Мария Кузьмина: Танцевать Жизель эмоционально очень сложно
«Жизель» – мечта любой балерины. И это неслучайно. Эта безумно красивая, мистическая история из славянских преданий, легшая в основу балета, показанного на сцене якутского театра в конце минувшей недели, снова заставила поверить в невероятную силу любви.
Главная героиня по имени Жизель — хрупкая юная доверчивая девушка. Она так слаба здоровьем, что мать даже запрещает ей долго предаваться танцам, которые она любит больше всего. Они несут ей и радость, и счастье. А что может быть лучше веселья в кругу подруг, тем более, что сердце переполнено большой любовью к самому прекрасному юноше по имени Альберт. Любовью, которая несоизмеримо больше, чем все вокруг и даже вся жизнь. Эта девушка наделена такой невероятной силой духа, что, даже умерев, она спасает любимого от неминуемой гибели, от гнева страшной и мстительной Мирты — повелительницы всех умерших призрачных дев, исполняющих завораживающий танец смерти.
Декорации, в которых домики в деревне выглядят игрушечно сказочными и не менее сказочно кладбище, которое находится в темном лесу с вековыми деревьями; великолепные костюмы, в которые одеты «живые» персонажи и еще более великолепны — пышные, воздушные, романтичные платья невест, в которые облачены вилисы, эти бедняжки, умершие до свадьбы; красивая вальсирующая музыка, звуки гобоя и нежные переливы арфы, — всё это погружает нас в невероятную эпоху, наполненную абсолютно умопомрачительной мистикой.
И даже события, разворачивающиеся во втором действии, а я напомню, что они происходят не иначе, как на кладбище, выглядят отнюдь не пугающе. Словно авторы балета утверждают: смерть не страшна и не конечна. Любовь превыше. Любовь живет вечно.
Вот такой характер — хрупкий, но всепобеждающий в силу своей любви — показала Мария Кузьмина, которая впервые вышла на сцену в этой необыкновенной партии.
Из прекрасных «живых» моментов в первом действии хочется отметить неизменно блестящее исполнение вставного, или Крестьянского па-де-де — это коронка Анастасии Платоновой и Павла Необутова.
Впечатляет Валерий Аргунов в роли Альберта. Этот артист словно прирожден танцевать только героев, что наделяет его еще большей ответственностью. Он буквально приковывает к себе внимание зрителя, потому вынужден быть всегда на высоте, и даже малейшие нюансы не ускользнут от взгляда поклонников балета.
Венера Федотова хороша в роли властной Мирты — ей удалось создать образ хладнокровной мстительницы, царицы вилис.
Впервые партию Ганса, который раскрывает, что Альберт не тот, за кого себя выдает, исполнил Айаал Сыромятников. В образе, который он создал, нет места любви. Есть неприязнь к Альберту и за это он поплатился жизнью.
Зритель щедро одарил восторженными возгласами кордебалет, исполнивший шедевральный танец виллис; осыпал криками «Браво!» главных исполнителей и взвился на самой высокой ноте, когда на сцену вышел дирижер — заслуженный деятель искусств Якутии Алексей Унаров. Спасибо дирижеру и оркестру за чудесную музыку!
За кулисами Мария Кузьмина, вся в цветах, поделилась своими впечатлениями:
— Не могу сказать, что довольна на все сто: времени для подготовки было всё-таки мало, к тому же это первый наш после отпуска спектакль. А после отпуска входить в форму сложновато. Надеюсь только, что мы сумели донести, что хотели, и зритель получил массу удовольствия.
Если говорить в сравнении с другими балетами, хочу отметить, что «Жизель» — очень эмоционально сложный спектакль, и здесь очень много мизансцен. Если, допустим, «Сияющий камень», премьерой которого мы завершили прошлый сезон, физически сложный балет, то «Жизель» отнюдь не легче. Это, повторю, очень эмоционально сложный балет, требующий большого актёрского мастерства. Нужно движениями передать всю хрупкость, нежность и страсть своего персонажа, всю глубину ее чувств и всю ее боль.
Во втором акте нам это далось относительно проще: мы с Валерой уже танцевали па-де-де, да и отдельные танцевальные куски даются легче мизансцен, которые нужно играть. Конечно, у нас всё ещё впереди. Это только начало. Надеюсь, дальше будет только лучше.