Наталья Базалева представила концерт фестиваля «Северное сияние»

Наталья Базалева представила в Хабаровске концерт фестиваля «Северное сияние»

28 октября 2023 года на сцене Хабаровской краевой филармонии состоялся концерт Дальневосточного академического симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Натальи Базалевой.

Дальневосточный академический симфонический оркестр – один из старейших коллективов Дальнего Востока, он создан в 1936 году.

28 лет возглавлял музыкальный коллектив Виктор Зигфридович Тиц — дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России. Еще во время учебы в музыкальном училище, судьба свела Наталью Базалеву с этим удивительным человеком.  Она старалась не пропускать ни одного концерта симфонического оркестра под управлением Виктора Тица и часто наблюдала за работой дирижера из-за кулис. Впечатления от звучания симфонического оркестра, завораживающая работа дирижера послужили стимулом к реализации мечты – стать дирижером.

Концерт прошел в рамках гранта, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, проекта «Музыкальные традиции Гнесинцев» и стал финальным аккордом XIII Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние».

Организатор фестиваля – Государственная филармония Якутии. Он проводится ежегодно, с 2011 года, посвящен Международному Дню музыки. Фестивальные концерты проходят в течение всего октября не только в республике, но и за ее пределами, поскольку один из принципов фестиваля — включение музыкальной жизни региона в мировое музыкальное пространство.

Наталья Базалева представила хабаровской публике программу, состоящую из произведений отечественных композиторов. Концепция, цельность, выстроенность концертных номеров всегда отличает программы Н. Базалевой. Каждое произведение несет зрителю определенный смысл, идею.

Открыло концерт произведение композитора Якутии Николая Михеева — «Арктика». Симфоническая фантазия была создана по заказу Филармонии Якутии. Для хабаровского слушателя это была премьера.

Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи. Край, озаряемый полярным сиянием, царство снега и льда, лютых морозов, метелей, ледников и снежных пустынь. По признанию автора, в звучании фантазии ему хотелось передать не только удивительную природу Арктического края, но и привлечь внимание к скрытой, но вполне реальной угрозе разрушения этих беззащитных земель, воззвать к бережному отношению и сохранению Арктики!

Суровая и прекрасная Арктика с момента своего открытия притягивала внимание мореплавателей и ученых. Большую роль в освоении этих земель в XIX и XX веках внесли ученые и исследователи Северное столицы нашей страны — Санкт-Петербурга, силами которого организовывались многие арктические экспедиции. А у истоков профессионального кораблестроения стоял русский царь — Петр I, имя которого гордо носит город, основанный им на Неве.

Красота и величие Санкт-Петербурга были воспеты Александром Сергеевичем Пушкиным в поэме «Медный всадник». Эта поэма легла в основу музыкально-театрального произведения одноименного балета русского композитора Рейнгольда Глиэра.

Знаменитый критик Виссарион Белинский писал в рецензии о поэме Пушкина: «Настоящий герой поэмы — Петербург, оттого и начинается она грандиозной картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, а заканчивается ярким изображением Петербурга, в его теперешнем виде».

Вторым номером концертной программы прозвучала сюита из балета «Медный всадник».  В прошлом году это произведение было исполнено Государственным симфоническим оркестром Symphonica ARTica в честь значимой для российской истории даты — 350-летия со дня рождения Петра I. В нынешнем, 2023 году сюита не менее актуальна, ведь в конце мая культурная столица отпраздновала 320-летие со дня основания. В последней части сюиты звучит гимн Великому городу. Этот музыкальный номер из балета в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга.

Второе отделение открыла симфония «Богатырская» Александра Бородина, принадлежащая к мировым симфоническим шедеврам.  Ее создание и замысел возвращают к истокам, к былинному творчеству русского народа.

А в завершении концертной программы оркестр исполнил произведение выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое в мировой рейтинге самых популярных оркестровых сочинений уверенно занимает I место — Торжественная увертюра «1812 год». Произведение написано по заказу к знаменательной дате — 70-летию победы России в войне с Наполеоном.

Но, не только радость победы запечатлена в музыке Увертюры.  В этом сочинении Чайковский потрясающе нарисовал музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней.

Гениальным композитором воплощена главная мысль Увертюры — оплот России — это вера, вера в Бога, вера в Победу, вера в величие России. Торжественная музыка увертюры полна глубокого смысла, весьма актуальна и в нынешнее время.

Хабаровчане очень тепло приняли концерт, дирижер трижды выходила под бурные аплодисменты на поклон и кроме восхищенных возгласов публики из зала в чате You Tubе канала Хабаровской краевой филармонии, которая транслировала концерт онлайн, можно было прочитать прекрасные отклики слушателей из Хабаровска, Казахстана, Кореи, и что очень приятно, от семьи Глиэр — «Семья Глиэр благодарит за прекрасное исполнение Сюиты!».

Благодарим ведущую концерта Светлану Елистратову за помощь в подготовке статьи.

Ольга Фоменко

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх