Захар Скрябин — герой, прошедший всю войну

Он обладал незаурядным природным умом и смекалкой, что помогало ему с честью выполнять боевые задачи и выживать в неимоверно трудных условиях войны.

Начавшаяся Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием, выпавшим на долю нашего народа, его Вооруженных сил. Через это испытание, с первых его часов и до полной победы над врагом, прошли и военные железнодорожники, которые в едином строю с воинами всех родов войск грудью встали на пути врага, неудержимо рвавшегося в глубь страны. В их числе был  и боец 18 отдельного железнодорожного батальона   Захар СКРЯБИН, прошедший всю войну от начала и до конца. В ратном труде железнодорожных войск есть и частичка боевых заслуг фронтовика Захара Михайловича Скрябина.

Захар Михайлович воевал на 7 фронтах, в том числе на первом  и втором Белорусском, на  третьем украинском и Сталинградском фронтах. День победы встретил он на Украине. После окончания Войны до конца 1946 года участвовал в восстановительных работах  Днепрогэса.  Захар Михайлович Скрябин — кавалер ордена Славы, медалей за оборону Сталинграда, за оборону Москвы и за Победу над фашисткой Германией. Он был человеком исключительно трудолюбивым, настойчивым и выносливым человеком,  Он не умел ни читать, ни писать. Поэтому от него не получали фронтовых писем близкие родственники. А каково было им находиться в неведении об его судьбе, — трудно представить…

Возвратившись на родину, Захар Скрябин продолжил трудиться в колхозе имени Жданова, переименованном в колхоз имени Ленина, затем — в совхоз „50 лет Октября“.

В 1947 году Захар Михайлович участвовал на республиканском первенстве косарей и вышел к финишу победителем. – Вот она, фронтовая закалка: награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Якутской АССР и получил Свидетельство звания “Лучший косарь” по итогам республиканских состязаний косарей.  Ударно трудился Захар Михайлович в совхозе вместе с супругой Дарьей Николаевной.  Скрябин З.М. и Скрябина Д.Н. – победители сельскохозяйственной животноводческой выставки Орджоникидзевского района 1961 года, награждены Дипломом 1 степени, в 1960 и 1963 годах Захару Скрябину присвоено Почетное звание «Ударник коммунистического труда».   1968 год — имя Скрябина З.М. занесена в книгу Почета совхоза „50 лет Октября“  Орджоникидзевского района. В 1947 и в 1960 гг. его избрали депутатом 1 Жемконского наслежного совета. Он – строитель, коневод, животновод, лесоруб, косарь.

Дружная семья Скрябиных воспитала замечательных детей, ставших известными людьми в республике. Старший Семен Захарович – кандидат биологических наук, автор двух известных научных трудов, ставших настольной книгой биологов, его именем названы 2 вида и 1 подвид растений. Второй сын Георгий Захарович — геолог-изыскатель. Делал изыскания на местах строек Медцетра, стадионов, газопровода через Лену, железной дороги от Алдана и т.д. Третий сын Сергей Захарович – известный в Хангаласском районе строитель. Один из сыновей умер малолетним ребенком. Единственная дочь Галина Захаровна  — учитель химии. В последние годы работала в Министерстве образования. Отличник образования РС (Я). Много работает по распространению опыта передовых работников просвещения. Она одна из составителей книги «Петр Семенович Скрябин» в серии «Ими гордится Якутия». Эта книга посвящена Петру  Скрябину, ее родному дяде, выдающемуся руководителю народного просвещения в Якутии.

А как Захар Скрябин воевал, восстанавливал железнодорожные пути, станции, мосты – обо всем  этом вы будете иметь представление из рассказа участника ВОВ генерал-полковника в отставке А. М. КРЮКОВА:

«Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на железные дороги СССР ежесуточно в среднем до 33 налетов, воины-железнодорожники вместе с восстановителями Спецформирований НКПС и работниками железных дорог быстро восстанавливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл. Причем военным восстановителям приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врага.

Без всякого преувеличения, железнодорожный транспорт сыграл исключительную роль в обеспечении победы над гитлеровской Германией. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, потребность в массовых перевозках, в том числе и для обеспечения крупных стратегических операций, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения. На стальные магистрали СССР в 1941–1945 гг. пришлась подавляющая часть грузооборота в стране — свыше 80%, в том числе более 70 процентов выполненных воинских перевозок.

Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов Железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941–1945 гг.

Чем дальше уходят в историю события минувшей войны, тем важнее и актуальнее становится задача донести до нынешних поколений россиян правду о войне, напомнить им о великих свершениях предшественников. Еще раз показать, что нельзя победить армию, окруженную всенародной любовью и поддержкой, армию, живительные родники которой находятся в сердцах миллионов людей, что источником всех великих свершений всегда являлась и является любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Пусть их подвиги будут постоянно напоминать живущим сегодня о необходимости хранить и умножать боевые и трудовые традиции войск, быть достойными их продолжателями, конкретными делами способствующими укреплению и процветанию нашей Родины — России». В их числе мы будем помнить и Захара Михайловича Скрябина, прошедшего всю войну от начала до конца, ударника коммунистического труда, хорошего семьянина, воспитавшего с супругой Дарьей Николаевной известных в Республике замечательных людей.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх