Якутская сериаломания – это совсем другая история
В первые дни января пресс-служба правительства республики, а следом и все новостные ленты одномоментно выдали торжествующую новость года.
— «Кассовые сборы фильмов, которые были сняты в Якутии в 2023 году, составили 100 млн рублей… Лидерами кинопроката по кассовым сборам стали картины «Айта» — 26 млн. рублей, «Лоокуут и Ньургуьун» – порядка 22 млн. рублей, «Харчы. Иэстэбил» — более 8 млн. рублей». В контексте этой информации присутствует прелюбыпытнейший момент, достойный особого внимания и пристального взгляда на новый феномен – процесс освоения якутскими кинопроизводителями еще одного жанра, упрямо набирающего обороты.
Замыкающий тройку лидеров проката фильм «Харчы. Иэстэбил» — по природе своего замысла и создания продукт совершенно иного плана – синтезированный, сконструированный и в отличие от своих классических собратьев «Айта», «Лоокут и Ньургусун», мягко говоря, не одного поля ягода. Как известно, это оригинальная версия 16-серийного сериала НВК «Саха», сжатая с предыдущими сериями в формате полнометражного художественного фильма до заключительного финала. Развязка сериала из телеканала перекочевывает на широкий экран, в залы кинотеатров республики. В результате удачной уловки поклонники сериала «Харчы» охотно выбрались из четырех стен, в едином порыве объединились в кинозалах с тем, чтобы вместе разгадать тайну сюжета и насладиться хэппи эндом.
Надо отдать должное и оригинальной пиар-компании с презентами в виде черных кружек «Харчы» с шоколадными монетками и пригласительными билетами в виде судебных повесток. Такой креатив с тонким юмором присущ далеко не всем якутским кинопремьерам.
Зал на премьерном показе был набит до отказа. Такой же аншлаг был и в прошлом году на показах заключительной серии сериала «Кун кыыhа Куннэй». Бюджет фильма был отбит с лихвой, кассовые сборы проката художественного фильма «Куннэй» составили 6,5 миллионов рублей. Зрители специально приезжали в Якутск из улусов с целью посмотреть заключительную серию в кинотеатре, вживую встретиться с полюбившимися героями и персонажами сериала. Они рукоплескали НИКЕ – исполнительнице главной роли. В известной певице Нике народ открыл новую грань таланта — замечательную драматическую актрису.
Интересно, в какой светлой голове зародилась эта смелая идея — схема привлечения телезрителей от дивана к широкому экрану? Сейчас уже никто не вспомнит. По словам заместителя директора кинотеатра «Лена» Георгия НИКОЛАЕВА,
— «Истинным инициатором такого стратегического хода послужила пандемия. Она-то и заставила киношников и прокатчиков подключиться к совместному мозговому штурму: как спасти кинотеатры? Ведь в 2022 году после пандемии дела у них и в стране, и в республике были в плачевном состоянии. Это здорово, что руководство НВК «Саха» в лице генерального директора Олега МАРКОВА поддержало этот маркетинговый ход, дерзкий и рискованный по сути.
По тому же принципу в ноябре 2023 года состоялась премьера «Харчы». Положительно сработал эффект прошлого года, заметно возросла предпродажа. По сравнению с «Куннэй» показатель стартового дня «Харчы» выше на 20% и, соответственно, возрос общий кассовый сбор. Таким образом, сериальный продукт уверенно шагает в ногу с лидерами проката якутского кино».
Поздравим творческую команду НВК «Саха» с поступательным движением вверх. Режиссер-постановщик фильмов Елена ЭВЕРСТОВА, сценарист Евгения ДАВЫДОВА, продюсер Марфа ПЕРМЯКОВА на деле доказали, что владеют принципами технологии успеха «знаю как» (ноу-хау). Этот опыт не засекречен, доступен, но почему-то активно реализуется и поддерживается только у нас в Якутии. Проверено по регионам, такого рода аналогов нет.
Приятно удивляет зрительская аудитория: в основном на 70% это молодежь, студенты, остальные – чуть постарше, люди активного возраста. Выросло новое поколение фанатов якутских сериалов. Здесь следует воздать честь и хвалу якутским кинематографистам, еще с нулевых взрастивших интерес и любовь к фильмам на родном языке. Следует поблагодарить и создателей самого первого телесериала на якутском телевидении «Ыаллыылар» в 90-х, его режиссера-постановщика Лидию ВАСИЛЬЕВУ, привившей коллегам-телевизионщикам творческий азарт и необъяснимую тягу к жанру сериала.
Не потому ли новое поколение зрителей так избирательно и отличается преданностью к отечественному кинопродукту. Если старшее поколение сполна получило свою дозу сериалов еще в 90-х и до сих пор «сидит на игле», ностальгируя по тем временам, то нынешняя якутская сериаломания и ее фанаты – это уже совсем другая история. Они ближе к своей реальности, идентифицированной, узнаваемой, не иллюзорной. Ваш покорный слуга не является ярым поклонником жанра сериала в принципе. Но вынуждена признать, что в данном случае любовь к сериалам способствует развитию у зрителя гибких навыков: распознавать на экране эмоции, мотивации и желания других людей и свои собственные, управлять своими чувствами и эмоциями окружения. А обладать таким эмоциональным интеллектом в наше непростое время, спасительно и дорогого стоит.
А ЧТО ДАЛЬШЕ? НЕМНОГО СОЛНЦА В ЯНВАРЕ.
Весной 2023 года служба сериалов НВК «Саха» сообщила, что приступила к съемкам очередного сериала с рабочим названием «Былыт быыhынан кун». Режиссер-постановщик сериала — Ольга УШНИЦКАЯ, сценарист — Сардана СИВЦЕВА — Даана Сард, известна по таким работам как «Ааспыт ааспат амтана», «Тайна одного лета» и «Дьол тааһа».
С 15 января 2024 года нас ждет новый сериал с утвержденным названием «Эн эрэ». Краткий анонс начальника службы телесериалов, продюсера Марфы ПЕРМЯКОВОЙ звучал интригующе привлекательно:
Всегда ли цель оправдывает средства? Трагическая судьба главной героини оставила неизгладимый след в жизни ее студенческих подруг… И даже спустя 20 лет их прошлое отдается эхом в их настоящем. Зрители будут следить за превратностями судьбы главных героев и их детей. Сопереживать им и надеяться на лучшее.
— Почему сериал называется «Эн эрэ»? Оригинальное название изменено. В съемочном процессе режиссерские коррективы неизбежны. Рука режиссера вправе вносить в канву сюжета свое авторское видение, исходя из реальности что-то изменять, что-то дополнять? — эти и другие вопросы я задала режиссеру-постановщику Ольге УШНИЦКОЙ.
ОУ: Рабочее название изменено режиссером в процессе работы над сценарием. Звучит неплохо. Но согласитесь, в переводе оно перекликается с названием известного романа «Немного солнца в холодной воде» Француазы Саган. Новое название, более емкое и хлесткое по звучанию «Эн эрэ» родилось неслучайно, естественным образом органично вплелось в историю повествования. Дело в том, что саунтреком к фильму мы взяли две композиции Ирины ЕЛИЗАРОВОЙ «Эн эрэ» и «Маннайгы таптал».
Согласитесь, у каждого из нас есть человек, без которого он жить не может. Так вот это ключевое слово из песни и стало слоганом жизни героев «Эн эрэ» (Только ты). В сериале разворачиваются несколько любовных историй. На фоне бытовых проблем, кредитов, ипотек, у героев обнажается линия сюжетных эмоций. В ролях заняты студенты Якутского колледжа культуры из класса режиссуры. Надо заметить, яркие и талантливые ребята, пытливые умы, чистые в помыслах, практически готовые актеры. В сериале снимаются непрофессионалы — обычные люди, желающие, добровольцы, все были в банке данных.
Кастинг вели на интиутивном уровне. Внешний вид, типаж, характер в соответствии с героем. У продюсера Марфы ПЕРМЯКОВОЙ за спиной более 10 сериалов – глаз-то наметан. Она тоже внесла свои веские коррективы и оценки при выборе исполнителей. Это я ощутила и на площадке, где следишь за ансамблем, а потом уже при монтаже, где сразу считывается потенциал исполнителя. Люди из реальной жизни на экране выглядят естественнее и органичнее театральных актеров. Возможно, кастинг был безошибочен, по темпераменту они совпадают со своими героями.
Да, в каждом сериале должны присутствовать некие усилители воздействия на зрителя. — Прекрасный голос Ирины Елизаровой, ее популярные песни в эпоху нулевых отлично коррелируются с историями в флэшбэках. На суд зрителей Сардана Сард внесла современный элемент – монологи героев, которые выводят сериал совершенно на другую стилистику. Это, конечно, не новый телевизионный прием, но он работает.
Обратите внимание на использование локаций Якутска. Наряду с центральной площадью города, в кадр вошли новые зоны в микрорайонах, по-иному предстает Студгородок, Главный учебный корпус. Якутск воспринимается совершенно по-другому. Визуал совершенно другой, молодое поколение смотрит на пространство другими глазами. Словом, интермедиальность здесь имела место быть.
По замыслу сценария «Немного солнца среди туч» Сардана хотела рефреном запустить лучи солнца в начале и в финале. Но мы же снимаем не полный метр, а 16-серийный сериал, где все происходит в сплошной динамике. Однажды мы сняли за один день около 30 эпизодов – немыслимо! Это когда паровоз разгоняется… и за короткий отрезок времени достигает пункта назначения. Спасибо команде! Люди работали на результат, голым стержнем, без экивоков, сразу в огонь… Атмосфера была особенной.
PS: Сегодня создатели сериалов оттачивают свое мастерство. Шлифуют инструменты. Лет через 5-10 мы станем свидетелями прорывного движения якутских сериалов. Впереди нас ждут масштабные исторические драмы, семейные саги, экранизации якутской классики… Сомнений нет.
+7 (999) 174-67-82