Жизнь — в музыке! К 80-летию со дня рождения Аизы Решетниковой

10 февраля 2025 года исполняется 80 лет со дня рождения известного музыкального деятеля республики, пианистки, члена Союза композиторов Якутии, просветителя, кандидата исторических наук, исследователя музыки якутского героического эпоса олонхо, создателя Музея музыки и фольклора народов Якутии, народной артистки РС (Я), заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии Ирины Архиповой Аизы Петровны Решетниковой.

Она была яркой личностью на небосклоне якутской музыкальной культуры и искусства, выросшая в театральной семье любимца якутских зрителей, звезды якутского драматического театра Петра Решетникова (1915-1960), народного артиста РСФСР и ЯАССР. Он обладал искрометным талантом ведущего актера комического амплуа.

Мать Аизы Петровны — Ирина Максимова (1919-1991), заслуженная артистка ЯАССР, трепетная лирическая героиня многих постановок национального театра того периода — известная красавица. Тогда Якутский драматический театр был центром культурного притяжения лучших артистических сил республики. Вершители судеб якутской сцены сами пережили драматическую судьбу. Ирина Максимова создала новую семью с артистом Р.С. Никифоровым.

Ей пришлось уйти из театра и уехать в с. Кюсюр Булунского района на берегу Северного Ледовитого океана. Там она организовала народный театр. Ездили с постановками по арктическим районам. Затем её с новым мужем перевели в с. Ытык-Кель, где она работала режиссером в Народном театре Таттинского района. Театр ездил в Улан-Удэ, Урал, Москву.
Юная Аиза рано потеряла отца, семейная драма разворачивалась у неё на глазах и оставила большой след в душе. Петр Михайлович мечтал, чтобы его дочь стала известным музыкантом, и она выполнила его наказ, проучившись в самом центре культурных исканий страны — в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу фортепиано. Аиза Решетникова рассказывала какую роль сыграли в её жизни слова и напутствия отца Петра Михайловича: «… ты одна из немногих, кому посчастливилось учиться в Москве. Надо почерпнуть все из культуры великого города. В Европе были века Просвещения, ты должна стать просветителем своего народа…».

За плечами были годы учебы в Центральной музыкальной школе при МГК (1960-1964). Уроки музыки она стала брать частным образом у литовской спецпереселенки Гутты Тувье. Её отобрал приезжавший в Якутск замминистра культуры РСФСР М.Н. Анастасьев, создавший в годы войны ЦМШ для детей. В 1960 г. он приезжал на Первый фестиваль молодежи и студентов Якутии, где она заняла первое место. Осиротевшей девочке после 7 класса было нелегко учится, общежития тогда не было. Снимала комнату, питалась как могла, слегла с туберкулезом. Отец был любознательным, стремившимся к знаниям человеком. Собирал книги о искусстве и музыке. Возможно, под впечатлением игры и мастерства их семейного друга П.К. Розинской, первой якутской пианистки, заслуженной артистки РСФСР, народной артистки ЯАССР, Аиза стала много читать. Затем уже во время учебы в Москве занималась в Ленинской библиотеке, посещала Третьяковскую галерею.

Затем закончила ассистентуру-стажировку (1971). Прекрасно образованная, полная творческих планов и молодой энергии, пианистка вернулась в 1971 году в Якутск и стала работать концертмейстером в хоре Якутского радио и телевидения. Сотрудничала с П.К. Розинской, фактически уступившей ей свое рабочее место на якутском радио. Она обучала её игре на фортепиано. Много работала с хором якутского радио и телевидения под управлением заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РС (Я) Ф.А. Баишевой. Дружбу с ней она пронесла через всю свою жизнь. Полвека назад музыкальная жизнь Якутии не баловала её жителей активностью концертной жизни, общением с известными музыкантами. Это сейчас, благодаря открытию на рубеже веков новых музыкальных учреждений, развитию массовых коммуникаций и цифровой техники, якутяне если не находятся в авангарде музыкальных исканий, но во многом соответствуют основными тенденциям развития музыкальной культуры всероссийского и международного масштаба. В 1970-1980-е годы Аиза Решетникова была «женщина-филармония», исполняя знаменитые фортепианные циклы композиторов-классиков, записываясь на якутском радио.

За 20 лет — с 1971 по 1989 гг., работая на якутском радио и телевидении, она выступила в 200 радио и 150 телепередачах, публиковала статьи в газетах и журналах, посвященных проблемам музыкального искусства Якутии.
Известна как исследователь музыки якутского и эвенкийского эпосов. Самые её знаменитые труды: «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте», защищенный как кандидатская диссертация, и «Музыка якутских олонхо» в одном из томов 60-томной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». По её инициативе были переизданы выдающиеся труды Уллы Йохансен «Орнаментальное искусство якутов» и Г.В. Ксенофонтова в сборнике «Шаманизм. Избранные труды».
Талант музыканта, ученого сочетался в ней с даром организатора. В эпоху суверенитета, возрождения истоков культуры в 1991 году А.П. Решетникова организовала уникальный Музей музыки и фольклора народов Якутии в старинном историческом здании Русско-Азиатского банка, в котором она училась в юности в прогимназии. Так причудливо переплетались пути в её биографии. Она объездила полмира, побывала в музыкальных музеях Австрии, Германии, Америки, выступала в ООН.
Отличительной особенностью А.П. Решетниковой является энциклопедизм её личности, когда реализовав то или иное амплуа в своей жизни, она не боялась открывать новые профессии и научные горизонты. Мало кто, будучи практикующим пианистом, выбирает для себя с нуля стезю исследователя. Тем не менее, начав с музыкально-критических статей о якутском музыкальном искусстве, она заинтересовалась народной музыкой и одним из главных жанров — эпосом олонхо, исследованию музыки которого посвятила свою жизнь.

Сегодня — 10 февраля Аизе Петровне Решетниковой исполнилось бы 80 лет. Этой юбилейной дате будет посвящен круглый стол «Жизнь — в музыке!» в Национальной библиотеке РС (Я), где она любила бывать, просматривая подшивки журналов «Музыкальная жизнь», «Театр» и «Театральная жизнь».
Будучи студенткой Якутского музыкального училища, я обращала внимание на яркую необычную женщину из мира искусства, в который она впоследствии привела меня буквально за руку, дав рекомендацию для вступления в Союз композиторов России.
Я думаю, что ей признательны многие поколения якутян, которые слушали её выступления по радио и телевидению, читали её статьи и исследования. Многим из нас она открыла мир музыки, в котором прожила яркую, творческую жизнь.

Татьяна ПАВЛОВА-БОРИСОВА, музыковед, кандидат искусствоведения
Читайте так же Ушла из жизни талантливый музыковед Якутии…
+7 (999) 174-67-82
