Захар Никитин: Сохранение традиционной культуры народов помогает сбережению их идентичности

В марте 2023 года маленькое село Иенгра в Нерюнгринском районе Якутии стало оленеводческой столицей мира – именно там прошел Международный чемпионат по традиционному оленеводству.

283A4272.jpg 283A4374.jpg IROD0574.jpg IROD6226 IROD9893.jpg IROD9924.jpg VIK_7313.jpg VIK_7869.jpg
1 из 8

Помимо гонок на оленьих упряжках и метания аркана гостей и зрителей ждала насыщенная, разносторонняя и колоритная культурная программа. Ради ее обеспечения в Нерюнгринский район приехали артисты Государственного театра коренных малочисленных народов Севера, участники обрядово-ритуального театра «Эйгэ» Якутского колледжа культуры и искусств им. А.Д. Макаровой, студенческого танцевального ансамбля «Северное сияние» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, народного эвенкийского танцевального коллектива «Эннэкээн» (с. Хатастыр Алданского района). Нерюнгринский район представляли творческие коллективы Центра культуры и духовности им. А.С. Пушкина и народно-фольклорный ансамбль «Юктэ» из села Иенгра.

Режиссер церемонии открытия Международного чемпионата по традиционному оленеводству, директор Якутского колледжа культуры и искусств им. А.Д. Макаровой Захар Никитин отметил особую важность сохранения и бережной работы с фольклором народов Севера: «Для церемонии открытия чемпионата мы решили использовать очень красивую легенду о спящей красавице, превратившейся в гору. Но оказалось, что существует несколько различных версий происхождения той горы, которая является священной для эвенков Южной Якутии. В итоге мы использовали вариант легенды в трактовке и обработке Виктора Юхновец. Вместе с артистами Государственного театра КМНС поставили эту притчу. Хореографом-постановщиком и главным балетмейстером творческой группы была опытнейший мастер своего дела Любовь Алексеевна Никитина, главный сценарист – преподаватель ЯККиИ Мария Гаврильевна Боппоенова. Я сам, как режиссер, очень обогатился во время работы с этим материалом. Ведь такие легенды привязаны к конкретной местности, исконной среде обитания народа, которая является для эвенков одновременно и домом, и местом силы. Мы якутяне, независимо от национальности, очень трепетно относимся к окружающему нас миру, гармонии в природе. Именно это мы хотели показать нашей притчей».

В постановке рассказывается о том, как два юноши-охотника влюбились в дочь могущественного шамана. Но жестокосердная красавица лишь посмеялась над ними и сказала, что отдаст свое сердце самому удачливому из них. Из-за этого браться сперва поссорились, а потом и начали биться друг против друга. От той битвы земля пошла трещинами, обмелели реки и озера, а звери и птицы покинули леса. В итоге старый шаман был вынужден усыпить свою дочь и она обратилась в гору, чей вечный сон оберегает Иенгру.

«В программе чемпионата очень хорошо были отражены оленеводческая культура, традиции. Это было видно как по постановке «Легенда о спящей красавице», так и по общей тематике культурной части, – рассказывает знаток эвенкийского фольклора и языка, Почетный работник образования РФ Светлана Степановна Михайлова. – Например, ребята-школьники из танцевального ансамбля «Эннэкэн» села Хатыстыр показали композицию о временах года, каждое из которых несет определенный смысл для оленевода. Так, лето – это пора роста оленят и самый разгар работ по выпасу, а осень – это время обильного питания для оленей. Зрители увидели старинные эвенкийские обряды, такие как нимат. Это особый обряд вид подношения гостям, его корни уходят в древность, когда охотник добыл мясо, то он должен обязательно поделиться своей добычей с близкими, соседями, друзьями. Не остались в стороне и танцы. Например, дэвэ – женский танец, созывающий на общее дело или сорайкан – быстрый, веселый танец, воспевающий одежду и предметы быта».

В селе Иенгра силами организаторов был проведен аутентичный обряд посвящения в оленеводы, а также обряды очищения и сэвэкэн. Именно в век глобализации традиционная культура нуждается в особо бережном отношении.

«Сохранение традиционной культуры оленеводческих народов, восстановление обрядов, ритуалов, живая реконструкция на сцене древних легенд помогают сохранить идентичность народа, открывают для нас богатейшие пласты культуры. Ведь тем и сильна наша страна – единством народов и многообразием их культур», – резюмировал Захар Никитин.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх