«Князь Игорь» открыл 53-й сезон Театра оперы и балета

Исторической оперой «Князь Игорь» в оригинальной постановке Андрея Борисова торжественно открыт новый 53 сезон Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона.
Новое время — новый взгляд на вечные темы, взгляд более глубокий и пристальный: именно так рассматривает режиссёр идею спектакля по древнейшему эпическому памятнику – «Слову о полку Игореве» в свете современных событий. А может быть, именно так воспринимает её сегодняшний зритель.


С самого начала здесь всё настроено на победу: цвета в костюмах золотые, белые, красные — по отношению к русскому царству, самому князю Игорю, олицетворяющему собой честь и веру,  героизм и отвагу. С первых нот звучит извечное — русское прославление своего правителя и поклонение ему как спасителю от всех бед. Торжественно приподнятом многоголосьем хора народ славит его:  «Солнцу красному слава!», а он и впрямь такой и есть, в этом нет никакого сомненья — солнце красное, защитник и заступник народа, вверяющего ему свою судьбу. За славой Князь Игорь и идет в поход и попадает в плен.


А пока солнце над ним висит не красное, а золотое — символ славы и есть, который слепит, застилая разум, пока случится солнечное затмение, которое должно бы предостеречь Игоря от его затеи…
Война проявляет характеры персонажей,  поданых ведущими солистами театра, их отвагу, предательство, любовь и доброту.


Отличным фоном служит 3-Д проекция: то воронье летит чёрное, то теряется вдали войско Игорево, уходящее на войну, то палаты предстают княжеские, где горюет-печалится Ярославна, то золотые купола на чистом  небе озаряют святую Русь — русский град Путивль.
Хор под управлением Октябрины Птицыной до мурашек по коже справляется со своей ролью  — и вокально, и актерски, он пробирает зрителя абсолютно во всех сценах. В этом спектакле как ни в одном другом хору отводится весьма значительная роль как выразителю народного гласа, и это обстоятельство наделяет всё произведение исключительной красотой звучания.  


Мы все понимаем, каков Князь Игорь. Как говорит Александр Емельянов, тут все понятно. Наиболее ярко душевные переживания своего героя передаются в арии Князя, одной из центральных сцен оперы, наиболее полно раскрывающей его характер. Очень точно Александр Емельянов отрисовывает образ и показывает внутренний мир русского богатыря, оказавшегося в плену.


Понятна и Ярославна Прасковьи Герасимовой, она тоже символ военного времени, символ русской земли. Когда Игорь идет за славой, она достойно и мужественно провожает любимого на войну и затем понимает, что в этой ситуации должна стать заступницей народной. Как и подобает княгине, гордо противостоит своему брату — князю Галицкому, который, не успел простыть  след Игоря, устраивает настоящий разгул. Война, она ведь как лакмусовая бумажка, проявляет все человеческие качества, как высокие,  добрые, так и низменные. Вот и Галицкий — он так исполнен приглашенным солистом Олегом Диденко, что ему веришь — собрался прибрать себе место Игоря, а ведь тот, кстати, не раз его выручал из бед. Олег Диденко как исполнитель очень хорош — спасибо театру, что он балует любимого зрителя такими замечательными голосами.


Увы, русский мир разношерстен и противоречив: отпев славу Игорю и откушав хмельного меда, бочку которого щедро выкатывает Галицкий, подлые люди в скоморошьих костюмах уже в своих помыслах ставят на царство не Ярославну, нет — князя Галицкого. С ним же можно пить, веселиться, жить разнузданной жизнью и бесчинствовать. Стоит отметить яркие образы Скулы и Ерошки, которые создали на сцене бас Владимир Павлов и обаятельный Григорий Петров со своим неповторимым тенором.


Если первая часть оперы вселяет противоречивые чувства, то половецкая более позитивная, она и прописана более энергично, именно здесь происходит все самое захватывающее.
Мы и здесь видим золото, но оно уже не выступает в роли символа, это признак роскоши и богатства, награбленного в результате набегов на русскую землю.
В сценах битвы угадывается стремительный почерк Андрея Борисова. Он мастер действия. Легко и играючи он выстраивает сцены ночного дозора — здесь справно несут свою службу воины Кончака, все под охраной, под недремлющим оком дозора.


  Снимает напряжение приятная сцена свидания Кончаковны с русским пленником Владимиром Игоревичем, страстно влюбленных друг в друга — великолепный дуэт Екатерины Корякиной, сложно рожденной для этого образа, и замечательного Николая Попова. Эта сцена будит благостные чувства, дарит душевное настроение и надежду на лучшее. Несмотря на внутренний конфликт: она царица, он – пленник, втайне зритель надеется, что любовь всех примирит. И действительно, это обстоятельство косвенно приближает счастливый финал, в результате которого князь Игорь бежит и возвращается в родной Путивль.


Настоящим украшением спектакля «Князь Игорь» стал балет, и здесь тоже угадывается почерк главного балетмейстера Екатерины Тайшиной, которая находит интересное решение для разных сцен. Одной из выразительнейших и ярчайших, например, стала печальная сцена стервятников, слетевшихся на поле брани и клюющих тела погибших воинов.
Шквалом аплодисментов зритель заслуженно был награжден дирижер и художественный руководитель Павел Васьковский, который красиво провел своего зрителя в это сложное и  красивейшее произведение, открывающего мир древней Руси.
В спектакле задействованы все артисты балета, хора и практически все солисты, поэтому праздник открытия 53 театрального сезона получился один на всех сразу. Обмен эмоциями тоже прошел на высоком уровне: зрители не спешили расходиться, щедро награждая аплодисментами артистов на сцене. Занавес и не спешил опускаться: директор театра Владислав Левочкин поздравил всех с открытием сезона и  со 117-летием со дня рождения Дмитрия Кононовича Сивцева-Суорун Омоллоона, имя которого носит театр. От имени театра он еще раз поздравил Анегину Дьяконову с присвоением наивысшей государственной награды в области профессионального искусства — присвоением звания «Народная артистка РС (Я)».
Юному театральному фанату, ученику одной из школ Якутска Игорю Пастухову,   шесть раз посмотревшему спектакль «Нюргун Боотур», Владислав Левочкин предоставил микрофон, а Павел Васьковский подарил на память партитуру. Наконец, торжественное открытие, по традиции, многократно огласил звук камертона, к которому допустили всех причастных. Ура, сезон открылся!


Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх