Мастер, покоривший сердца
1 декабря ровно год, как не стало Анатолия Павловича Ултургашева.
С именем Анатолия Ултургашева связано становление и развитие балетного искусства в Якутии.
Родом Анатолий Павлович из Хакасии, из глухой, но очень живописной деревушки Нижняя Тея. Будущей звезде балета помог случай: за хорошую учебу Толю отправили в пионерский лагерь Баланкуль – Оленье озеро. В то время в лагерь приехала комиссия из Новосибирска по набору детей в хореографическое училище, и Толю приняли безоговорочно, так как природные данные были прекрасные! Родители долго сопротивлялись – не хотели, чтобы сын уезжал так далеко, но в конце концов их удалось уговорить. И вот осенью 1960-ого года Толя уезжает на учебу в Новосибирск.
Учеба в балетной школе давалась легко. Трудности были только с русским языком, но упорство и любовь к чтению помогли преодолеть это препятствие на пути к постижению магии балета.
По окончании учебы в 1968 году Анатолий получает диплом артиста балета. По распределению у него на выбор были города: Фрунзе, Иркутск и Уфа. Но педагог классического танца Сергей Гаврилович Иванов, которого Анатолий любил и уважал, посоветовал ехать в Якутск. Да и Наталья Христофорова с Геннадием Баишевым помогли с выбором.
Так, Музыкально-драматический театр им. П. А. Ойунского получил талантливого артиста с прекрасной сценической фактурой.
Первую ведущую партию Анатолию доверили в балете-олонхо «Кюн Куо» В. Каца, в образе Кулут Туйгуна он успешно дебютировал в дуэте с Клавдией Ивановой.
Поистине ошеломляющий ажиотаж Анатолий произвел в партии Вакха в дипломном спектакле студента ГИТИСа Алексея Попова «Вальпургиева ночь». А далее последовал «Чурумчуку», и последующие ведущие партии в балетных спектаклях. Творческий союз балетмейстера Алексея Попова и ведущего артиста Анатолия Ултургашева привел к созданию сюиты «Сияние Севера», балетам «Двое», «Ильмень-озеро», «Маленькая ночная серенада», «Болеро», «Кармен-сюита», «Маугли», «Двенадцать стульев», «Абакаяда», «Северная легенда», «Шопениана», а также «Голубой Дунай» И. Штрауса, «Орлы летят на Север» Г. Комракова.
Важным событием в культурной жизни республики стало участие Анатолия в I Всесоюзном конкурсе артистов и балетмейстеров в Москве в 1972 году. Это было впервые в истории всего советского балета. Балетмейстер театра Сулейман Бурханов сочинил для А. Ултургашева и С. Савиной оригинальные номера «Северная баллада» в сопровождении хомуса и «Охотник и олень». Молодые артисты прошли два тура, получили Грамоты жюри, о них написали восторженные отзывы в прессе члены жюри Ольга Лепешинская и Юрий Григорович, с которым Анатолий еще не раз потом встречался на балетной сцене.
Анатолий Павлович приумножил и обогатил сценическую галерею как единственный создатель образа героя Великой Отечественной войны Федора Попова в балете «Подвиг», который поставил специально на него Алексей Попов. Ведущая передачи «Новинки якутской музыки» Аиза Решетникова взяла тогда интервью у Анатолия и предсказала «счастливую сценическую будущность» спектаклю. Так и случилось: «Подвиг» был признан художественным событием, а автор и исполнитель стали Лауреатами премии комсомола Якутии.
С балетными спектаклями Анатолий Ултургашев исколесил всю Якутию, от городов до самых отдаленных улусов, был участником всех фестивалей и Дней культуры. Так, газета «Молодежь Якутии» от 29 июня 1985 года писала: «Многие из гостей давно связаны со строителями Южной Якутии узами творческой дружбы. Среди них – народная артистка РСФСР А. Ильина, народная артистка ЯАССР М. Николаева, Лауреат премии комсомола Якутии, Заслуженный артист ЯАССР А. Ултургашев».
Анатолий Павлович – постоянный участник Дней якутской культуры и искусства в г.Москва, Башкирии, Хакасской автономной области, Ульяновской области, Иркутской области, Восточной Сибири, Улан-Удэ, районах Якутии, а также в Монголии, Коста-Рике, Панаме, Италии, Мальте, Китае.
Творчество артиста питали профессиональные встречи: Анатолий занимался в классе Мессерера с такими выдающимися артистами, как В. Васильев, М. Лиепа, М. Плисецкая. Кумиром для него был Владимир Васильев, а мечтой – исполнить партию Спартака. Судьба подарила ему встречу с Юрием Григоровичем в «Лебедином озере» и «Ромео и Джульетте».
Каждому спектаклю артист отдавал свои жизненные силы и творческую энергию, в каждый образ вкладывал душу. Служение балетному искусству – это ежедневный изнурительный труд, кровь и пот. Но это был его выбор. Прекрасное владение техническим арсеналом танца и свой великолепный прыжок с мягким приземлением Ултургашев продемонстрировал в шедеврах мирового академического наследия: «Дон Кихот» Л. Минкуса, Дон Кихот; «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, Вакх; «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Ромео; «Барышня и Хулиган» Д. Шостаковича, Хулиган; «Сотворение мира» А. Петрова, Адам; «Собор Парижской богоматери» Ц. Пуни, Феб; «Жизель» А. Адана, Альберт, «Золушка» С. Прокофьева, Принц; «Баядерка» Л. Минкуса, Солор.
Анатолий Павлович многие годы совмещал исполнительскую деятельность с репетиторской работой: щедро передавал свой уникальный опыт молодым артистам балета и студентам колледжа им. А. и Н. Посельских.
Анатолий никогда не переставал учиться: будучи известным артистом, в 2007 году он с красным дипломом окончил Восточно-Сибирский институт культуры по специальности «Руководитель хореографических коллективов.
Анатолий Павлович вел в театре активную общественную работу: более 20 лет был председателем ревизионной комиссии. Несмотря на большую занятость ведущего солиста успешно защищал спортивную честь театра по шахматам и шашкам, так как имел II разряд, и занимал I и II места.
Активный член ВТО (СТД) с 1973 года.
Служение балетному искусству на протяжении более 40 лет было отмечено высокими званиями Заслуженного артиста РСФСР и Заслуженного артиста ЯАССР, многочисленными Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, Министерства культуры ЯАССР и обкома профсоюза работников культуры. А самое главное — любовью и признанием благодарных зрителей, в памяти которых Анатолий Ултургашев останется навсегда. Заслуги Анатолия Ултургашева велики, он признанный, он легендарный!
Анатолий Павлович слишком рано ушел от нас из-за болезни, но он — счастливый человек, потому что состоялся и в творчестве, и в семейной жизни. Вырастить трех детей и добиться таких успехов и признания зрителей он смог благодаря своей супруге Ольге. Супруга – продолжатель известной династии врачей и педагогов Сокольниковых. Вместе с Анатолием они воспитали замечательных детей Ивана, Екатерину и Галину, дали им достойное образование. Анатолий Павлович вырастил сына, построил прекрасный уютный загородный дом на берегу озера, высадил не одно дерево на дачном участке. Свою миссию на земле он выполнил сполна.
По стопам отца пошла дочь Галина. После окончания хореографического училища она работала в театре, ездила с отцом на гастроли. В то время в Якутск приехала известная французская танцовщица, хореограф Лоранс Левассер. На сцене театра она поставила модерн-балет «В тени ветров». В интервью газете «Наша время» от 19 декабря 2008 года Галина сказала: «Модерн – это для нас так свежо и необычно! Работать с Лоранс было просто отлично, она удивительный человек!»
Сейчас уже сын Галины, внук Анатолия Павловича Александр постигает азы балета в колледже, где училась его мама и преподавал дедушка. Так продолжается служение любимому призванию династии Ултургашевых.
+7 (999) 174-67-82