Якутская шаманка — удаганка: кто она?

С самого начала этнографического изучения якутов, исследователи отмечали генетическую связь шаманства и женщин. Кроме известного существования женщин-шаманок (удаҕан), это выражается и в ряде фактов: на шаманском плаще есть две подвески, обозначающие груди (эмиий кэрэтэ), шаманы и женщины не должны спать на правой стороне конской шкуры, шаман распускает волосы во время камлания, разделив их на пробор по середине, в случае отсутствия специального кафтана, шаман мог камлать в девичьем пальто, при обряде проводов богини Айыысыт, мужчинам нельзя было находиться в помещении, а шаману разрешалось и пр.

Поэтому, некоторые исследователи склонялись к мнению, что так называемый «чёрный шаманизм» (к которому относились и абааһы ойууна, сиэмэх ойуун) произошёл от женского шаманства. Удаганки действительно не относились к светлым шаманам (айыы ойууна) или алгысчытам. Как правило они не выходили замуж и не имели детей, но известны случаи, когда женщина заболевала шаманской болезнью будучи матерью семейства. Стереотипное мнение о том, что шаманки должны быть некрасивы и нелюдимы не совсем верны. Есть множество преданий, где говорится о красоте и особой женской энергетике удаганок.

Фото В.И. Иохельсона, опубликовал тгк PRynaya Якутия

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх