Якутская анимация: Уникальный культурный контент
Виталий Макаров: Главная задача якутских аниматоров создать конкурентоспособный контент
С 2012 года в России отмечается День российской анимации. Официальным днём художников мультипликаторов и всех, кто связан с данной творческой отраслью стало 8 апреля. В Якутии мультипликация на ряду с кино находится в стадии подъёма. И с недавнего времени получает ощутимую поддержку на государственном уровне.
О задачах и перспективах стоящих перед якутскими мультипликаторами рассказал художник-дизайнер, преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики АГИКИ Виталий Макаров*.

В чём преимущество анимации перед кино?
— Анимация обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным кино — это
безграничная фантазия в кадре. Можно создавать любые миры, персонажей и сюжеты, не ограничиваясь физическими законами или бюджетом на спецэффекты. Анимация универсальна она подходит для всех возрастов, начиная от детских сказок и заканчивая сложными философскими темами. Это гибкость стилей — от классической рисованной анимации до 3D, стоп-моушена и экспериментальных техник. Долговечность – анимационные работы меньше зависят от актёров и моды, оставаясь актуальными десятилетиями.
В чём особенность и отличие российской анимации от зарубежной?
— Российская анимация имеет свои уникальные черты основанные на сказочных и литературных сюжетах. В ней присутствует глубокий психологизм, который можно наблюдать в таких творениях как: «Гора самоцветов», «Ёжик в тумане» и даже в советской версии приключений «Винни-Пуха». В российской анимации преобладает авторский стиль в ней меньше коммерческого шаблона, больше экспериментов.
Какие перспективы есть у якутской анимации?
— Якутская анимация имеет большой потенциал, поскольку она может черпать сюжеты и образы из уникального национального фольклора. Из шаманских мотивов и в целом из богатой мифологии народов Севера. Большой задел для творчества даёт эпос «Олонхо». Это возможность показать миру якутские традиции и современность. Таким образом мультфильмы позволяют не хуже кино сохранять культурную идентичность. Но в тоже время необходимо работать и над осмыслением общечеловеческих вопросов.
Какие задачи стоят перед якутскими аниматорами?
— Одна из основных задач это сохранение традиций – адаптация якутских мифологии в современном формате. Но также необходимо работать над созданием конкурентоспособного контента. Соблюдать баланс между национальным колоритом и глобальным восприятием. А для этого необходимо участие в фестивалях, сотрудничество с российскими и зарубежными студиями. В целом признаком развития якутской анимационной индустрии будет появление большего числа местных студий, конкурентной среды. Но это требует времени и государственной поддержки отрасли.
Какая поддержка существует у аниматоров в Якутии в настоящее время?
В республике есть несколько форм поддержки: Гранты и финансирование от Министерства культуры Якутии. Поддержка от Синет спарка. Образовательные проекты: мастер-классы, коллаборации с крупными студиями (например, «Союзмультфильм»). Сейчас якутская анимация находится на подъёме, и при должной поддержке может стать ярким явлением не только в России, но и в мире, — заключил Виталий Макаров.
В прошлом году на II фестивале анимации TO:KU FEST, вице-премьер Анатолий Семенов сообщил, что в 2023 году в Якутии было произведено 500 минут анимации. Что по хронометражу составляет почти половину от всех выпущенных в регионах Дальнего Востока мультфильмов.
Напомним в 2023 году на сессии «Якутия – новый центр кинопроизводства России» в рамках I ежегодной конференции киносообщества Республики Саха (Якутия). Ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева сообщила, что в рамках программы «Приоритет 2030» вуз внедряет четыре новые образовательные программы в сфере кино и анимации, ювелирному дизайну, мастер- планированию и управлению развитием территорий в условиях приполярного климата, теории и методологии когнитологии в библиотечно-информационной цифровой среде.
Согласно указу главы Якутии «О развитии креативной экономики Республики Саха (Якутия)» поставлена цель — до 2030 года увеличить количество производимых минут анимации до 2500.
И об истории Дня российской анимации. 8 апреля 1912 года, состоялась премьера первого российского мультфильма «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей». Сюжет картины был посвящен теме несчастной любви в мире насекомых. Автором и создателем этого мультфильма был Владислав Старевич, биолог по образованию.
Биологическое образование автора повлияло на техническое исполнение мультфильма. Он был снят по принципам кукольного кино, но вместо игрушечных фигурок использовались препарированные насекомые.
На публику начала двадцатого века анимационная картина произвела огромное впечатление. Многие были убеждены что Владислав Старевич сумел выдрессировать живых насекомых и они действовали в кадре как актёры.
Уже в 2012 году к столетию премьеры мультфильма «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей» 8 апреля было объявлено Днём российской анимации.
При этом 6 апреля был Всемирный день мультфильма. Учрежденный Международной ассоциацией мультфильмов в 2002 году. Дата была выбрана не случайно. В этот день 1906 году Джон Стюарт Блэктон (журналист) и Альберт Смит (инженер), выпустили серию первых в мире анимационных фильмов под названием «Комические фазы смешных лиц».
+7 (999) 174-67-82
