В погоне за мечтой, или Ну зачем Джеймс увлекся Сильфидой?!
А всё-таки главный герой этого удивительного и красивейшего балета «Сильфида» — Джеймс, образ которого сегодня, 24 января, создаст на сцене один из лучших артистов балета, сам уже живая легенда Сарыал Афанасьев. Вот один только красноречивый эпизод, который можно пересказывать с придыханием.
Когда они с Юлией Мяриной танцевали на премьере, прямо во время спектакля на сцене вдруг ушел свет. Первый акт ребята танцевали в темноте. И как раз, когда ему нужно было выходить с вариациями, внезапно свет зажёгся. Представляете, он вылетает на сцену из темноты и попадает под яркие лучи софитов. А если учесть, что имя Сарыал в переводе с якутского означает «отблеск, сияние», то этот факт можно воспринимать как весьма и весьма символичный.
Это было столь эффектно, что зрители подумали, что так и было задумано — чтобы дать свет под Сарыала и подчеркнуть тем самым его выход.
Вот значит какое оно, высокое предназначение…
— Сарыал, а вообще-то не страшно было в темноте танцевать?
— Ну не совсем было темно, что-то же было видно, но оркестровую яму, конечно, плохо, так что можно было туда нечаянно залететь. Конечно, я опасался, что какие-то моменты в темноте будет сложно исполнить. И вот я стою, и музыка начала играть мои вариации, вступление, и свет дали. О да! Ну теперь уж точно придется хорошо станцевать, все уже всё видят!
— Шутите, а тогда, наверно, было не до шуток. Вы верите в мистические вещи? Есть такое?
— Да, есть. Я верю в силу слова. В то, что если плохое пожелать, то оно может сбыться. Верю в эффект бумеранга, поэтому просто так словами не разбрасываюсь.
— Здорово! А что вы думаете о Джеймсе?
— Если честно, я его не совсем понимаю: он бросает свою невесту ради призрачной девы, ради какого-то бестелесного духа воздуха. Уходит в лес. И в конце он что получает? Он получает ни-че-го. Разбитые мечты.
— Жаль его? Или так ему и надо?
— У меня двоякое к нему отношение, скорее, я раздосадован, что так все с ним случилось.
— Выходит, его беда лишь в том, что он такой романтичный юноша, живёт мечтами.
— Это его трагедия. Он живет в реальном мире, но уводит себя в мир фантазии и мечты, и в результате не находит счастья ни там, ни там. Он теряет свою земную невесту, но и созданный в его воображении воздушный идеал, его мечта погибает. Такая невозможная любовь… Неземная… Таков век романтизма. Идеала достичь невозможно!
— Расскажите, пожалуйста, о своей партнерше, с которой вы выйдете на сцену в этот раз.
— У нас в театре три замечательных Сильфиды. Это Венера Федотова, Анастасия Платонова, Юлия Мярина — моя первая партнерша. И в этот раз я выйду на сцену вместе с ней. У нас с ней хороший контакт, мы чувствуем и прислушиваемся друг к другу, к тому, что она хочет, чего я хочу. Мы понимаем друг друга в танце. И хотя в «Сильфиде» мы друг к другу не притрагиваемся, но все равно спрашиваем, что и как удобно, а что нет. Чтобы не помешать. Чтоб нам обоим на сцене было комфортно.
— А чем сложна партия Джеймса в исполнительском смысле?
— Она сложна в плане техники. В отличие от других классических спектаклей тут не совсем стандартный прямой корпус, он более сложный. Ноги работают очень сильно, и очень мелкая техника — в этом и заключается сложность.
— Мне кажется, это и есть самое красивое и самое невероятное в партии Джеймса — когда он словно пытается взлететь за своей мечтой.
— Это баттю. Есть простой баттю, двойной, тройной, а здесь он очень сложный: один, два, три, четыре, пять, шесть и надо успеть в воздухе сделать удар ногой об ногу. В этом спектакле очень много таких элементов. Ноги после них становятся очень тяжелыми. И если в других спектаклях мы ещё чуть-чуть помогаем себе руками, то датская школа такая — всё делается без рук. Ни в коем случае не помогаем ни руками, ни лопатками, ни плечами — корпус недвижим, всё стоит на месте ровно.
— А сам спектакль вам нравится?
— Очень нравится в плане хореографии, очень нравится первый акт — как там красиво все сделано! Нравится, как все происходит в доме. Красивые декорации, костюмы интересные. Во втором акте всё так же, как и в других романтических спектаклях — в «Жизели», «Шопениане», всё та же романтизация.
— А есть ли ещё спектакль, подобный «Сильфиде»?
— Думаю, нет. Похожих спектаклей по такой истории любви больше нет.
Он тем и необычен, и очень интересен.
Ну а выводы из сюжета, думаю, каждый зритель сделает для себя сам.
Одно можно сказать уже сейчас с уверенностью: трогательная романтичная история Джеймса и Сильфиды, пережившая века и поселившаяся на якутской сцене с такими замечательными исполнителями, вряд ли оставит кого равнодушным. Пожелаем успеха нашим артистам, а зрителям — приятного вечера и новых открытий.