Акробаты цирка Якутии готовы взять новую высоту

Александр Посельский о гастролях цирка Якутии в Минске: Акробаты Якутии готовы взять новую высоту

Начало года для Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых ознаменовано первыми после затяжного перерыва гастролями за пределами республики. Проходили они в Минске во время новогодних каникул. Труппа якутского цирка отработала большую совместную программу с Белорусским Государственным цирком. В Якутск артисты вернулись в конце января, успели отдохнуть и снова выйти на репетиционный манеж. О том, как прошли белорусские гастроли делится руководитель выездной группы, заслуженный артист Якутии, акробат Александр Посельский. День нашей встречи совпал с прибытием последней партии реквизита, задействованного в Минске. В их числе оказались и огромные железные мачты акробатов. Они снова заняли свое почетное место за форгангом («форганг» — занавес в цирке, отделяющий арену от входа за кулисы) и кажется уже готовы приступить к работе.

— Александр, последний реквизит прибыл. Теперь то уж можно вздохнуть с облегчением? А то, по-моему, гастролями вы заняты чуть ли не с сентября.

— Да, действительно о совместном проекте с Белорусским государственным цирком стало известно еще в сентябре. С этой новостью Сергей Васильевич приехал из Минска, куда был приглашен в качестве почетного гостя на премьеру совместной программы Белорусского цирка и Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Тогда и началась подготовка.

Сейчас мы уже вздохнули с облегчением, успели отдохнуть, провести, наконец, время с семьей. Многие думают, что гастроли — это что-то вроде романтичной поездки по миру. На самом деле гастроли – это большой труд, отправка, установка реквизита, репетиции в режиме нон-стоп, пока не привыкнешь к новому манежу… да всего не перечислить.  И конечно же, самая большая нагрузка выпадает на твою семью, которая остается здесь. Особенно если на дворе зима, а ты живешь в частном доме. Так что мыслями во время гастролей я всегда со своей семьей.

— Сколько вы пробыли в Минске?

— Опять-таки первым делом до закрытия дорог был отправлен весь реквизит. Труппа же прибыла в Минск 7 декабря. После десяти дней репетиций 17 декабря состоялась премьера совместного шоу «Новогоднее путешествие». Каждый день до 15 января давали по три представления. Всего программу показали шестьдесят шесть раз.

— Надо же! Как в Минском цирке обстоят дела с наполняемостью зала?

— Минск — один из тех городов, где очень любят цирковое искусство. Зритель приучен ходить в цирк, это, видимо, такая традиция горожан. В праздничные дни всегда аншлаги. Так что по меркам Белорусского цирка три представления в день — средний показатель.

— Перед таким искушенным зрителем выступать, наверное, сложнее?

— Я бы сказал не сложнее, а интереснее в плане реакции, какую отдачу от зала мы получим. Такой опытный зритель разбирается в чем сложность, оригинальность номера и ненароком все равно, должно быть, сравнивает и анализирует. Вы знаете, у меня было ощущение, что зритель в контакте с артистом с самых первых секунд. Словами не передать, ты просто чувствуешь настроение зала, то, как он переживает с тобой номер целиком – музыку, ритм, интенсивность, кульминацию номера. Возможно, зритель в Минске чуть более щедр на эмоции.

Директор государственного цирка Якутии Сергей Расторгуев и Директор Белорусского государственного цирка Владимир Шабан

— Расскажите, какой он, Белорусский цирк? Как вас там встретили, где разместили?

Уникальность нынешних гастролей в Минске в том, что все расходы взяла на себя принимающая сторона. Благодарим коллектив Белгосцирка во главе с Владимиром Анатольевичем Шабаном за сотрудничество и теплый прием. 

Белорусский государственный цирк — один из самых известных цирков мира.  Расположен он в центре города. Нас разместили недалеко от цирка в Доме артиста, где живут гастрольные труппы и артисты Белорусского цирка.

Сам цирк напоминает дворец, большой и просторный. Он оснащен по последнему слову техники и поэтому очень комфортен как для артистов, так и для зрителей. Еще меня впечатлил многоуровневый манеж. Под основанием манежа установлена конструкция, уходящая вглубь на 20 метров и позволяющая менять покрытия для выступления артистов любых жанров. Можно проводить даже ледовые и водные представления. 

Гастрольная труппа артистов в Белорусском цирке

В последнее время, когда работаю в других цирках, стал обращать внимание на хозяйственную часть зданий. Если манеж и купол идут в стандартном размере, то, когда дело касается таких нюансов как вентиляция, помещений для животных и их расположение относительно арены, температурный режим — в каждом конкретном цирке есть свои плюсы и недостатки. Лучшие решения мы стараемся брать на заметку, чтобы в ближайшем будущем учесть при строительстве второй очереди нашего цирка.

— Какие номера вы представили в Минске?

— Мы уже сообщали, что цирк Якутии готовит новый этно-спектакль, премьера которого состоится весной. В Минск поехали основные большие номера, вошедшие в программу. Всего 24 артиста — это жонглеры на взлетающей площадке под руководством Романа Романова, девушки-каучук — руководитель Юлия Протодьяконова, эквилибристы, акробаты с обновленными номерами. Есть трюки, которые исполнялись ранее в других спектаклях. Мы их усложнили, облагородили новыми элементами, интересным музыкальным оформлением и теперь они смотрятся совсем по-другому. Надо сказать за время гастролей все номера прошли хорошую проверку, так называемую обкатку на большой арене.

— Новый номер акробатов «Летающие мачты» после Минска получил приглашения на международные фестивали. Расскажите подробнее.

— Руководство нашего цирка всегда ставит задачу создавать интересные, большие номера для дальнейшего продвижения «Бриллиантового цирка» как бренда республики по всему миру. Выход в большой мир для нас возможен через участие на международных фестивалях. А чтобы попасть туда нужен действительно четкий, конкурентноспособный номер.

Идея «Летающих мачт» появилась еще во время пандемии. Друг нашего цирка, режиссер и продюсер Дмитрий Чернов предложил объединить в одном номере несколько жанров. Такие элементы, как акробатика, эквилибр, вольтиж («вольтижировка» — гимнастические и акробатические упражнения в виде вольтов, трюковых перелётов с трапеции на трапецию, в руки или на плечи партнера). Наконец, прошлой весной мы взялись за этот номер и довольно быстро его поставили.  Во-первых, ребята у нас уже профессионалы, во-вторых, перед группой акробатов я всегда ставлю задачу работать в темпе. В «Летающих мачтах» задействовано семь акробатов. Артисты работают с крупным железным реквизитом высотой семь метров и весом в полтонны. Со стороны конструкция напоминает огромные качели с шестью раскачивающимися стойками. Реквизит изготовлен в специальном цехе в Москве.

Первая демоверсия «Летающих мачт» была готова через три месяца, еще три месяца ушли на доработку. В октябре во время осенних школьных каникул мы впервые выступили перед зрителями. Получился хороший полноценный номер, и на него возлагаются большие надежды.

На сегодня у «Летающих мачт» есть уже два приглашения – на XIV Международный фестиваль циркового искусства «Эхо Азии», который пройдёт в Астане в августе этого года и на Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жероне (Испания). Он пройдет в феврале 2024 года.

— Как интересно. Номер только вышел, а уже получает приглашения на фестивали. По какой схеме это происходит?

В цирковом мире информация передается очень быстро, потому что все друг друга знают, общаются, все в курсе последних событий. Так же и с номером: кто-то где-то заснял, кадры попали в поле зрения организаторов фестиваля. Затем уже по их запросу мы отправляем полную запись номера.

Также выходу на международные фестивали способствует площадка, на которой работаешь. Для нас уже во второй раз такой площадкой становится Белорусский государственный цирк. Первые гастроли цирка Якутии в Минске состоялись в конце 2018 и начале 2019 года. Тогда тоже было много предложений. Сразу после Белоруссии мы отправились на фестиваль в Будапешт, затем последовало приглашение на фестиваль «Золотой слон» в Жирону. Тогда в Испании Белорусский цирк присудил нам специальный приз. Далее должны были поехать в Латинскую Америку, но помешала пандемия.

— Продолжая фестивальную тему, когда состоялось ваше первое участие на международной площадке?

Одно из первых и самых ярких воспоминаний из фестивальной жизниэто, конечно же, Монте-Карло. Самый престижный международный цирковой фестиваль. В 2002 году, будучи студентами Пекинского международного колледжа искусств мы, как группа якутских акробатов, удостоились «Серебряного слона». Высокая награда стала для всех нас большим стимулом к дальнейшему развитию. Это событие я еще связываю и с тем, что практически сразу после Монте-Карло началось строительство здания цирка Якутии и в 2004 году было уже введено в работу.

Тогда еще ребенком я загадал желание попасть уже на взрослое Монте-Карло. За 20 лет работы артистом цирка то детское желание никуда не делось, оно оттачивалось, укреплялось опытом, и смысл его стал для меня шире. Сейчас есть ощущение, что оно может быть воплощено в жизнь. С новым номером «Летающие мачты» мы ставим себе цель на Монте-Карло. Акробаты Якутии готовы взять новую высоту. Новую задачу мы символично связываем с новым этапом развития Государственного цирка Якутии, который начинается уже сегодня.

— Александр, благодарю за беседу. Пусть ваши и наши стремления непременно воплотятся в жизнь. Ведь все мы, наш большой коллектив, работаем на благо развития циркового искусства в Якутии.    

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх