Якутские древние истуканы для «ниспрошения» души ребенка

«Деревянный антропоморфный идол («эмэгэт») поставленный шаманом во время обряда ниспрошения кут (души) ребенка у божеств Айыы.

Молодой этноархеолог Денис Петров, сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера (Сибирское отделение Российской Академии Наук),  под псевдонимом @byrkyngaev ведет очень интересную страницу о Якутии в Instagram. История саха и других народов, проживавших на современной территории  нашей республики, известна нам, ее жителям, меньше, чем история народностей Европы. В блоге Дениса можно узнать совершенно невероятные факты о  быте наших народов, шаманизме, обрядах и увидеть редкие снимки древних захоронений, артефактов и многого другого. Денис с коллегами регулярно выезжает на археологические раскопки и размещает об этом посты.

Некоторые выдержки со страницы Дениса:

«Нет, это не лодка, а в руках не рыба. Интересно, когда исчезнут все надмогильные чардаты, юрты-балаганы и еще стоящие сэргэ? Увидят ли их наши внуки? Сложно представить родные пейзажи без столь привычных глазу деталей. Все это надо заснять, задокументировать, изучить.
Разведка в Ожулунском наслеге Чурапчинского улуса. Фото Розалии Иннокентьевны Бравиной, моего научного руководителя — профессора и доктора исторических наук

«Деревянные истуканы, поставленные для обряда ниспрошения «кут» (души) ребенка. Кутанинский наслег, Сунтарский улус.

Мать-душа человека («ийэ кут») также называлась «ма5ан кут» — белая душа. Представлялась она в виде белой вошки с рогами, обитающей в сердце человека.

Земля-душа («буор кут») отличалась от мать-души только своим коричневым цветом; находилась она в ушах человека, откуда иногда выходила по вечерам, чтобы показаться человеку, которому было суждено умереть в ближайшее время. С земля-душой связана традиция лицевых покрывал «аннах» — лицо покойника закрывалось куском ткани или шкуры, чтобы душа не вышла слишком рано. В противном случае, буор кут становился зловредным духом «юер».

Воздух-душа («салгын кут») была невидимой.

У лошадей и коров было только две души: мать-душа и земля-душа. У первых они напоминали блох; у вторых были похожи на клопов. Цвет зависел от масти животного.

У детей три кут не были скреплены между собой; только тогда ребенок становился полноценным человеком, когда появлялся в 5-6 лет «сюр» — психическая способность (т.е. личность). Если ребенок умирал раньше этого возраста, то его мать-душа улетала в виде птички обратно к божествам. Поэтому для бездетных пар шаманы сооружали птичьи гнезда, в целях привлечения детской души.»

«Уникальное курганное захоронение начала 20 в. в Кюндядинском наслеге Нюрбинского улуса.
Курганная насыпь сооружена в виде земляной башни, скрепленной связанными между собой жердинами, с конической дощатой крышей. Конструкция схожа с якутской печью-камельком. Бревна ограды заостренены по ходу солнца.

Могила принадлежит, согласно информации, жене местного богача.

Даже среди очень поздних могильных сооружений встречаются вот такие прекрасные образцы. Традиция курганных захоронений, зародившаяся в древнейшие времена, продержалась у нас до прошлого века.»

«Керамический горшок XVII-XVIII (?) вв. с антропоморфной личиной, случайно обнаруженный в лесном массиве в Хангаласском улусе. Рядом лежат артефакты каменного века (нуклеусы, пластины, наконечники, вкладышевый нож) и неопределяемый хронологически талисман из цветмета. Фото краеведа Прокопия Романовича Ноговицына.

Горшок, по всей видимости, представляет собой «туктуйэ» — вместилище души. Судя по звериному оскалу, в нем был закупорен весьма злобный болезнетворный дух.

В XVII в. на территории Якутии было три опустошительные эпидемии оспы, занесенной казаками. Можно себе представить тот ужас, который вселяла эта болезнь, уродующая облик человека до неузнаваемости перед тем как убить. Тяжелее всего пострадали юкагиры, потерявшие до 80% своей численности. Во многих местах, где кочевали тунгусы, остались стоять только юрты с мертвецами внутри — некому было их хоронить. Якуты же умирали реже, и, возможно, спасение заключалось в их скотоводческом хозяйстве. Еще в XVIII в. европейцы заметили, что смертность от оспы среди кавалеристов в армии гораздо ниже, чем в пехоте; то же касалось и доярок на фермах. Оказалось, что через контакты с домашним скотом они заболевали коровьей оспой, несмертельной для человека, и в результате чего появлялась устойчивость к натуральной оспе. Так была изобретена вакцинация (от лат. vaccus — «корова»).

Примечательно, что в якутских легендах о борьбе с духом оспы, шаман выступает в облике огромного быка-пороза — может люди в старину догадывались по наитию, что скот дает какую-то защиту?»

Отрадно, что «век современных технологий» позволяет нам, не выходя из дома, знакомиться с историей народов Якутии. 

Ссылка на страницу Дениса Петрова: https://www.instagram.com/byrkyngaev/

 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх