Выставка якутского художника произвела фурор, но на вопросы посетителей никто не мог ответить…

В российской столице в рамках Дней Дальнего Востока, Республика Саха представила инновационную мультимедийную 3D выставку работ именитого якутского художника Тимофея СТЕПАНОВА «Ожившие легенды эпоса Олонхо».

За несколько дней до открытия выставки якутская диаспора в Москве стояла на ушах: «Надо обязательно сходить!»

Ровно в назначенный час в Экспоцентре, где проходила выставка, яблоку было негде упасть: пришли все слои населения – гости столицы, представители национальных республик, бизнесмены, бандиты, студенты, простые домохозяйки. До последнего в Экспоцентре ждали и постпреда в Москве Андрея ФЕДОТОВА, но тот не явился, несмотря на то, что был заявлен в программе. Прошел слух: накануне Сандаминович в тонких туфлях Haute Couture прошелся по холодному асфальту и теперь он сильно кашляет и чихает.

«Да фиг с ним, тоже мне важная птица! – кто-то раздраженно крикнул из организаторов выставки. – Без него обойдемся. Давайте уже начинать!»

И тут зазвучали фанфары – открылась выставка!

«Где наш постпред? Неужели заболел и ему реально плохо?» – хотел было я задать вопрос «государственной даме», как любя её величает якутская диаспора, руководителю Управления по социальным вопросам, межрегиональным связям и связям с общественностью Вере СВЕШНИКОВОЙ, но её телефон в очередной раз был не доступен.

«Она не жалует якутских журналистов, поэтому все их номера стоят в игноре», – сообщили мне сотрудники Постпредства по большому секрету.

– Официальное открытие выставки состоялось в августе этого года в историческом парке «Россия – моя история», – рассказала куратор выставки Айталина ПОЛИКАРПОВА. – Успех был неимоверный. Мы даже не ожидали, что будет такой интерес к творчеству художника, особенно со стороны молодёжи. Это радует. Значит, творчество Тимофея Андреевича живет в сердцах народа. Поэтому, когда Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) предложило нам поехать с выставкой в Москву, мы согласились, не раздумывая – пусть и жители российской столицы знают, что жил такой великий якутский творец.

Для «оживления» полотен живописца и создания данной выставки применен современный метод, 3D-мэппинг, проведенный в студии Дмитрия НИКАНОРОВА.

Как говорит Айталина Поликарпова, они хотели привезти в Москву и Дмитрия Никанорова, и коллектив музыкальной группы URAAN, которая по задумке авторов должна была дополнить идею выставки. Но, увы, как это у нас обычно бывает, не хватило финансов.

Интерес к якутской экспозиции был неимоверный. Многие ждали, что на выставку приедут вдова художника Нина САННИКОВА, ныне живущая в Геленджике или его дочь Айталина СТЕПАНОВА. Но их не было, видимо, смета мероприятия не позволила их пригласить. Между тем, посетители выставки активно интересовалась биографией художника: где он родился, как рождались его шедевры. Ответить на эти вопросы было некому. При всём моем уважении к сотрудникам Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), которые курировали выставку, даже они не могли ответить на вопросы сотен, а то тысяч посетителей. Более того, они даже не знали, сколько работ было представлено на выставке, не говоря уже об их названиях.

SakhaLife выяснил, что на выставке в Москве было представлено 15 инсталляций, среди которых «Кун Куо», «Земля Удаганок», и др. 

Цикл картин, написанных маслом, в данном случае в 3D исполнении рассказывает о трех мирах – Среднем, Верхнем и Нижнем. Здесь сосредоточено все и вся – и устно-фольклорная мысль народа саха, его мечта, альфа и омега, и представления самого художника, его своеобразная космогония о вселенной. Удивительны герои полотен, их мощь и сила, эпическая красота – Нюргун Боотур Стремительный, Кyн Kуо, жители Срединной земли, божества Верхнего мира. В свою очередь Нижний мир выступает как своеобразный антипод, прекрасный в своей уродливости, где все существа, напоенные сочной народной фантазией, поразительно живописны в своей эстетике. Также на картинах можно увидеть смерть шамана и его полет: когда земная жизнь кончается, души шаманов отправляются навстречу звездам, заключенные в птицу Ийэ-кыыл; там они ждут в виде звезд новых перерождений. Считается, что падающие звезды – это души, возвращающиеся на землю, чтобы возродиться в новом теле.

– Мой муж был гениальным художником, – рассказала по телефону вдова и муза художника Нина Егоровна Санникова, которая сейчас живет в Геленджике. – Его мать умерла при родах. В итоге мой Тимоша в 1943-м году попал в Тойбохойский детдом. Помню, он рассказывал, что в четыре года, страдая трахомой, почти слепой мальчик, прочитал олонхо «Мюлдью Бе5е». С тех пор его жизнь поменялась на все 180 градусов. Мальчик начал жить в мире якутских сказок, былин и эпоса Олонхо… Судьба удивительная штука: времена были страшные – холодные и голодные, все думали, что мальчик не выживет без родителей, а мой Тимоша взял да выжил. Видимо, так было уготовано Верхними Айыы, чтобы он принес радость своему народу. Да и теперь, наверное, всему миру. В последние годы резко возрос интерес к творчеству Тимофея Степанова со стороны разных продюсеров – мне пишут со всего мира, включая Европу, Азию и Америку. В 1968 году окончил Якутское художественное училище, в 1977 году – Ленинградский художественный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1977 года – художник-реставратор Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Он был единственным специалистом с академическим образованием в огромном регионе Дальнего Востока и Сибири.

По словам вдовы художника, он бы и сейчас жил и творил, если бы не зависть недругов, которые сделали всё для того, чтобы уничтожить великого мастера (Тимофей Степанов скончался в 2005 году  в возрасте 62-х лет от рака крови, – от ред.)

На мой вопрос, кто всё же «сломал» художника, Нина Егоровна отвечает: «Вам нужны имена? Ок, вот пожалуйста, их имена! (Далее – идет длинный список известных деятелей искусства РС (Я). По этическим соображениям, их имена не называются, – ред.). Зависть – разрушающая сила, способная сломить кого угодно, а творческого человека – тем более. Мужа защищал лишь Дмитрий Кононович СИВЦЕВ — Суорун-Омоллоон, но даже его голоса, несмотря на авторитет, было недостаточно…»

– Тем не менее, мне кажется, Тимоше грех жаловаться на судьбу, – продолжает наш разговор Нина Егоровна. – Еще при жизни он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, Почетной грамотой Правительства Республики Саха (Якутия), знаком «Отличник культуры СССР, что согласитесь, немаловажно для человека. Народный художник Республики Саха (Якутия). А главная награда для художника – это любовь и признание народа!

-Были ли вы счастливы как женщина вместе с Тимофеем Андреевичем? – спрашиваю Нину Егоровну.

– Наверное, я сама счастливая женщина на свете, несмотря на то, что пятнадцать лет являюсь вдовой. Я всегда была под его защитой, хотя все заботы по быту ложились на мои плечи. Мне приходилось стоять в длинных очередях за хлебом и колбасой, но мне это было в удовольствие. Я уже тогда понимала, что живу с гением, который выше всех этих наших мирских хозяйственно-бытовых проблем. Я и сейчас служила бы ему, лишь бы он был жив и творил (плачет в трубку). Сейчас ему было бы 76 лет, вполне реальный возраст, чтобы жить и радоваться жизни, тем более, уже пошли внуки. Вы спрашиваете, почему у нас только одна дочь? Нельзя некоторые вещи говорить журналистам, но я расскажу вам: Тимофей Андреевич, подчеркну, был выше наших земных проблем. Он считал, что физические отношения изматывают и опустошают душу и тело – лучше сконцентрироваться на творчестве. И он был прав. Художник Степанов после себя оставил более 300 гениальных работ, которые еще предстоит анализировать и систематизировать предстоящему поколению. Есть большие циклы «Олонхо», «Библия» (39 картин) и другие, есть и одиночные работы.

– Все свои полотна отец писал в выходные и в свободное от работы время, –  присоединяется к нашему разговору дочь художника, галерист Айталина Тимофеевна. – Он, как многие знают, работал в НХМ, был реставратором, на что уходило его основное время. Отец словно чувствовал, что ему отпущено не так много, и работал на износ, стараясь претворить как можно больше. Отец любил повторять: «Ус уйэ5э кэлбит киhибин!» («Я пришел на три века!»). И мне кажется, так оно и есть!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх