Через приемное отделение проходит каждый пациент, поступающий в больницу. Двери приемного покоя открыты круглосуточно, днем и ночью к ним, сменяя друг друга, подъезжают машины «скорой». Здесь нет выходных. Решив познакомиться с приемным отделением одной из самых загруженных республиканских больниц, со съемочной группой телевизионной программы «Якутия 24» мы идем по приемно-консультативному отделению Якутской республиканской клинической больницы. Старшая медсестра отделения Нина Никитина ведет нас по коридору, знакомя с кабинетами и рассказывая об отделении. На часах полдень.
— Работаем мы круглосуточно, принимаем больных экстренно и планово по скорой и по направлению участковых терапевтов со всей республики. Поток у нас очень большой, примерно тридцать-сорок человек в смену. Когда экстренно поступают тяжелые больные, они сразу направляются в реанимацию. Дежурные медсестры регистрируют больного, снимают кардиограмму, затем идет осмотр врача, и пациент переходит в палату временного пребывания, где находится в течение двух-трех часов до определения диагноза и решения о госпитализации.
Сегодня самая активная работа, похоже, на санитарах. Дежурят Аэлита Атакова и Родион Ефремов. Вот Родион привозит из отделения кардиологии выписывающуюся женщину, передает ее ожидающим родственникам и готовит палату временного пребывания к поступлению следующего пациента, Аэлита провожает на КТ пожилого человека, и, оставив его у врача, успевает перевезти еще одного из одного кабинета в другой.
— Бывает, привозятбольных с улицы, им всем обычно требуется санобработка, привозят маломобильных, тучных людей, которых надо переносить на носилках, — говорит девушка. — Работа у нас тяжелая, но мы помогаем всем. Часто не только везем на каталке или коляске самого пациента, но и баллон с кислородом тащим, чтобы не отключать больного от кислорода. Сейчас поменьше больных (день на день здесь не приходится), с утра бывает очень много…
В кабинете дежурного врача прием ведет терапевт Анна Дьячковская.
— Пациенты через наше отделение направляются во все отделения нашей больницы. В приемном отделении два врача – терапевт и кардиолог, — говорит доктор. — Терапевт определяет тактику обследования, при необходимости направляет человека на УЗИ, КТ, дополнительные анализы. Мы всегда можем связаться с заведующими отделениями, проконсультироваться, можем быстро созвать консилиум и решить вопрос госпитализации коллегиально.
С медсестрой Валентиной Борисовой направляемся в противошоковую палату, откуда несколько минут назад санитар увез больного в отделение реанимации.
— Сюда привозят пациентов с острой дыхательной недостаточностью, – говорит медсестра – мы сразу подключаем ему кислород, который у нас всегда наготове.
Валентина детально показывает оператору, как происходит подключение к кислороду.
Завершаем разговор о буднях отделения с заведующей – врачом-терапевтом Марией Саввиной.
— Наша больница – единственная, где принимаются больные по экстренным показаниям терапевтического направления, — говорит Мария Борисовна. – К нам поступают пациенты с заболеваниями внутренних органов: органов дыхания, сердечно-сосудистой с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, тяжелыми анемиями, гипертоническими кризами, неясными состояниями, больные, которые нуждаются в неотложной постановке диагноза и оказании медицинской помощи. В том числе к нам доставляют и пациентов с тяжелым реанимационным состоянием, которые нуждаются в экстренных мероприятиях неотложной медицинской помощи. Нашу работу можно сравнить с работой скорой помощи. За короткое время здесь проводится весь спектр инструментальных обследований, и больной экстренно госпитализируется в одно из отделений нашей больницы.
Завершая разговор об отделении, Мария Борисовна говорит:
— Я бы хотела обратиться к молодым специалистам – в настоящий момент у нас есть необходимость во врачах-терапевтах, приходите к нам работать! Сам характер работы в приемно-диагностическом отделении очень интересный, потому что врачебного опыта, опыта врача-клинициста можно набраться именно в приемно-диагностическом отделении, именно здесь у врача развивается клиническое мышление. Врач приемного отделения должен быть стрессоустойчивым, чтобы не теряться в каких-то непредвиденных ситуациях, у врача вообще должно быть острое желание помогать людям, гуманность, человеколюбие, отзывчивость, любовь к своей профессии. Врач приемного отделения должен быть очень мобильным: быстро думать, быстро принимать решение, поскольку счет здесь идет на минуты. Мы все время как на пороховой бочке: неизвестно, кого, когда привезут, в каком состоянии будет пациент… Но именно эти ситуации мобилизуют, именно здесь чувствуешь особую связь с пациентом. Все это вдохновляет, мотивирует и стимулирует интерес к профессии.
Звонок. Вызывают заведующую, и Мария Борисовна, извинившись, прощается с нами. Рабочий день приемного отделения продолжается и набирает обороты.