Все-таки Екатерина Тайшина гениальна: поставить для ребят такую волшебную русскую сказку со своим неповторимым по красоте великолепным рисунком и захватывающим развитием событий, что для сравнения годится разве что палехская шкатулка, которую хочется рассматривать и рассматривать. Она дважды была права, когда говорила о том, что якутская балетная труппа ничуть не уступает театрам других городов. Но главное даже не в этом. У наших артистов есть свое лицо, свой неповторимый стиль — ребята прекрасны, и хореограф видит их возможности, каждому дает право показать себя, проявить свой талант.
В спектакле «В Тридевятом царстве», премьерный показ которого пришелся на День защиты детей 1 июня в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона, мы увидели третий состав исполнителей и, честное слово, невозможно сказать, что вот кто-то в нем был ярким, а кто-то остался в тени.
Все блистали. Это мастер пируэтов Павел Необутов, исполнивший партию Иванушки — здесь он лирический герой, этакий Алеша Попович, младший богатырь, влюбленный и геройский, готовый сражаться хоть с самим Кащеем, а хоть и с царем. Завораживает его схватка на равных на мечах с Кащеем, когда они оба стремительно кружат на сцене и умиротворяет его добролюбивый характер, когда он прощает царя. Как он ловок, когда ловит свою Жар-птицу, а уж как радуется своему счастью, когда ведет, наконец, Василису под венец!
Очень ярок артист Айтал Ефимов — он играючи танцует своего Стёпку и балует нас акробатическими трюками. Чудесен исполнитель как в хореографическом, так и драматическом планах Аркадий Посельский — его мы видим в роли Баби-Яги. Николай Попов мастерски демонстрирует нам ужас и страшную силу Кощея. Замечателен Афанасий Максимов, в исполнении которого царь и вправду нелеп и смешон. Леонид Попов и Екатерина Никитина буквально срослись с образами Лешего и Кикиморы. И тут нельзя не отметить работу гримёров, которые отлично потрудились над нечистой силой.
И, конечно, заворожила своим великолепием Жар-птица — Динара Гасанбалаева, буквально спустившаяся на поле с небес. Поймал-таки её Иванушка! Рассказала ему, как одолеть нечистую силу!
В аплодисментах и «браво» искупали Александру Лареву: мягкая, пластичная, безупречная — настоящая Василиса! Своим танцем она буквально перетянула на себя всё внимание публики — впрочем, так и должно быть: она же Премудрая)
Бесподобны кордебалеты, изумительны костюмы, много русскости — от самоваров и скоморохов до характерного русского танца в исполнении девушек, плывущих на сцене в стиле знаменитого на весь мир ансамбля «Березка». Помните, он был визитной карточкой Советского Союза, а теперь — России. Они же, кстати, эти танцовщицы, и чудесные жар-птицы — огонь какие! Так ведь они же —ещё и бесподобные русалки. Они не одни обитатели дна морского: впечатляюще выходят из пены морской «тридцать витязей прекрасных» в кольчугах из «чистейшего серебра» и со стальными мечами — одним грозным видом своим они помогают Иванушке одолеть навалившуюся на него нечисть…
Еще одна особенность, которую я хочу отдельно подчеркнуть: такого спектакля нет ни в одном городе. Балетов-сказок для детей вообще в стране мало: есть Конёк-Горбунок, Снегурочка, вот, пожалуй, и всё. «В Тридевятом царстве» — бесценный подарок нашим ребятишкам, добрый, понятный, продуманный, от «а» до «я» целиком и полностью придуманный Екатериной Тайшиной. В том числе и в музыкальном смысле. Это её сказка, рассказанная якутскими артистами. И это еще одно великолепное чудо: жаркая русская сказка, родившаяся на севере страны, в национальной республике.
А это значит, что этот замечательный детский спектакль нужно и должно являть миру, восхищать им публику, радовать ребятишек, прививая, если мы и вправду хотим этого добиться, любовь к родине. Тем более, сейчас, когда мы говорим о сбережении богатого русского наследия. Чай, на русских сказках выросли.