О схватке в фильме и жизни
В нашу редакцию SAKHALIFE.RU поступило письмо:
Мне 76 лет. Я росла, училась и жила с Карповым в одно время и в одном пространстве. Только поэтому немного была знакома с ним. Видела его в зените славы и видела его на дне жизни. В жизни многое можно победить, но себя победить удается лишь немногим. Я уважала Карпова как человека, победившего себя в схватке с алкоголем.
Я не читала книгу Неймохова, не читала книгу и самого Карпова. Пошла на фильм понаслышке, что он о Карпове. После просмотра вышла с удовлетворением, что наконец-то поставлена тема алкоголизма в большом спорте! И ни тени не увидела ничего порочащего личность Карпова! Поделилась с благоприятным мнением в группе однокурсниц и там с огромным удивлением узнала о яростном негативном резонансе по фильму. Это шок!
О чем вы, господа критики? Разве персонаж фильма, прототип Карпова, кричит на великого тренера и обвиняет его в своем падении? Да он на себя кричит и себя обвиняет! Пьяница на дне общества – это очень одинокий человек. Собутыльники не в счет. Они тоже одиноки. И герой фильма кричит от боли одиночества ночью, воет на луну как волк! Он сжигал портрет Дмитриева из зависти?! Это он себя сжег падшего на дно!
Мне кажется, что в словах яростных критиков фильма содержится большая ошибка: не будь этих эпизодов, заложенных в основу поступков и помыслов персонажа, образ получился бы значительно обедненным.
Если отбросить «кассовые» соображения, немногие из несведущих о реальном Карпове зрителей соблазнятся фильмом «Схватка», название которого сделано режиссером с поистине снайперской точностью, потому что достаточно тонкая и расчетливая игра, составившая сюжет, не только персонажу предназначена, сколько зрителям. И попала в цель. И именно те из зрителей, память которых хранит иной образ реального прототипа героя фильма, оказались захваченными в плену на совершенно ином материале, нежели в их памяти. Памяти, которая могла, может и привела их в паутину негодования. Зрителей, этой памятью одержимых.
Особенно – если эта память наполнена чувством их собственной вины…
Названием фильма режиссер точно и тонко определил сам жанр повествования, в котором достаточно подробно, изобретательно и поистине философски выстроил отрезок жизни человека, принесшего в жертву свой талант и обретшего неожиданно новые силы к новой жизни.
А знаете ли вы, господа критики, каково молодому человеку, побывавшему наверху, вдруг оказаться на дне в одиночестве? Почему именно знаменитых, талантливых пожирает алкоголь в зените славы, в том числе и чемпионов большого спорта? Ведь не один реальный Карпов испытал такую горечь? Вспомните, хотя б Алексея Ермолаева, ведь его, чемпиона, еще до Карпова, захватила эта беда. Да, фильм далек от совершенства, но есть в нем сильные эпизоды и тема, тема какая поставлена! Молодой поросли, будущим чемпионам полезно б вооружиться этим фильмом или их тренерам. Лучше один раз посмотреть, чем сто раз услышать!
А знаете ли вы, противники фильма, каково любимым девушкам и женам чемпионов, попавших в эту пучину? Каково им было с ними жить? Ведь они, девушки, обнимали бутылку водки и ведь они, жены, спали с бутылкой водки! Грубо! Да, но такова была их доля, если они не бросали своих чемпионов.
Я посмотрела этот фильм, но он не отнял моего былого уважения к Вячеславу Карпову. Наоборот, мое уважение к нему возросло. В начале фильма есть сценка-эпизод с персонажем: смерть, ее не ждут нигде и никогда, но только ей дано расставить все необходимые акценты, разгадать все загадки и тайны, успокоить и внести в жизнь гармонию. Но персонаж фильма победил себя, как победил себя реальный Карпов!
Герой фильма выбрал Жизнь. Жизнь, перед которой меркнут со временем не только потери и утраты, но и иллюзии, наполняющие человеческое бытие, диктуя ему свои правила…
Память – чувство двойственное. Она почти всегда бывает светлой и чистой, к тому же годами имеет обыкновение очищаться, промываться слезами и в таком, уже во многом нафантазированном виде, начинает править человеком – его поступками, словами, самим образом существования. Из памяти постепенно и все дальше уходит то, о чем не хочется помнить, и она наполняет душу тихим очарованием былого. И тем самым истребляет живую, полноценную жизнь. Хранить ее необходимо, но можно ли уберечь «чистоту», избавив от той вымышленности, которая все больше с течением времени выступает на поверхность, завладевая нами?..
Фильм, пусть жестоко, но осмысленно уводит нас из иллюзорной земной гармонии и приводит вслед за персонажем к осознанию настоящей ценности жизни!
С. С. Федорова, обыкновенный зритель
+7 (999) 174-67-82