнее происхождение.
Следующий этап развития культуры племён Якутии определяется распространением металла, меди и бронзы, подобно тому, как это было и в других передовых странах мира. В 1940 г. на высокой речной террасе у села Покровска было исследовано погребение с многочисленными каменными и костяными изделиями, сопровождавшими костяк. При костяке из Покровска оказалась костяные и каменные наконечники стрел, казенные ножи и скребочек, а также вкладышевый костяной наконечник копья или кинжал с процарапанным на нём зигзагообразным узором, изображающим, быть может, гарпун. Каменные и костяные предметы Покровского погребения во многом отличаются от неолитических. Вместе с ними найдено также маленькое массивное шило из меди или бронзы.
В 1942 г. в низовьях реки Лены, ниже Жиганска, на небольшой речке Бугачан, было обнаружено погребение, в инвентаре которого, кроме каменных и костяных вещей, оказались изделия из меди или бронзы. Кроме медных пластинок, обломков какого-то изделия, служивших украшениями-бляшками, при костяке найдена костяная трубочка-игольник, — внутри которой помещалась единственная в своём роде находка — превосходно сохраняющийся моток сухожильных ниток и воткнутая в него медная игла. Каменные и костяные вещи из погребения на реке Бугачан аналогичны найденным около Покровска…
Широкое распространение в Якутии следов архаической культуры раннего бронзового века позволяет понять такое же распространение бронзовых и медных изделий последующего времени — развитого бронзового века, — встречающихся от южных границ ЯАССР до побережья Ледовитого океана. Среди них на первом месте нужно отметить уникальные по размеру наконечники копий и такой же меч, обнаруженный на Вилюе. Известны в Якутии также находки бронзовых топоров-кельтов, включая кельт, обнаруженный в 20-х гг. XIX в. где-то у морского побережья вблизи река Кошмы.
Металл теперь уже прочно вошёл в быт…»
Читайте также:
В поисках разгадок о человеке прошлого: Что нашли археологи и исследователи. Читайте здесь
В Якутии обнаружены уникальные палеонтологические находки
Айсен Николаев сообщил о сенсационной находке в Якутии
Берестяные грамоты, найденные на раскопках в Якутске, изменят историю Якутска
+7 (999) 174-67-82