Якутия отмечает 100-летие со дня рождения своего первого профессионального хормейстера

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Февронии Баишевой (1925-2017) – первого якутского профессионального хормейстера, основателя хорового исполнительства в нашей республике, крупного музыкального и общественного деятеля, народной артистки Республики Саха (Якутия), заслуженной артистки РСФСР и ЯАССР, ветерана тыла, ветерана труда, депутата Верховного Совета ЯАССР (IV созыва), депутата Якутского городского совета депутатов трудящихся (IV cозыва), почетного члена Всероссийского хорового общества, кавалера ордена «Знак Почета», награжденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и знаком отличия «Гражданская доблесть». Она относится к одному из первых поколений музыкальных деятелей Якутии, заложивших основы профессиональной музыкальной культуры и образования в нашей республике.
Ф.А. Баишева родилась 8 июля 1925 г. в м. Хоточчу Жабыльского наслега Мегино-Кангаласского района. Обучалась в музыкально-вокальной студии при Якутском драматическом театре и подготовительном отделении Свердловского музыкального училища. Выпускница дирижерско-хоровой класса национальной студии (преподаватель С.В. Попов) дирижерско-хорового факультета Московской консерватории. В 1951-1988 годах работала преподавателем в Якутском музыкальном училище, хормейстером в Якутском Радиокомитете, главным хормейстером и художественным руководителем хора Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. В 1966-1968 годах занимала должность заместителя министра культуры Якутии по вопросам профессионального искусства.

Под руководством Ф.А. Баишевой исполнялись произведения крупной формы из национального репертуара: «Якутская праздничная» Г. Григоряна, «Счастье якута», «Северная легенда», «Слава России» Г. Комракова, «Огни седого Вилюя», Детские игры якутского лета» Н. Берестова, «Солнечная Лена», «Память», «Песня Аал-Луук мас», В. Каца и др.
Хор под управлением Ф.А. Баишевой впервые осваивал репертуар отечественных и зарубежных классиков: оратории «Самсон», «Мессия Г. Генделя», «Сотворение мира» Й. Гайдна, части из «Реквиема» В. Моцарта, «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра» Л. Бетховена, «Весна» С. Рахманинова, «Александр Невский» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни» Г. Свиридова, песни народов мира и братских республик.

Она принимала активное участие в первых постановках шедевров русской и национальной оперной классики на якутской сцене «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, «Нюргун Боотур» М. Жиркова, Г. Литинского, «Цветок Севера» и «Лоокут и Нюргусун» Г. Григоряна, «Песнь о Манчаары» Г. Григоряна , Э. Алексеева и др.
Феврония Алексеевна Баишева была главным хормейстером легендарных Вечеров и Дней якутской литературы и искусства в Москве (1957), Москве и Уфе (1972), Москве и Ульяновской области (1982). Ф.А. Баишева была председателем Якутского хорового общества и художественным руководителем хора Якутского радио.
Будучи членом республиканского общества «Знание», а в 1960-1970 гг. — членом его правления, Ф.А. Баишева вела большую просветительскую деятельность в области музыкального искусства как лектор, выступая перед населением Якутии. Слушатели якутского радио старшего поколения помнят её многочисленные радиопередачи о музыке, о творчестве отечественных и зарубежных музыкантов.

Феврония Алексеевна оставила после себя значительное творческое наследие. Она является автором книг «Тернистый путь к волшебным звукам» (2003), «О музыке и музыкантах» (2010), составителем и редактором двухтомного сборника песен Г. Григоряна «Сахам сирэ барахсан» (1972), сборника Ф. Лобанова «Эн комсомол, мин дьолум» (1984), целого ряда других аналогичных изданий, множества статей и очерков, посвященных музыкальному искусству Якутии.
Высокий профессионализм и активная гражданская позиция являлись характерной чертой авторского стиля Ф.А. Баишевой. Она закладывала основы государственного управления музыкальными, художественными учебными и театрально-зрелищными заведениями Якутии, курируя работу художественных советов министерства по музыкальным и драматическим произведениям. Именно в те годы были созданы многие пьесы, оперы, симфонии, ныне составляющие гордость якутского музыкального, театрального искусства.
Вся жизнь первой якутской женщины-дирижера является примером беззаветной преданности и служения своей родине и родному народу.

В ознаменование знаменательной даты Якутским хоровым обществом, которое на протяжении многих лет возглавляла Феврония Баишева, было приурочено проведение Круглого стола в ее честь, был проведен Республиканский фестиваль-конкурс хоровых коллективов в рамках регионального этапа Всероссийского хорового фестиваля. При поддержке администрации и управления культуры Мегино-Кангаласского улуса РС (Я) был учрежден специальный приз «Душа хора», который будет вручаться лучшим хормейстерам Якутии.
Читайте так же Русский сводный хор и зрители вместе спели великие песни страны
Председатель Якутского хорового общества, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) ТАТЬЯНА ПАВЛОВА-БОРИСОВА
+7 (999) 174-67-82
