Анатолий Ултургашев: Магия его таланта

Ултургашев Анатолий Павлович скончался 1 декабря 2022 г.

Творчество заслуженного артиста Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Анатолия Павловича Ултургашева давно составляет сокровищницу якутского балета, театра и искусства нашей республики. Мгновения, полные жизни и пламенем человеческих страстей в балетных образах встают перед каждым, кто встречался с талантом этого мастера. В творческой энергетике артиста было и нечто, что смог передать только поэт: «И вот полярное сиянье – кривая органной мощности слепоглухонемого хаоса, а для звезд – сюита хоровая, а для меня, — должно быть, книга огневая, где в блеске явлена поэзия без слов!». Действительно, стихии высшего порядка, одухотворяющий катарсис всегда владели зрительным залом, когда на сцене создавал свою «поэзию без слов» Анатолий Павлович, а сколько же доброй энергии подарил артист всем поколениям своих бесчисленных зрителей за все годы!

Тысячи дорогих сердцу нитей ведут его к родительскому дому, в маленькое село Нижняя Тея в Хакассии, где он родился 20 апреля 1950 г. В это глухое местечко в ту пору редко кто заезжал, а о существовании балета никто никогда и не слышал. Перед Анатолием сама судьба расстелила тропинку, он прекрасно учился в школе и заслужил путевку в пионерский лагерь Баланкуль – Оленье озеро. Именно туда и именно в это лето приехала комиссия из Новосибирска по набору детей в хореографическое училище. Его выбрали сразу, такие прекрасные природные данные встречаются не часто, и осенью 1960 г. его увозят в далекий Новосибирск.

Постижение азов классического танца способному мальчугану давались довольно легко, он усваивал всё с живым интересом. Большие трудности подстерегали его в незнании русского языка, но научившись, увлекся чтением, да так, что не расставался с книгами. За долгие годы учебы он особенно подружился с ребятами из Якутии, их объединял и общий любимый педагог Сергей Гаврилович Иванов. После окончания учебы в 1968 г. Анатолий получает судьбоносный совет педагога: поезжай-ка лучше в Якутск, там уже работают твои старшие товарищи, ты их знаешь, а они тебя…  

Так Анатолий оказался еще дальше от родной Хакассии и пополнил «могучую кучку» якутского балета в Музыкально-драматическом театре им П. А. Ойунского. Первую ведущую партию новичку доверили в балете-олонхо «Кюн Куо». Но неожиданное преображение свершилось в дипломном спектакле Алексея Попова «Вальпургиева ночь». В постижении образа Вакха молодой артист работал с азартной увлеченностью, ориентируясь на новосибирских мастеров. Премьера превзошла все ожидания, Вакх Ултургашева произвел невероятный фурор: на сцене царила и ликовала полнота жизни молодых бурлящих сил, первозданный дух в упоительной гармонии танца. Прошло столько времени с тех пор, но те незабываемые впечатления ничуть не потускнели. Талантливая работа выдвинула Анатолия в ранг любимых кумиров, олицетворяющих молодой балет республики: это три могучих богатыря якутского балета Алексей Попов, Геннадий Баишев, Анатолий Ултургашев. На их плечах вырос репертуар, профессиональный балетный театр. Молодой танцовщик сумел сказать своё новое слово и в партии Чурумчуку, дебют состоялся в исторический день, когда театр обрел самостоятельный статус Музыкального. Новой вехой для труппы стало первое участие Анатолия в двух Всесоюзных конкурсах артистов балета в Москве в 1972 г. и в 1976 г. Творческая судьба талантливого мастера неотъемлема от деятельности балетмейстера Алексея Попова, этому содружеству мы обязаны многими интересными балетами, которые сформировали уникальный авторский репертуар и определили двадцатилетнее движение труппы  к  театру оперы и балета.  Широко известны в республике спектакли, в которых Анатолий Павлович был первым, а порой, и единственным исполнителем. Образом Федора в «Подвиге» он обогатил тему Великой Отечественной войны на якутской сцене. Здесь раскрылась во всей силе новая грань его артистизма, спектакль становится художественным событием, Ултургашеву присуждается премия Комсомола Якутии, он так и останется легендарным создателем этого образа. Это и библейский Адам в «Сотворении мира», здесь проникновенный многоплановый образ, созданный артистом, раскрывал философию гуманной идеи спектакля. Художник танца, Ултургашев в этом балете остаётся непревзойденным, он во всех отношениях Первый Адам якутской сцены.

Большую часть репертуара артиста составляли такие балеты А. Попова, как: «Ромео и Джульетта», сюита «Сияние Севера», одноактные «Священный Ильмень» и «Двое», «Маленькая ночная серенада» и «Болеро» Равеля, «Кармен сюита», «Собор Парижской богоматери» и другие. Широта творческого диапазона танцовщика выражена в образе Хулигана в «Барышне и Хулиган», в балетах «Щелкунчик» и «Золушка», которая сопровождала его  более двадцати лет.

Творческое счастье артисту дарили шедевры мирового классического наследия: «Шопениана», «Гран па балета «Пахита», па де де из «Дон Кихота». Венцом являются эталоны балетного романтизма «Жизель и «Баядерка». В расцвете зрелого мастерства он первым на якутской сцене воплотил сложнейший образ Солора в «Баядерке», в которой проявился истинный профессиональный масштаб Ултургашева. Спектакль сдвинул труппу с привычных и в чём-то уже застывших рамок того периода и показал новые горизонты в начале 80-х годов.  В 1995 г. Анатолий Ултургашев станцевал Альберта на сцене Новосибирского театра. Многоплановость его артистизма дополняет и партия Шахрияра в «Тысяче и одной ночи», и две полярные партии в балете «Франческа да Римини»… Если вспомнить о дуэтах А. Ултургашева, то, кроме партнёрш-современниц, с которыми он работал, в его руках оперилось и набрало опыт ведущее ядро труппы 90-х и начало 2000-х, а также и первые выпускники местной кузницы кадров.

В жизни Анатолия Павловича было много памятных и счастливых событий: он занимался в знаменитом балетном классе А. Мессерера, участвовал во Всесоюзных смотрах творческой молодежи в Минске и Москве, на сценах Концертного зала им. Чайковского и Большого театра в 70-х. Это и успех первого Бенефиса труппы в Москве в 90-х. Волнующее выступление в родной Хакассии и за рубежом: Панама и Коста-Рика, Италия и Мальта, неоднократно в Монголии и Китае. Обширна гастрольная география артиста по просторам России и других республик страны, не говоря о самых отдаленных уголках Якутии. С 1998 г. А. П. Ултургашев выходил на сцену в пантомимных партиях, работал педагогом-репетитором театра, преподавал в хореографическом колледже им. А. и Н. Посельских. Доля его репетиторского труда и в качестве ведущего режиссёра спектаклей на сцене есть и в балетах Ю. Григоровича «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», в которых он выходил вместе со своими учениками и сыном Саяном. В общей сложности, Анатолий Павлович преданно служил балетному искусству с 1968 по 2019 гг. более полувека.  

             Ултургашев Анатолий Павлович скончался 1 декабря 2022 г. после продолжительной болезни. Светлая память нашему дорогому коллеге, выдающемуся мастеру якутского балета, замечательному человеку.   

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх