С 22 по 24 июня 2023 г. АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II» провел традиционный XV-й Летний институт по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогических работников образования по теме: «Содержание образования: трансформация во времени».
Работа Летнего института началась с научно -практической конференции «Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования», посвященной 200-летию великого русского педагога — мыслителя. Даже спустя почти два века педагогическая мысль продолжает возвращаться к трудам Константина Дмитриевича, так как в них отражены все основные аспекты деятельности современного педагога, насущные вопросы обучения и воспитания. Идеи Ушинского пользуются повышенным интересом и продолжают переосмысливаться и в XXI-м веке.
На конференцию сьехалось около 600 педагогов со всех концов республики, готовых представить для обсуждения личный опыт работы, успешные практики в Методических мастерских, Мастер-классах, Круглом столе. С большим интересом на пленарной части конференции выслушаны выступления Павла Аркадьевича Сергомановаа, к.психол.н., руководителя направления Дивизион «Цифровые платформы образования» Публичного Акционерного Общества Сбербанк (Москва), о наследии Ушинского и проблемах современного образования; Татьяны Александровны Бурмистровой, к.психол.н., преподавателя Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), о психолого-педагогических аспектах жизненного пространства человека; Туяры Валерьевны Евдокаровой, старшего преподавателя кафедры «Социальная педагогика» Педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова, о виртуальном педагогическом классе как факторе предпрофессиональной подготовки старшеклассников. После пленарной части началась работа секций по пяти направлениям, где обсуждались вопросы обновления практической реализации урока как основной формы учебной работы, вопросы наставничества в образовании и многое другое.
На Актовых лекциях, во второй день Летнего института, разговор ШЕЛ с деятелями науки, культуры, искусства, педагогики, скажем, о шансах стать «Учителем будущего», который готов расширить использование цифровых технологий, работать в мультикультурной среде, обладающего профессионализмом, толерантностью, выдержкой, неравнодушием, чуткостью, живущего интересами учеников, являющемся проводником в обновленный мир своего предмета, умеющем быть с детьми на одной волне. Много говорилось о том, что Школа должна быть оснащённой, высокотехнологичной, интересной для детей. Резюмируя, следовало бы особо подчеркнуть, что Учитель будущего – креативный, толерантный, компетентный, способный вдохновлять, адекватно реагировать на изменения в мире и, конечно, любить детей. Обо всём этом говорили известные в республике Вера Семеновна Никифорова, к.искусствоведения, проректор по научной деятельности Арктического государственного института культуры, заведующая и доцент кафедры искусствоведения, отличник культуры РС(Я), Евдокия Игнатьевна Избекова, к.филол.н, лауреат Государственных премий РС(Я) им. П.А.Ойунского, В.В.Никифорова-Кюлюмнюр, заслуженный работник культуры РС(Я), руководитель студии «Аал Луук Мас» НВК «Саха», Наталья Игоревна Федорова, методист по музейно-образовательной деятельности детского творчества Национального художественного музея РС(Я), Дмитрий Леонидович Давыдов, режиссер, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств РС(Я), обладатель главного приза XXXI-го кинофестиваля «Кинотавр» в 2020 году и молодой многообещающий Дмитрий Дмитриевич Жирков, старший преподаватель кафедры «Русская литература XX века и теория литературы» филологического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова.
Думается, лекции, доклады, обмен опытом, мнениями по актуальным проблемам профессионального развития во многом смотивировали наших педагогов на развитие педагогической инициативы, на систематическое повышение профессионального мастерства, на актуальности наставничества. Несомненно, вопросы, вызвавшие живой интерес у всех собравшихся, заставили задуматься о том, какой будет школа будущего и учитель будущего.
В этом заключена и реализована основная идея работы нынешнего юбилейного XV – го Летнего института.