Зритель о Государственном театре эстрады Якутии

В октябре 2023 года исполнился 55-летний юбилей Государственного театра эстрады Республики Саха (Якутия).

Я являюсь очень большим любителем и поклонником артистов и музыкальных спектаклей Театра эстрады Якутии. Во-первых, многие артисты Театра — мои хорошие знакомые, друзья, те люди, с которыми в течение ряда лет я общаюсь достаточно тесно и которые иногда доверяют мне самое дорогое — вопросы своего здоровья. Во-вторых, предо многими я преклоняюсь просто как благодарный зритель и слушатель, который умеет ценить талант и старания тех, кто дарит нам красоту, чувственность и зрелища!

В эти новогодние и рождественские дни, наполненные волшебством, загадочностью и какой-то особой детской добротой и открытостью, особенно хочется произносить добрые и светлые слова благодарности тем, кто дарит нам атмосферу праздника и красоты! Возможно, к этому навеяло еще и мое посещение детского музыкального спектакля Театра эстрады «Буратино»: старой доброй сказки, которую сегодня с удовольствием смотрят детишки разных национальностей. Потому что у сказок, музыки и Добра не бывает ни границ, ни барьеров, просто у нас — у людей должны быть к этому открыты наши Сердца и Души!

Поэтому вот села и решила посвятить очередное эссе своему любимому Театру.

Любая организация имеет свое начало, свои истоки… Покопавшись в недрах всемирной паутины и на сайте Театра, я выудила очень интересную статью об его истории, написанную к 55-летнему юбилею. Хочу напомнить всего лишь несколько моментов из этой статьи. Первыми ласточками — профессиональными артистами зародившегося в 1968 году Якутского Театра эстрады были Юрий ПЛАТОНОВ и Наталья ТРАПЕЗНИКОВА. Неоценимый вклад в дальнейшее становление и развитие Театра эстрады, как нового творческого объединения профессиональных артистов, внес именно Юрий Платонов, который стал инициатором профессиональной подготовки наших эстрадных кадров в российских учебных заведениях. Это были набранные в результате достаточно жесткого отбора 15 представителей талантливой молодежи, среди которых были Марфа и Сергей РАСТОРГУЕВЫ, Федор КОЛОСОВ, Наталья ШЕСТАКОВА — КИРЮШКИНА, Владимир ЗАБОЛОЦКИЙ. Целью этого отбора была подготовка республиканских кадров не только в направлении эстрадного искусства, но и профессионального циркового направления. Как это было дальновидно!

С того момента началось знакомство российского зрителя с нашими эстрадными артистами: огромный вклад в это внесли та же Наталья Трапезникова, Пётр ПЕСТРЯКОВ, ВИА «Чороон» и другие. Наш Театр Эстрады носил несколько названий, 13 лет (с 1979 по 1992 гг.) носил название Якутской Государственной филармонии. Именно из Якутской Государственной филармонии, оказывается, впоследствии отпочковались и вышли на самостоятельный творческий путь: Театр национального танца «Якутия» (первый руководитель АЛЕКСЕЕВ А.И.), Государственный цирк РС(Я) (первый руководитель В.Н. СИВЦЕВ, далее С.В. Расторгуев), Государственный театр эстрадных миниатюр (первые и бессменные руководители Матрена и Алексей ПАВЛОВЫ)

И, наконец, в 1998 году он получает свое нынешнее название — Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия).

Дальнейшую историю Театра эстрады Якутии нельзя представить, не упомянув славные имена Владимира Заболоцкого, Аркадия АЛЕКСЕЕВА, Екатерины и Алексея ЕГОРОВЫХ, Георгия СЕРГУЧЕВА, Владимира МОХНАЧВСКОГО, Владимира ТАТАРИНОВА, Елены СЛЕПЦОВОЙ, Валентины ЧИРКОВОЙ, Алексея и Матрены ПАВЛОВЫХ, Александра АЛЕКСЕЕВА, Клавдии и Германа ХАТЫЛАЕВЫХ, Ларисы ТРОЕВОЙ и многих других. Большой и неоценимый вклад в то, чтобы этот Театр продолжал жить, существовать, в конце концов чтобы выжил и продолжал получать финансирование, иногда, надо полагать, хоть какое-то и вопреки всему, внес без сомнения Василий Васильевич ФИЛИППОВ. Он с этим Театром был, стоял у руля с 1984 до 2015 года — практически 30 лет: с ним Театр пережил годы перестройки, развал страны Советов и роковые 90-е!

Жизнь течет меняется, меняются времена и также интересы зрителей. Со временем пришел момент смены поколений и в наш Театр эстрады. И театру очень повезло, что такими руководителями, которым было суждено и поручено временем вдохнуть новое дыхание в творческую жизнь Театра, стали отпрыски тех, кто когда- то прославил этот Alma mater своим талантом и искусством — прекрасный тандем сына Екатерины и Алексея Егоровых — Алексея Алексеевича ЕГОРОВА (Өркөн) и дочери Георгия СЕРГУЧЕВА — Ули СЕРГУЧЕВОЙ (Күннэй). Именно их новаторский формат руководства внес в деятельность Театра Эстрады некую системность и плановую организацию работы. Талантливый коллектив начал давать так сказать «угля стране», в том числе, в виде прекрасных музыкальных спектаклей, которые были в новинку для нашего зрителя.

Талантливыми режиссерами Татьяной ЧАРАНСКОЙ и Амгаленой НОТАРА создавались буквально шедевры! Наши эстрадные певцы с помощью этих двух волшебниц открыли в себе еще и талант драматических и комедийных актеров весьма и весьма приличного уровня! Мы — зрители прямо диву давались, откуда в этих недавних артистах из художественной самодеятельности, у которых в то время зачастую и соответствующего образования-то не было, не то что музыкального, не говоря уже о театральном. Но тут как всегда рулил наш якутский закон: в каждом из представителей народа Саха затаился и ждет своего выхода или певец, или хомусист, или танцор! Бесталанного саха я практически не встречала, правда, правда: если нет таланта петь или плясать, то наш народ или стряпает, или рисует, шьет и вяжет киhи сиэрин таhынан (это не переводимо), или что-нибудь так смастерит или такой проект придумает, что мир закачается и обязательно увековечит ЭТО в Книге рекордов Гиннесса! Надо этим гордиться!

Наши суперфильмы из этой же серии: вот сядут пара-тройка светлых и креативных якутских умов и на тебе — обеспечен очередной шедевр в мире киноискусства! Только не забудьте еще спросить — где же берется столько талантливых артистов- самородков этих фильмов, когда у нас очень скромное количество этнического населения? Вот вам и объяснение, почему каждый Саха —  и кузнец, и жнец и на дуде игрец — в хорошем значении этой пословицы, немного мною перефразированной.

Возвращаясь к истории Театра: с 2018 года у руля знаменитого коллектива Театра эстрады стала не менее знаменитая режиссер, постановщик массовых зрелищных мероприятий республиканского уровня, знаток эстрады — Татьяна Николаевна Чаранская.

Это был знаковый год — год 50-летия зарождения якутского профессионального эстрадного искусства и 20-летие создания Государственного театра эстрады. И именно в этот год благодаря поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) Театр обрел свою пристань — свое здание! Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии было принято это наследство, какая некая загадочная аура была у этого здания. И какой неимоверный труд был вложен этим талантливым руководителем при превращении этого помещения, в котором до этого располагалось учреждение с сомнительной репутацией, в настоящий Театр — дитя Мельпомены с его театральными подмостками, амфитеатром, декорациями, и, наконец, с прекрасной, талантливой и трудолюбивой актерской труппой! Браво! Меня восхищает талант Чаранской сочетать в себе прекрасное творческое начало — выдающиеся режиссерские способности и хватку крепкого хозяйственника! Благодарные зрители видят это своими глазами: каждый раз удивляет насколько богата творческая фантазия у этого коллектива, конечно же руководимая и направляемая мудрым и главное, творческим руководителем: с каждым разом в театре появляются все новые и новые интересные места. И даже стены, на которых хочется остановить взгляд — тут есть место и фотографиям родных актерских лиц, есть уголки в театре, освещающие славную историю театра, и посвященные совершенно другим творческим людям — выставки художников, мастериц из разных природных материалов! Да, мне — любителю эстетического наполнения пространства — есть где остановить и усладить свой взор!

От всей души поздравляю Татьяну Николаевну с очень заслуженным званием Заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия)!

И наконец, атмосфера, которая витает в Театре во время спектаклей! Не могу не поделиться снова в этой связи своим удивительным состоянием, которое меня посетило во время концерта Театра Эстрады «Спасибо врачам», кажется, в конце 2021 года. Этот концерт был одним из первых концертов, который состоялся после долгого пандемийного запрета всех зрелищных мероприятий в республике. Концерт был прекрасен, выступало много знаменитых наших певцов. Зрители были в подавляющем своем большинстве медицинскими работниками. Боже, как было приятно слышать эти до боли знакомые песни, особенно еще и потому, что они были посвящены нам — медикам, и еще мы — зрители были долго лишены этой чудесной концертной атмосферы, изголодались по золотым голосам наших именитых певцов Эстрады. Это было настолько душевно и знаково, что, когда я слушала великий дуэт Хатылаевых, мне показалось, будто я слышу песнь ангелов во плоти. Такое чудесное, восторженное ощущение у меня вызвало их исполнение двух авторских песен Германа, что даже вне зависимости от моей воли по щекам текли слёзы. Это были мои первые в жизни «концертные» слезы.

     Теперь немного о грустном… Не могу парой теплых слов не упомянуть о безвременно покинувшем нашу эстраду, нас — своих зрителей, своих бесконечно любивших и почитавших его друзей и коллег по цеху — Василия ЕРЕМЕЕВА. Каждый слушатель и ценитель его прекрасного голоса и самобытного таланта почувствовал с его смертью потерю чего-то очень цельного, частичку красоты и душевности. Его творчество дарило нам тепло и особую напевность наших якутских песен. В конце концов, насколько я знаю, Е Вася — как в шутку называли его друзья — был человеком редкой доброты и душевности. По плохому человеку обычно так не тоскуют… Я не понаслышке знаю от своих друзей артистов эстрады, от самой Чаранской, какой глубокий и печальный след оставила тяжелая болезнь и последовавшая за ней смерть их друга, товарища… Каждый день в Театре ждали сводок с больницы, где лежал Вася. У всех до конца теплилась надежда на то, что молодой организм выдержит все испытания и восстанет из пепла как та Птица Феникс. Но, к великому сожалению всего населения республики, чуда не случилось. В этой связи, как врач, хочу воззвать к здравому смыслу особенно мужской части населения — БЕРЕГИТЕ СЕБЯ! Каждый человек — он в ответственности не только за свое здоровье и за свою жизнь, но он должен осознавать, что сохраняя свое здоровье, он сохраняет и защищает свою семью и своих детей! 

  В конце своего эссе я хочу передать слова благодарности всем артистам Театра эстрады за то, что они хранят и продолжают  наилучшие традиции артистов якутской Эстрады предыдущих лет, уделяя большое внимание текстам своих песен, а не идут на поводу модных тенденций, когда вместо хорошего и качественного текста можно услышать один бред из повторяющихся припевов и односложных слов! Боже, защити и сохрани нас от такой эстрады!

Якутские зрители и любители нашей Эстрады всегда были очень избалованы вниманием и высочайшим уровнем наших артистов. Это в полной мере относится как к артистам Эстрады, Саха драматического театра, театра оперы и балета, так с недавних пор и к артистам нашего якутского кино, ставшего воистину прорывным открытием и шоком для всего мира, получив гордое название Сахавуд.

А еще я хочу поблагодарить наш Театр эстрады за их гастроли по всей республике. Как я слышала, только в прошлом 2023 году труппа театра побывала, в том числе, в 5 северных улусах: Усть-Янском, Эвено-Бытантайском, Оймяконском, Анабарском и Усть-Майском улусах. Это дорогого стоит! Представляю, какое счастье и радость испытали жители столь отдаленных улусов от такого яркого и незабываемого зрелища, как музыкальные спектакли Театра эстрады!

Я думаю, что для каждого жителя Якутии существует свой любимый артист по его душе, по его предпочтениям в стиле, энергетике и характере песен. И ещё раз хочется порадоваться за нашего зрителя, потому что ему доступна эстрада, могущая предложить нам артистов настолько разноплановых, настолько уникальных по своим голосовым и артистическим способностям, что может в полной мере удовлетворить все вкусы и предпочтения!

Я также благодарна за то, что наши певцы неизменно ответственно относятся к выбору своих сценических костюмов! Поверьте, это дорогого стоит и в прямом, и в переносном смысле и свидетельствует о высокой сценической культуре наших певцов, а также является свидетельством Великой любви и Великого уважения к своему зрителю!!

       Спасибо, друзья, я снимаю шляпу и преклоняю колени перед талантом и мастерством!!!

С уважением и преклонением перед талантливыми людьми Земли Олонхо, Светлана Яновна ЯКОВЛЕВА, кандидат медицинских наук, учредитель, генеральный директор Медицинской клиники «Яннамед», Заслуженный работник здравоохранения РС(Я)❤️ 07.01.2024 г.

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх