Эпохальный спектакль «Князь Игорь», поставленный Андреем Борисовым

2 ноября фестиваль «Ария Севера» открыл эпохальный спектакль «Князь Игорь» в якутской интерпретации, поставленный Андреем Борисовым в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона.   Эта постановка, покорившая города и веси, сцены Большого театра России и Большого театра Белоруссии, берет за душу до сих пор. Я уже не говорю о том, что музыка из оперы, блестяще сыгранная симфоническим оркестром театра под управлением Павла ВАСЬКОВСКОГО — сплошь и рядом мировые хиты.

Прежде всего, стоит отметить режиссёрское прочтение событий, легших в основу спектакля.
Показаны два абсолютно полярных мира — русский и половецкий и трудно сказать, на чьей стороне наше сердце, если половецкое счастье — столь легкое и непринужденное.
И воины половецкие — ловкие да меткие, а дозор — мягкий, с крадучей поступью. Вот в чем причина того, что они быстро пленяют в бою нашего Игоря и сына его, княжича Владимира.
«Небо на ночь звезды зажигает… Солнце за горой уходит на покой… » — это выходят на ночной дозор  половецкие стражники — по-борисовски отработанные образы, весьма впечатляющие внимательным вокруг оглядом, внушительными копьями.

Плен для русских князей априори не может быть сладким. Страдает князь Игорь, воспринимает плен как позор. «О, дайте, дайте мне свободу — я свой позор сумею искупить…» — взывает он к высшим силам.
Александр ЕМЕЛЬЯНОВ великолепен — как и всегда. Он большой мастер сцены и то, что зритель искупал его аплодисментами и под занавес народный артист получил  от Министерства культуры благодарность — вполне справедливо.

По нраву пришлась Ярославна, чье мягкое, отливающее золотом сопрано Анегины ДЬЯКОНОВОЙ стало выражением несгибаемой и прекрасной русской души. Роль, что и говорить, непростая, партия трудная и тяжелая, но её восприятию помогал сам характер, сама женская суть Анегины, которая вложила в создание этого образа самое себя.

Хан Кончак глубоким и низким басом великолепного мастера мировой сцены Олега ДИДЕНКО признается в своем уважении бесстрашному русскому князю. Он держит в плену Игоря как дорогого гостя, его девушки угощают Игоря и самого Кончака кумысом, преподнесенным в дорогих якутских чоронах. 


А как поступил бы князь, окажись Кончак его пленником, глядя на эти  дары, тут же возникает вопрос. Ответа мы не знаем. Но зато Князь Игорь не скрывает, что снова готов собрать войско, едва окажется на свободе. И это его ответ Кончаку на слова, что тот отпустит его, если тот не обернет свою дружину против него.
Диапазон Олега Диденко впечатляет. Когда он низко басил, в голове было пронеслось сравнение с Шаляпиным, но я тут же одернула себя: ты ж не слышала его вживую! Но партия Кончака впечатлила.

Вот ведь каков Кончак! Он даже выдает свою дочь — Свободу Кончаковну — за молодого княжича Владимира после того, как Игорь бежал.
И тут якутский шаман камлающий — он выражает бурю разбираемых душу чувств и все же — побеждает разум.  Уруй айхал слышится в хоре половецких воинов. Миру и счастью — слава.

Да, молодой княжич Владимир в плену, в отличие, не скучал. «Дождусь ли ласки нежной твоей?! Приди, на зов любви отзовись!» — сладко признавался в чувствах к ханской дочке Кончаковне Николай ПОПОВ. А последнее «Приди!» прозвучало особенно томно и призывно. Что ж, дело молодое, перспективное, обещающее мир и дружбу народов) «Люблю я тебя всей душой!.. Скоро назову женой…» — «браво!» тут же послышалось с разных сторон в адрес этого любовного дуэта. Очень сильный, красивейший дуэт получился с Екатериной КОРЯКИНОЙ. Лучший. Наша Кончаковна бесподобна. Она сразу очаровывает зал, обволакивая его теплой негой бархатного голоса.


Половецкий стан перед свиданием — восточная сказка, наполненная томным воздухом, негой и опять же при этом — дышащая свободой. Гобой, флейты, кларнеты исполняют тончайшую красивую мелодию. Королевой эпизода  в образе Половецкой девушки, которая услаждает слух Кончаковны, стала Марина СИЛИНА — яркая исполнительница своей краткой, но прекрасной партии. Легко понять эмоции после спектакля, когда глаза наполнились слезами. Конечно, это слезы счастья — выйти на сцену после долгого перерыва и так прекрасно напомнить о себе. Украшенная блесками, длинными косами, в роскошном костюме Марина Силина была хороша.

Хочется отметить  Ерошку и Скулу, в образе которых мы увидели тенора Григория ПЕТРОВА и еще якутского баса Владимира ПАВЛОВА. Они, хоть и предатели, а снимают возникшее напряжение, возникшее после налетевшего воронья и ухода Князя Игоря в поход. Григорий Петров хорош в дурачествах — и платочек повязал, и девицу подразнил, которая просится домой.

Вот он народ русский — едва князь Игорь за порог, как уже медовуха рекой, славят Князя ГАЛИЦКОГО, на партию которого театр в этот раз пригласил звезду Мариинки, заслуженного артиста России АЛЕКСАНДРА МОРОЗОВА (Санкт-Петербург), который неплохо себя чувствовал на якутской сцене.  Народ пьет-гуляет, бабы воют: на высоте балет с русскими плясками и хор, вступившийся за пленницу князя.
Девку заневолил «герой» Александра Морозова,  плачет скрипка, рыдает.   Князь Владимир хуже половцев: силой себе забрал девку, позорит ее честное имя. Эту отпустит — другую возьмет и даже имени не спросит. Нет управы, и Ярославна хоть и вступится, а не спасет — вот она, бесправная женская долюшка на Руси…

Мороз по коже от сцены, в которой бояре сообщают Ярославне плохие вести, мороз от пожара. Слезы льет Ярославна. На поле брани стервятники клюют трупы павших воинов… Спасибо балету за такое яркое — до мурашек — воплощение этой трагичной сцены.
Артисты балета — драгоценные камушки в золотой короне — почти повсюду сопровождают действия спектакля — и в народном гулянии по случаю провозглашенного княжения Владимира Галицкого, и в шатре у Кончаковны, а чего стоят одни только Половецкие пляски! В танце артистов балета — воплощенные крылья ветра, несущие свободу и счастье вольной воли.

Нельзя не отметить сцену «Сон Князя Игоря», в которой пели народные артистки Якутии Феодосия ШАХУРДИНА, Анегина ДЬЯКОНОВА, отличник культуры  Ольга ЧЕМПОСОВА, заслуженная артистка Якутии Прасковья ГЕРАСИМОВА, лауреат и дипломант международных конкурсов Екатерина ЗАХАРОВА. Браво, девушки!

Что ж, спектакль состоялся благодаря знаменитому актерскому составу, великолепному хору Октябрины ПТИЦЫНОЙ, который мощно звучит и прекрасно актёрски играет, и большой творческой команде талантливых людей. Поздравляем театр с таким прекрасным началом фестиваля!


Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх