back to top
Четверг, 3 октября, 2024

Старый сайт

Мария Жорницкая – первый исследователь танцевальной культуры народов Сибири и Севера

К 100-летию М.Я. Жорницкой

 24 августа 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Марии Яковлевны Жорницкой, выдающегося российского исследователя, этнохореолога, основателю нового научного направления в отечественной этнографии — этнохореографии народов Сибири и Севера.  М.Я. Жорницкая – первый исследователь танцевального наследия коренных народов Сибири и Севера. Ее судьба удивительным образом связана с Якутией. Изучение танцевальной культуры народов Севера М.Я. Жорницкая начала в 40-50-е годы прошлого века в Якутии.

Мария Яковлевна родилась в 1921 году в г. Днепропетровске. Она выпускница Киевского хореографического училища. В годы войны она в составе Ленинградского государственного ансамбля оперетты ездила с гастролями по стране, выступала перед воинами, на фронтах, в военных госпиталях. В 1943 году случилось событие, кардинально изменившее судьбу М.Я. Жорницкой. В 1943 году концертная бригада приехала в Якутск. Именно Якутск соединил ее судьбу с Сибирью и бескрайним Севером.

Мария Яковлевна является одним из первых артистов, стоявших у истоков становления и формирования самого северного якутского балета. М.Я. Жорницкая  была примой якутского балета наряду с первыми якутскими солистами и примой балета Аксиньей ПОСЕЛЬСКОЙ и Иннокентием ХРИСТОФОРОВЫМ. Она стояла у истоков создания якутского балета. В первом якутском национальном балете «Полевой цветок», поставленном в 1947 году, Мария Жорницкая исполнила одну из главных партий Тимир Джигилик – злого духа. В драмбалете «Бахчисарайский фонтан» в постановке балетмейстера Р.В. ЗАХАРОВА  М.Я. Жорницкая танцевала партию Заремы, А.В. Посельская — Марию.  Мария Жорницкая внесла свой личный вклад в становление и формирование  северного балета, не только как артистка балета, но и как  педагог – репетитор, организатор творческого процесса. В 1964 году М.Я. Жорницкая совместно с поэтом ЭЛЛЯЕМ написала либретто знакового якутского балета «Чурумчуку», который много десятилетий являлся визитной карточкой театрального искусства Якутии. 

 Изучение традиционных танцев коренных народов Севера Мария Яковлевна начала в 40-50-х годах в Якутии. В 1948 году в науку М.Я. Жорницкую ввел первый якутский композитор М.Н. ЖИРКОВ. Мария Жорницкая является уникальным специалистом, который в своей деятельности сочетала, казалось бы, несовместимые направления деятельности — науку и искусство, науку и творчество. Она выбрала  нелегкий  путь, где наука и творчество органично сочетались и дополняли друг друга.

Еще в 40-е годы Мария Яковлевна, будучи солисткой якутского балета, проявила интерес к изучению фольклорных танцев народов Севера. В этом ее поддержал первый якутский композитор, художественный руководитель Якутского театра оперы и балета Марк Николаевич Жирков. Марк Николаевич — первый исследователь и собиратель якутского музыкального фольклора. Марк Жирков доверил М.Я. Жорницкой изучение танцевального наследия коренных народов Якутии. Марк Николаевич в 1948 году возглавил сектор искусства в Институте языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР. По приглашению М.Н. Жиркова Мария Жорницкая поступила на работу в Якутский институт языка, литературы и истории. В 1955 году Мария Яковлевна успешно окончила исторический факультет Якутского педагогического института. За годы работы в ИЯЛИ она ведет активную экспедиционную работу по сбору и записи танцевального фольклора по многим районам Якутии. По итогам экспедиций в 1955 году в Москве Мария Яковлевна делала сообщение на заседании группы Сибири в Институте этнографии АН СССР. В нашей стране Мария Жорницкая впервые открыла новое направление в российской этнографии — этнохореографию.  Этнохореография народов в то время было одним из самых малоизученных направлений отечественной этнографии. Научные изыскания и труды М.Я. Жорницкой были одобрены и поддержаны ведущими исследователями этнографии, такими как С.А. ТОКАРЕВ, С.И. ГУРВИЧ, Б.О. ДОЛГИХ и другие.

      За годы работы в ИЯЛИ она ведет активную экспедиционную работу по сбору и записи танцевального фольклора по многим районам Якутии. В 1950-1952 годы Мария Яковлевна проводит активные полевые исследования на территории Якутии. В 1954 году она опубликовала материалы научной экспедиции в работе «О якутских народных танцах». Постепенно интерес Марии Жорницкой привлекли народные танцы эвенов, эвенков, юкагиров, населяющих Якутию. Марией Яковлевной были собраны уникальные материалы по традиционной хореографии народов Севера в их естественной среде, в естественных условиях проживания коренных народов. Только непосредственное знакомство с образом жизни северян,  обрядами, обычаями, ритуалами дает полное представление о характере и содержании того или иного традиционного танца. Трудность фиксации танцев заключалась в том, что в фольклорные танцы подвержены максимальной импровизации и в лексике, и композиции. Характер движения менялся в зависимости от индивидуальности исполнителей. Мария Яковлевна обладала природной интуицией. Природная интуиция позволяла ей тонко чувствовать характер и стиль танца, фиксировать характерные, специфические особенности исполнения танца. Точность фиксации движений традиционных танцев, углубленное понимание языка танца позволило М.Я. Жорницкой вникнуть в образную суть уникальной пластики северных народов. Общепринятый метод записи танца в стране — литературное описание, недостаточно полно передавал все нюансы и детали исполнения. Наиболее совершенной записью танца был метод, разработанный С.С. ЛИСИЦИАН – кинетография. Но в практическом применении оказался сложным и недоступным даже для специалистов, хотя и позволял достичь более точной фиксации танцевального материала. Мария Яковлевна в совершенстве владела этим методом, но в связи с трудностью расшифровки для широкого круга потенциальных специалистов, применяла ее редко. Во время продолжительных экспедиций в отдаленные, труднодоступные районы Якутии Мария Яковлевна провела уникальные съемки исполнителей — носителей и знатоков традиционных танцев. Ей удалось зафиксировать на пленке неповторимое исполнение талантливых исполнителей традиционного танца. Северяне охотно делились с Марией Яковлевной своими знаниями по традиционной хореографии, показывали редкие, утрачивающиеся элементы танца, знакомили ее с оригинальным пением, искусством горлового пения, горлохрипением. Стоит отметить, что искусство горлового пения, придыхательных звуков остается одним из самых уникальных методов пения коренных народов Севера и до сих пор не имеет аналогов во всем мире.  

Мария Яковлевна вела большую просветительскую работу среди населения, убеждала людей в необходимости записывать уникальные, утрачивающиеся образцы танцевального и песенного фольклора, тем самым она сумела сохранить богатое танцевальное и песенное наследие северных народов. Долгие месяцы и годы полевой работы стали для Марии Яковлевны своего рода «живым» университетом. Она объездила весь Север – Якутию, Камчатку, Чукотку, Сахалин, Хабаровский край, регион Дальнего Востока, Красноярского края и т.д. Материалы, собранные М.Я.Жорницкой, являются самыми достоверными и отражают мировосприятие, мировоззрение, миропонимание северных народов. Она не кабинетный ученый. Особая ценность уникальных научных материалов, собранных М.Я. Жорницкой, заключается в том, что они были собраны в местностях компактного проживания народов Севера, в условиях повседневной жизни северян, в тундре и на берегу моря. М.Я. Жорницкой удалось записать и снять уникальные материалы непосредственно у носителей традиций, знатоков материальной и нематериальной культуры.

   М.Я. Жорницкая опубликовала более сотен научных статей, которыми до сих пор пользуются исследователи традиционной культуры народов всего мира. Она как хореограф-постановщик создала более тридцати сценических танцев, которые были опубликованы в ее книгах: «Якутские танцы», «Четыре якутских танца», «Северные танцы». Эти книги стали большим методическим подспорьем для руководителей танцевальных коллективов не только нашей республики, но и  других регионов страны.

В 1959 году Мария Яковлевна участвовала в работе комплексной экспедиции, организованной Якутским филиалом СО АН СССР совместно с Институтом этнографии АН СССР. Экспедиция охватила северные районы Якутии. В 1964 году Мария Яковлевна выступила с докладом на тему «Опыт изучения традиционных танцев народов Якутии» на 1V-м Симпозиуме антропологов и этнографов в Чикаго, США, VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве. М.Я. Жорницкая выступала на различных научных конференциях за рубежом.

 В 1965 году в Москве в Институте этнографии АН СССР Мария Жорницкая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Народные танцы Якутии». Это был обобщающий труд, основанный на материалах, собранных Марией Яковлевной во время научных экспедиций. Научный труд был высоко оценен ведущими сибиреведами страны и мира. Положительные отзывы дали известные хореографы, в том числе Игорь Александрович МОИСЕЕВ — основатель Государственного Академического ансамбля народного танца СССР. Оппоненты диссертации отметили новаторство автора в области этнохореографии, сравнительное изучение танцевального фольклора коренных малочисленных народов Севера.

Итогом многочисленных экспедиций стала монография М.Я. Жорницкой «Народные танцы Якутии» под редакцией С.И. Гурвича в Москве. Монография стала настольной книгой не только для исследователей народной хореографии, руководителей самодеятельных хореографических коллективов, преподавателей учебных заведений культуры и искусств, но и для ученых, этнографов, фольклористов, историков, искусствоведов и т.д. Знаменитая монография М.Я. Жорницкой «Народные танцы Якутии» была востребована во всем мире, не только этнохореографами, но и специалистами смежных научных дисциплин. Эта монография известна исследователям, изучающим традиционную культуру всего мира.

Впервые в монографии М.Я. Жорницкой был сделан детальный анализ содержания, танцевальной лексики и структуры традиционных танцев народов Севера. Отличительной особенностью монографии было то, что в работе были даны подробные описания образа жизни, основного рода деятельности, традиционной одежды, музыкального сопровождения народов Севера.  В 50-60-е годы М.Я. Жорницкая выявила 300 вариантов якутского кругового танца осуохай. Из этих 300 вариантов она выявила пять устойчивых, типичных для разных районов Якутии вариантов танца осуохай. Выявленные М.Я. Жорницкой пять классических вариантов танца осуохай актуальны и в наше время.

В монографии М.Я. Жорницкой впервые проводится анализ уникальных танцев, поставленных знатоком и носителем традиционной культуры якутов Сергеем Афанасьевичем ЗВЕРЕВЫМ – Кыыл Уола. Мария Яковлевна изучала танцевальное творчество С.А. Зверева и сотрудничала с ним. В 1957 году ансамбль С.А. Зверева участвовал на Всемирном фестивале молодежи в Москве со знаменитым танцем «Узор». Комиссия по отбору концертных номеров рекомендовала сократить танец «Узор». Мария Жорницкая помогла сократить танец без ущерба содержанию и образности танца «Узор», сохранив неповторимость национальных особенностей этого танца.   

 В монографии «Народные танцы Якутии» проведен детальный анализ народных танцев эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей. Раздел монографии «Народные танцы эвенов и эвенков» основан на материалах экспедиции 1959-1960 гг., которая прошла в северных районах Якутии.

Мария Яковлевна участвовала в составе этнографического отряда Юкагирской комплексной экспедиции Института этнографии АН СССР и Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР и в 1964 году в составе Северной комплексной экспедиции ЯФ СО АН СССР. Чукчи и юкагиры тогда еще сохраняли язык и некоторые особенности традиционной и материальной культуры. М.Я. Жорницкая констатировала факт заметного культурного влияния соседних народов, в первую очередь, якутов и эвенов на чукчей и юкагиров. Исследователь зафиксировала у нижнеколымских юкагиров, утрачивающиеся чукотские танцы.

В 1970 году Мария Яковлевна поступила на работу в сектор Крайнего Севера и Сибири Института этнографии РАН. В 70-80-е годы регулярно выезжала в экспедиции на Северо-Восток Сибири и Дальний Восток. В 1970 году Марию Жорницкую пригласили в Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая, ныне Институт этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН. Мария Яковлевна четверть века являлась ст. научным сотрудником Сектора Крайнего Севера и Сибири института этнографии РАН и внесла в этнографическую науку весомый  вклад, собрав и изучив богатое танцевальное наследие коренных малочисленных народов Севера и  Сибири. В течение всей жизни Мария Яковлевна собирала, записывала, расшифровывала традиционные танцы практически всех народов Севера и Сибири, сохранила и систематизировала для науки материалы уникального танцевального наследия народов Севера.

 М.Я. Жорницкая детально изучала танцевальное искусство эвенов, эвенков,  чукчей, коряков, ительменов, эскимосов, юкагиров и других народов Сибири.

По результатам изучения в 1983 году в Москве была опубликована вторая монография М.Я. Жорницкой «Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири». В монографии впервые в этнографической науке традиционное танцевальное искусство рассматривается как историко-этнографический источник, дается характеристика народного хореографического искусства коренного населения Северо-Востока Сибири. В работе рассматривается жанровая и тематическая классификация танцев эскимосов, коряков, ительменов, чукчей. Традиционная танцевальная культура рассматривается в контексте быта и материальной культуры северных народов.

Мария Яковлевна была удивительно харизматичным, позитивным, оптимистичным, светлым и общительным человеком невероятной энергетики. Нелегкое занятие наукой всегда было ей в радость. Она была счастлива и излучала радость от общения с самобытными народами Севера. Северные народы очень любили М.Я. Жорницкую, считали ее настоящей северянкой, не чурающейся экстремальных природно-климатических условий. М. Я. Жорницкая объездила всю Сибирь и Север, Дальний Восток. А ведь эти многодневные и многомесячные экспедиции часто проходили в невероятно трудных условиях при плохой транспортной системе на Севере. Уму непостижимо, как могла Мария Яковлевна в прошлом хрупкая балерина, женщина, мать выдержать архисложные физические нагрузки? Но ничего не останавливало ученого при выполнении научных задач. Мария Яковлевна для всех северян была настоящим «народным» человеком. Ее так и называли «наша северяночка». Марию Яковлевну уважали, ценили, почитали за открытость души, отзывчивость, сострадательность и доброжелательность. Народы Севера всегда ждали ее в стойбище, чуме, тундре, аласе, на берегу моря. Она для северных народов всегда была желанным, почитаемым гостем. Такое отношение надо было заслужить своим уважением к культуре северных народов, человеческим теплом.  Народы Севера очень тонко чувствуют и ощущают внутренний посыл человека, его искренность и доброжелательность. С ее благословления и   благотворного влияния на бескрайних просторах Сибири и Северо-Востока страны в 50-60-70 гг. создавались ансамбли народного танца и профессиональные коллективы. Она всем помогала, никому не отказывала в практической и методической помощи. Таким образом, постепенно создавалась школа северного танца всемирно известного этнохореолога Марии Яковлевны Жорницкой, которая всю свою сознательную жизнь посвятила сохранению и развитию традиционной культуры коренных народов Сибири и Севера. 

Первый супруг Марии Яковлевны Ефим Львович ЖОРНИЦКИЙ был известным в Якутии и за ее пределами строитель, промышленный деятель, крупный специалист по строительству домов на вечной мерзлоте. Е.Л. Жорницкий как руководитель «Якутстроя» в 1938 году внедрил строительство каменных зданий на свайном фундаменте с сохранением режима вечной мерзлоты. В Якутске впервые в условиях вечной мерзлоты был проложен водопровод. Каменные дома, построенные трестом «Якутстрой» под руководством Е.Л. Жорницкого, в том числе Центральный кинотеатр, до сих пор украшают наш Якутск. Ефим Львович был членом-корреспондентом Академии архитектуры и строительства СССР, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Ефим Львович и Мария Яковлевна Жорницкие внесли большой вклад в развитие и процветание нашей республики. Молодые, талантливые люди всю силу и энергию молодости вложили в развитие науки, строительства и искусства нашей северной республики. Яркие представители молодой интеллигенции развивающейся Якутии, интеллектуалы, красивые во всех отношениях люди оставили в народе неизгладимую память о себе. Их разлучила только смерть. Ефим Львович ушел из жизни в 1961 году, похоронен в Якутске. Остались сын и внуки, правнук.

Мария Яковлевна в стенах ведущего института страны – Институте этнографии АН СССР активизировала научную работу, издала монографию, опубликовала научные статьи.

В 1993 году был переиздан и опубликован классический труд В.Л. СЕРОШЕВСКОГО «Якуты» с детальными комментариями известного историка Ш.Ф. МУХАМЕДЪЯРОВА, второго супруга М.Я. Жорницкой.   Второе издание фундаментального труда В.Л. Серошевского стало знаменательным событием в культурной жизни Якутии. Переиздание книги В.Л. Серошевского «Якуты» с обширными комментариями получило высокую оценку научной общественности. Обширные комментарии Ш.Ф. Мухамедъярова и М.Я. Жорницкой не только дополнили и расширили труд В.Л. Серошевского, но и стали самостоятельным научным трудом ученых с позиций современного взгляда на этот уникальный научный труд.

Учениками и продолжателями дела Марии Яковлевны Жорницкой являются известные отечественные исследователи, деятели искусств и культуры Российской Федерации. Э. ПЕТРОСЯН – д.иск., Ж. ХАЧАТРЯН – д.иск., А.Г. ЛУКИНА – д. иск., профессор Арктического государственного института культуры и искусств, засл. деятель искусств РФ,   Л.И. НАГАЕВА – к.и.н., засл. артистка Башкирии , В.Г. МАЛЬМИ – засл. работник культуры Карелии, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной премии Республики Карелия, почетный гражданин Республики Карелии, И.Б. СКЛЯР – засл. артист РФ, народный артист РФ, Н.С. КАПЛИН к.п.н. и др. Научные монографии М.Я. Жорницкой стали базовым научным трудом, на которые опирались все кандидаты и доктора наук нашей страны и за рубежом. Исследователи традиционной танцевальной и музыкальной культуры АЛЕКСЕЕВА Г.Г. д.иск., ЛУКИНА А.Г. д.иск., НИЛОВ В.Н. д.п.н., БУКСИКОВА О.Б. д.иск., КАПЛИН Н.С. к.п.н., ЧЕРНЫШЕВА С.Л к. культ., СТРУЧКОВА Н.А. к.и.н. и многие другие в своих исследованиях всегда  опирались на ее научные труды. Мария Яковлевна Жорницкая в этнохореографии непререкаемый авторитет, автор уникальных научных материалов, собранных ею на протяжении всей ее жизни.

 На сегодняшний день материалы, собранные М.Я. Жорницкой, являются наиболее научно достоверными и детальными в изучении традиционных танцев народов Сибири и Севера.

Горжусь тем, что являюсь ученицей крупного ученого – этнохореолога М.Я. Жорницкой. Познакомилась в 1968 году с Марией Яковлевной в свои девятнадцать лет. Она посетила экзамен курса, руководимый одной из первых якутских балерин Ольгой Терентьевной ЕГОРОВОЙ по народной хореографии. С тех пор наша связь с каждым годом укреплялась. Судьба подарила мне долгие годы общения и сотрудничества с выдающимся исследователем танцевальной культуры народов Сибири и Крайнего Севера. Всю жизнь благодарна моему Учителю, наставнику Марии Яковлевне Жорницкой за то, что она ввела меня, простую якутскую девушку, в уникальное направление науки – этнохореологию. Благодарна Марии Яковлевне за то, что она подарила мне чудесный, светлый мир танца, в котором отразились красота и тепло души народов Севера. 

Трудно переоценить подвижнический труд Марии Яковлевны Жорницкой по сбору, изучению, сохранению и трансляции знания по традиционной хореографии народов Севера и Сибири. Марию Яковлевну отличало глубокое знание традиционной танцевальной культуры практически всех сибирских этносов. Круг ее интересов не ограничивался только северными танцами. Ее интересовала народная хореография башкир, татар,  калмыков, тувинцев  и других народов России. Она изучала традиционную танцевальную культуру алтайцев, бурят, тувинцев и т.д.

          В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения Марии Яковлевны Жорницкой. Хотелось бы, чтобы наша Республика Саха (Якутия), Камчатка, Чукотка, Сахалин, Красноярский край, Дальний Восток весь и другие регионы Сибири и Севера достойно оценили вклад выдающегося ученого, известного во всем мире этнохореографа М.Я. Жорницкой, и увековечили ее имя в памяти народов Севера. Благодаря ее научным трудам весь мир знает об уникальном и неповторимом этнохореографическом образе коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Благодаря неустанной и плодотворной деятельности Марии Жорницкой сохранился и развивается очаровательный, неповторимый мир традиционных танцев народов Сибири и Севера.

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Последние статьи

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x